продолжение - 5 часть
Общая концепция системы сельскохозяйственных коопераций
С начала обозначим «имя» системы и введем первую наиболее важную терминологию. Учитывая все моменты ее позиционирующие, рабочее название будет: «Аграрная электронная система коопераций» или сокращенно - АЭС. Все новые термины будут обозначаться с большой буквы. Общую концепцию системы можно описать следующими двумя тезисами:
Организация участников
Система представляет собой смешанную B2B - B2C систему (то есть и для юридических и для физических лиц). Выход на физических лиц значительно увеличивает ее по объему, но в то же время помогает решать ключевую задачу - решение проблем сбыта, что для агробизнеса - критически важно. Основные клиенты системы в массе мелкие и средние производители, обладающие такого рода потребностями, которые позволяют соединять их в кооперативные цепочки, образуя «виртуальное предприятие». Обозначим это виртуальное предприятие как «Партнерство» - далее будет использован этот термин (с большой буквы) - он подчеркивает, что виртуальное предприятие организовано для специфики с/х производства. Партнерство представляет собой систему добровольных договоренностей по вопросу распределения заказа, прибыли, взаимной организации поставок и управления. Пользователи системы (и предприятия и физические лица) в зависимости от целей, которые они реализуют в системе могут играть разные роли, обладающие разной функциональностью: заказчик, предприятие производитель, продавец, покупатель, координирующий центр (Партнерство), участник виртуального предприятия, менеджер системы и проч.
Партнерство выпускает такую же продукцию, как и обычное предприятие, но только без юридического оформления. Организацией работы занимается координирующий центр, который для внешнего мира и будет представлять все Партнерство. Далее назовем эту организацию Управляющий Партнерством (или просто Управляющий). Плюсом такого рода организации будет являться оперативность, снижение затрат и отсутствие бюрократических рогаток. С другой стороны, учитывая сельскую специфику - проблемой будет «прозрачность бизнеса» (реально, исходя из требований экономического «выживания», сейчас масса фермерских хозяйств работает по «серой схеме»), а так же доверие участников Партнерства к друг другу. Поэтому выбор Управляющего - решающий момент, он должен обладать достаточным авторитетом и компетенцией для совместной кооперации;
Технология
Как и в случае организации, система носит смешанный, «гибридный» характер - мультиагентной и традиционной диалогово-экспертной системы (см. ЭИСС - ИСС).
Исходя из укрупненной схемы требований бизнес процессов (рис. 2), обозначим основные программные блоки проектируемой системы (рис. 3).
Соединение участников в одну команду (Партнерство) происходит через Интернет WEB -портал. Часть сообщений после организации в Партнерство можно передавать, через мобильную связь (SMS). Каждый участник Партнерства имеет свои права и обязанности для работы в системе.
Эти данные структурированы в виде Портфеля заказов и предложений. У каждого участника, таким образом, будет создана индивидуальная «база данных» - в виде своего Портфеля. На рисунке он обозначен коричневым «дипломатом» в каждом Агенте, но на физическом уровне все они, разумеется, составляют одну базу с соответствующей защитой и уровнями доступа к сегменту данных каждого агента. Форма структурирования информации в виде «Портфелей» автором в свое время была использована в модели мониторинга цен для МСХ РФ. Она показала свою полезность, как «класса» в информационной модели, упрощающего проектирование на логическом уровне. Далее все данные консолидируются и хранятся в единой базе данных мониторинга (БДМ), состоящей из совокупности «индивидуальных Портфелей», а так же статистики и прочих данных, необходимых для работы оптимизационных моделей.
Каждый участник информационного пространства, представляющий реальную организацию или реальное физическое лицо представлен в системе своим Агентом (а возможно, и несколькими Агентами). Цель применения мультиагентной технологии - в поддержке наиболее важного момента: реализации индивидуальных интересов каждого участника (субъективности его оценки и взаимодействия). Мультиагентная технология позволяет структурировать и в большой мере автоматизировать задачу управления потока взаимного обмена сообщениями. Наиболее существенным из них является согласование цен, которое может происходить не только по стандартным схемам конкурсов, аукционов, и проч., а в режиме итерационного обмена предложениями до момента взаимного согласия (такую картину можно наблюдать на любом колхозном рынке, когда усатый продавец намеренно не выставляет цену, а ждет первого вопроса покупателя).
