Информационная экономика - мост в будущее - 2

Jan 14, 2017 15:12


(продолжение - часть 2)



ИТПЖЦП: CALS-PLM-ERP-CAD-CAM-PDM-CRM… - поэзия жизненного цикла
  Разрабатываемая система кооперирования производителей, относится к классу сложного программного обеспечения, имеющего свой исторический опыт. Теоретической основой разработки является раздел CALS (PLM) информационных технологий поддержки жизненного цикла продукции, относящийся к совместному электронному бизнесу в виде коопераций (CPC - Collaborative Product Commerce). Кооперации в данной постановке задачи служат как одно из самых эффективных средств оптимизации бизнес процессов.
    Принятая аббревиатура CALS технологий - Continuous Acquisition and Lifecycle Support или непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла изделий.  Начиная с начала 2000 годов появилось новое сокращение PLM product lifecycle management - управление жизненным циклом продукции, имеющее свои особенности позиционирования на «гражданской» части разработок, в отличие от «военной» CALS, но, в общем - это одно и то же. «Возраст» CALS - 35  лет, «родина» - американский ВПК, основная масса разработок начинается с 90 годов, когда он становится «де факто» общемировым стандартом. Исторически причина его появление - синхронизация работы сотен предприятий ВПК для создания высокотехнологичных видов продукции методом внедрения информатизации. В дальнейшем все технологии, разработанные для военных целей перенесены на гражданскую сферу.
     Цель применения CALS - в такой стандартизации информационной среды при которой автоматизированные комплексы, обрабатывающие информацию на каждом «этапе жизненного цикла» могли интегрироваться друг с другом, причем не только в рамках одного предприятия, но главное - нескольких смежных отраслей производства, включающей произвольное количество предприятий и любой производимый продукт. Для этого унифицируется информационная среда на двух уровнях:
      первый - унификация формы предоставления информации (одни формы электронных документов, универсальные языки описания предметной среды и проектирования);
      второй - унификация содержания предметной среды. Для проектируемого продукта это достигается использованием онтологий (мета-описаний) объектов. Унифицируется перечень используемых сущностей, их атрибутов, отношений между ними, специфицируется семантика объектов конкретной предметной среды.
     Поскольку «Совместный электронный бизнес в виде коопераций» структурно пересекается с несколькими частями CALS - этой огромной информационной технологии, необходимо конкретизировать, что входит в ее состав и как она позиционирована (на рис. показана ее основная часть).


Где:
SCM - Supply Chin Manufacturing (управление цепочками поставок);
CAD - Computer Aided Design (автоматизированное проектирование);
CAM - Computer Aided Manufacturing (автоматизированная подготовка производства);
PDM - Product Data Management (управление проектами) ;
ERP - Enterprise Resource Planing (планирование и управление ресурсами предприятия);
MRP2 - Manufacturing Requirement Planing (планирование производства) ;
CRM - Customer Relationship Management (управление взаимоотношениями с заказчиками);
S&SM - Sales and Service Management (управление продажами и обслуживанием);
CPC - Collaborative Product Commerce (совместный электронный бизнес).
     Как видно из схемы - CPC«Совместный электронный бизнес в виде коопераций» теоретически захватывает все этапы жизненного цикла - от проектирования, производства, эксплуатации до утилизации. Но учитывая цель и предметную сферу разработки - аграрное и смежные с ним производства, можно выделить только «производство».  Дело в том, что особенностью CALS- PLM технологий является применение их в высокотехнологичных сферах (в РФ - это преимущественно ВПК), а стержнем PLM - служит стандартизированная электронная документация на высокотехнологичный продукт и различные операции с ней. В аграрной сфере производства потребность в этом отсутствует. То же самое можно сказать и про этапы жизненного цикла «эксплуатация» и «утилизация».  Для производства продукта необходимы: планирование и управление ресурсами предприятия, управление взаимоотношениями с заказчиками, цепочками поставок и продажами. Все эти компоненты в той или иной мере должны присутствовать в конечном продукте.
    Важным элементом классификации и позиционирования программной разработки является деление пользователей системы и их взаимодействие: юридические лица (Business), физические лица (Customers), государственные структуры (Government).
1.      B2C - электронные магазины, торговля юридических лиц «в розницу»
2.      B2B - взаимоотношения между юридическими лицами, включая торговлю
3.      G2B - государственные закупки (тендеры и аукционы)
4.      C2C - доски объявлений, розничные продажи и аукционы
      Для объективности можно добавить, что существует и последние новшество информационных технологий - так называемый «Интернет вещей» (неудачный перевод на русский обозначающий взаимодействие машин-автоматов) и его классификационное деление - M2M, но пока это не наш случай. Разработка позиционирована на первых двух строчках - кооперации юридических лиц между собой (B2B), а так же системе продаж готового продукта, включая розницу (B2C).

