Честно говоря, в этом году я хотел осваивать совсем уж дальние уголки Мещёры при помощи быстрой заброски во Владимир на экспрессе и местных автобусов. Но потом ЖеняБ
вытащил меня на болото Оршинский Мох, после чего мне захотелось показать это место ещё кому-нибудь! :) Но Оршинский Мох - это тебе не какое-нибудь Оленье в Мещёре - было понятно, что тут придётся поработать. Да и дальнейший маршрут очень логично заворачивал в Дубну с непонятным лесом в конце. ЖеняБ предлагал жестить по полной и заменить немногочисленные дорожки на азимуты и Климошино болото, но я забоялся :) Маршрут волевым решением заявил, и сразу же стал плохо спать по ночам - пришлось ехать на буднях разведывать заключительную часть. Разведка привела к неожиданным результатам - болота есть, завалы есть, берег водохранилища заболочен, а дорожки в нужном направлении отсутствуют. Легче не стало, но выспаться перед выходными наконец-то получилось!
Для столь странного мероприятия собралась приличная толпа - аж 6 человек. На вокзале на нас неожиданно выскочил сам Дима Панов - в джинсах и беговых кроссовках. “Нет, я не с вами, мне надо плитку дома класть!” - сказал он и убежал. “Хорошая примета - встретить Панова на вокзале”, - подумал я и оказался прав :)
До места добирались так: сначала на “Ласточке” до Твери, потом на такси до места. В Москве я планировал около 3 часов от вокзала до места, по факту получилось 3:30. Но это всё-равно довольно быстро для двухдневного мероприятия. Мне кажется, такие “буржуйские” варианты позволяют дотянуться из Москвы до многих интересных районов, в которые раньше ездили только в многодневные походы. Выбор такси в Твери, кстати, имеет некоторые нюансы. Например, таксисты у вокзала не очень адекватны, а звонить в такси по телефону лучше за пол-часа, а не по факту прибытия на вокзал, как мы...
Стартовали в 15:20. Сразу взяли хороший темп - немного размялись по дороге через лес и сходу начали “тропить” по болоту. Дорожка, как и ожидалось, превратилась в заболоченную канаву, болото местами засасывало, но в целом всё шло по плану. К сожалению, почти сразу пришлось разделиться с одним из участников - Василием. Он пошёл самостоятельно в более спокойном темпе, и у него было довольно много приключений (об этом ниже). Мы же быстро дошли до Петроозерья - трёх деревень в центре болот между озёрами. Удивительное место - нет ни электричества, ни дорог, а деревни живее живых - и новые дома строятся, и генераторы работают, и газончик на главных улицах подстрижен (никаких колей от машин!). Возможно, тут имеет место некоторая мода среди обеспеченных людей на необычные места, но всё-равно приятно!
После Петроозерья приятное переплывание протоки - все подготовлены, вылезаю из воды чуть ли не последним :) Потом - рабочий участок, около 12 км болота. почти всё по азимуту. Но идти не скучно - открытые участки сменяются красивыми сосенками, те - небольшими почти сухими перелесочками, зарастающими горельниками, какими-то заболоченными полянками с гуляющими по ним лосями. Зашли посмотреть на остатки самолёта времён ВОВ, но нас быстро прогнали комары :) Красивый закат долго догорал у нас за спиной. Выходили из болота по зимнику (летом - широкая канава с болотной жижей) уже в темноте. В этот момент я как-то взгрустнул - питьевая вода кончилась, мышцы начали забиваться, а народ всё пёр и пёр :) Начали лезть какие-то нехорошие мысли про “Старость не радость” и “Никогда просто так не бросят - обязательно точку в GPS поставят!”. Но костёр меня спас - хорошо посидели прямо на берегу Сози, сварили супчик, попили чай.
Второй участок изначально хотелось сделать лайтовым, “по дорожкам”. Чтобы офигевшие в болоте участники дотопали до последней части (и уж там все офигели окончательно!). Кроме того, тут были возможны и укороченные варианты, в том числе и совсем сливные через магистральный асфальт. Но применять их не пришлось - все дорожки на карте оказались реальными дорожками, никто отставать не собирался и даже разминочный азимут перед Перетрусово мы сумели заменить какими-то охотничьими дорожкам. А ещё был замечательный рассвет, пробивающийся через приятный утренний туман!
Второй костёр - на довольно красивой и чистой речушке радом с перетрусовским грейдером. Вода хорошая, но дрова огнеупорные - 50 взмахов седушкой на литр кипятка. Впереди непонятный участок - то ли идти “страшным азимутом”, то ли искать старую дорогу через вырубки на СВ. Сначала потречили дорожку, но она оказалась интересной лишь с археологической точки зрения - огромные деревья, растущие и упавшие на с трудом угадываемой насыпи никак не располагали к продолжению исследований. Решили уйти азимутом. Как-то сразу всё стало легко и понятно. Уверенно пересекли 3-4 дорожки СЮ (азимутовали на В), в конце даже нашли полезную просеку. Этот участок в этот раз почему-то показался мне довольно приятным, хоть объективно он и не очень прост.
Далее всё было просто - две деревни с грейдером между ними, Шар (второй пункт культурной программы), квадроциклетная дорожна на дамбу. В начале дамбы поняли, что надо торопиться на электричку, и втопили (средняя скорость на последних 10 км выше 6 км/ч). Расслабленно купающиеся местные удивлённо смотрели на странных людей в лосинах, фигачащих под солнцем по дамбе. Может быть, и надо было спокойно покупаться минут 15, а потом устроить фишин в стиле ГД, но мы поосторожничали: водные процедуры променяли на расслабленное посещение супермаркета и посиделки на платформе.
А с Василием, отставшим от нас в самом начале, произошла вот такая история. Он дошёл до Петроозерья, переплыл протоку и уже в темноте добрался до разбившегося самолёта. И тут он потерял карту! Остаться ночью без карты по середине большого болота - довольно стрёмная ситуация. Далее ночью по телефону мы пытались направить его в нужном направлении (связь в том районе не очень), но получилось лишь частично. Утром Василий вышел в населёнку, но не совсем в нужное место (в район оз. Песчаное). При помощи местных добрался до д. Быково, где мы оставили ему запасной комплект карт. Прошёлся по маршруту до магистральной дороги на Тверь и уехал от туда в Москву. Вот такие приключения!
В итоге у основной группы получилось 95 км за 25.5 часов - может быть, один из самых сложных, но одновременно и красивых маршрутов за всё время. Дошли 5 человек из 6. К сожалению, маршрут получился очень спортивным - чтобы пройти его в разумное время, нужно иметь неплохую физическую подготовку. Возможно, надо снижать градус спортивности и пытаться выбирать более простые или вариативные маршруты. Будет, над чем подумать в следующий раз.
Хотелось бы сказать большое спасибо всем участникам! До встречи в следующем году!
Правильный отчёт Гоши и
его трек.
Мои
фотки и
трек.