В публицистике, посвященной теме CALS, указывалось в свое время, что развитие CALS-технологий должно привести к появлению так называемых виртуальных производств, в которых бизнес процесс создания какого либо одного продукта, может быть распределён (скооперирован) во времени и пространстве между многими автономными производителями. С начала 2000- этот теоретический вывод плавно перешел в практику многих наиболее продвинутых корпораций.
     Надо сказать, что помимо всех особенностей, основанной на системе стандартизаций информационной среды, которые наследовали технологии виртуального предприятия, - они (ВП) изменили саму идеологию «жизненного цикла».  По сути, произошло смещение акцента с «поддержки жизненного цикла продукта» на «поддержку жизненного цикла бизнес-процесса». Все это сделало систему более гибкой, предоставило новые невиданные ранее возможности,  но в то же время качественно усложнила ее, внеся такие компоненты, как оптимизацию поведения автономного производителя. Пересечение с областью микро-экономического анализа - революционный шаг, поставивший моделирование элементов конкурентного поведения, в сердцевину бизнес-процессов. Это автоматически внесло в существующие информационные технологии то, что считалось ранее чистой научной экзотикой, сугубо теоретическими разработками (об этом ниже).
    Поэтому технологию виртуальных предприятий рассмотрим как отдельную практику в рамках существующей информационной CALS-PLM среды.
                   Нет ничего практичней, чем хорошее виртуальное предприятие (ВП)
     Теория вопроса

Об неизбежности новой технологической волны в виде информационной экономики еще каких-то 50-60 лет назад писали такие корифеи как Питер Друкер («отец» современного менеджмента). Его мнение, что компьютерная техника революционизирует производство и менеджмент в свое время воспринимались как чудачество ученого [4]. «В периоды коренных структурных преобразований», пишет Друкер, - «выживают только лидеры перемен - те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности».
    А один из мировых авторитетов в области экономики Уорнер Малкольм (главред «Мировой энциклопедии бизнеса») [5] обосновывал создания виртуальных организаций следующим образом. «С каждым днем Интернет все больше становится сферой ведения бизнеса. Интернет-услуги, интернет-магазины, интернет-банкинг - и этот список пополняется. Потребитель стал более доступным, темп работы более ускоренным, товары и услуги продаются без торговых фирм, продавцы не видят покупателя и не тратят времени на операции погрузки-разгрузки товара. Виртуальные организации входят в нашу жизнь независимо от нашей воли и сознания. Все это рождает множество возможностей, но и множество проблем, начиная от дополнительных затрат на технологии и заканчивая совершенно новыми методами управления».
      Виртуальное предприятие - дитя «конкуренции и информатики». В большинстве источников, объясняющих его  появление, говорится о требовании конкурентоспособности, связанной со скоростью реагирования на рыночные вызовы. Скорость и глубина изменения рынка потребовала новых форм организации бизнеса и они появились, причем ВП - одна из самых эффективных.
  Форма кооперации поставок, как указывалось выше, представляет собой «информационный продукт SCM  (Supply Chain Management) и создается для долгосрочного сотрудничества, имеет стабильную структуру сети и производственную программу: определены исполнители работ и виды производимой продукции на длительный период времени.  Основной целью классической кооперации является создание системы взаимодействия предприятий, направленной на повышение качества планирования и управления за счет единых информационных каналов, синхронизацию бизнес-процессов, совместное планирование спроса и запасов. При этом в классической системе кооперации существуют жесткие требования к наличию информационных систем для планирования и управления, а также к одноформатности данных. К недостаткам SCM следует отнести значительные затраты на информационные технологии, высокую степень зависимости от партнеров».
   Но появление Интернет и развитие информатики позволило открыть новую форму кооперации - «виртуальное предприятие», отличную от традиционной SCM. Она устраняет в большей мере ее основные недостатки: снижая расходы на информационное обеспечение (ERP - SCM - продукты очень не дешевы) путем предоставления готовых Интернет решений и  уменьшая зависимость от партнеров, вводя их «избыточность» или проще «взаимозаменяемость».
     Определяя понятие ВП можно сформулировать его следующим образом.  «Под «виртуальным предприятием» понимается добровольная кооперация нескольких независимых партнеров (организаций, физических лиц) обеспечивающих путем оптимизации производства большую выгоду клиентам» [8]. Технически ВП представляет собой «открытую бизнес-динамическую систему в рамках единого информационного пространства Интернет технологий» [2].
   ВП основано на единой организационной и информационной среды за счет временного объединения ресурсов различных предприятий. На основе оперативной координации использования ресурсов предприятия способны быстро и с минимальными затратами производить продукт-услугу.    ВП характеризуется как децентрализованная, распределенная структура, с наличием механизмов гибкого формирования новых организационных форм, способностью адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка, саморегулированием и самоорганизацией, взаимодействием на основе согласованного с партнерами по бизнесу управления бизнес-процессами и ресурсами.

Теперь отвлечемся от специфической терминологии, тяжело воспринимаемой человеку далекому от информатики, и «простыми словами» выразим основную идею виртуального предприятия.
  Это перебор вариантов сотрудничества нескольких независимых производителей, в результате которого создается кооперация, наиболее выгодная с точки зрения конечного результата. «Выгодность» результата работы определяет из участников кооперации (управляющий процессом), или третья сторона, берущая на себя только организацию. Процесс кооперации может быть разовым для исполнения одного Заказа, а может быть длительным, и в этом случае, создаются те же формы производственной, сбытовой, потребительской кооперации, только не оформленной юридически.
   Еще раз обратим внимание, что формулируется цель, которая задекларирована в начале разработки. Говоря иначе - информационная технология виртуальных предприятий подходит для  формы аграрного производства, где определяющим условием является территориальная разобщенность, атомизация производителей и избыток производственных возможностей по отношению к его реальной реализации (говоря по-русски - скрытая безработица). Последнее можно объяснить как - проблемы со сбытом для производителя и те же проблемы с гарантированной поставкой для торгового или перерабатывающего предприятия. Вот это «избыток», и представляет аналог химической «валентности», соединяющей «атомы» независимых организаций в «молекулу» виртуального производства.
   В литературе посвященной теории данного вопроса, отмечаются как достоинства, так и слабые места ВП.  «Ключевое достоинство виртуальных форм организаций - способность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Из этого и самой сетевой организации вытекают основные конкурентные преимущества: скорость выполнения рыночного заказа, снижение совокупных затрат, гибкая адаптация к изменениям окружающей среды, преодоления барьеров выхода на новые рынки. К слабым местам ВП надо отнести: отсутствие материальной и социальной поддержки своих членов вследствие отказа от долгосрочных договорных юридических форм и обычных трудовых отношений, .. а так же опасность чрезмерного усложнения взаимодействия, вытекающая из разнородности членов предприятия, открытости сетей, динамики самоорганизации и планировании действий членов ВП» [6].

(продолжение - 3-4 части)

Previous post Next post
Up