К технологиям необходимо добавить, что ключевые функции программного обеспечения - две:
А) Система Заказов и организации производства и Б) торговая площадка. К ним можно добавить необязательные В) дополнительные сервисы
А) Система заказов включает в себя размещение Заказа в системе, взаимный поиск и согласование «заказчик» - «исполнитель», фиксация принятия заказа определенным исполнителем, согласование условий работы, выполнение условий поставки, взаимные расчеты. Принципиальный момент состоит в том, что исполнителем может быть как действующее предприятие, так и виртуальное Партнерство, представленное своим Управляющим (координирующим центром). Расчеты, включающие в себя и договорные обязательства между Управляющим и Заказчиком - традиционны и не имеют никакого отношения к «виртуальности». Отдельной и очень емкой задачей в рамках управления производством будет автоматизация поддержки его бизнес-процессов. Если говорить проще, то требуется для каждой создаваемой кооперационной цепочки писать свой софт, так как бизнес процессы могут быть самыми разными. Выход из этой ситуации состоит в применении систем управления бизнес-процессами BPMS (Business Process Management System) и дает возможность непосредственно реализовывать бизнес-процессы в соответствии с построенной формальной моделью.
Б) Для сбыта готовой продукции (и розничной и мелкооптовой) - предусмотрены электронные магазины, со всторенной стандартной для них функциональностью. В нее входит: заполнение прайс-листа, с предлагаемыми услугами и требованиями, размещение его на витрине личного электронного магазина, обработка полученного заказа, фиксация условий поставки товара и взаиморасчеты. Скажем, для самых малых производителей, вплоть до ЛПХ (личных подсобных хозяйств) - возможность кооперироваться по 5 -10-20 исполнителей, каждый из которых может предоставить что то «свое», а так же нескольких десятков мелкооптовых и розничных городских потребителей - идеальный способ быстрой и эффективной организации дела. Для такого Партнерства - открывается общий электронный магазин представленный своим Управляющим. В случае запуска работы мультиагентных технологий - появится возможность гибко регулировать цены на предлагаемые товары, обеспечивая согласование интересов через обмен предложениями со множеством возможных участников.
В) Перечень дополнительных сервисов теоретически может быть большим, но опять сводится к двум ключевым вещам: интерактивной консультационной службе и аналитической системе.
Консультационная служба.
Для многострадальной консультационной службы (это не фигура речи - в Ростове-на-Дону, чтобы не возникало вопросов у досужих крестьян, в свое время ее бедную «облили керосином» и сожгли), - появляется оперативная возможность соединения Знаний и Технологий и их потребителей. Для этого достаточно организовать Партнерство по технологиям, согласовать интересы и проконтролировать ее работу. Гарантией исполнения будет главное - согласование интересов: для членов «внутри» Партнерства оно может, носить характер обмена информацией в диалоговом режиме (сделал - поправили). В этом случае необходим стимул: либо предоставление ответных услуг, либо спонсорская - грантовая оплата, либо что еще. Для внешнего мира: электронный магазин от лица Партнерства может принимать Заказы на предоставление консультаций и технологий по другим условиям.
Аналитическая система.
Она представляет интерес для крупных предприятий агробизнеса, испытывающих потребность в оценке рынка и выработке индивидуальной стратегии поведения в условиях конкуренции. Ее реализация базируется на том факте, что каким бы не было индивидуальным и специфическим маркетинговое исследование, - объем данных для него в большинстве случаев пересекается на 80% как минимум. Остальные 20% - так же стандартны, но уже не по данным, а по моделям сбора и обработки. Характер структуры данных в виде БДМ (базы данных мониторинга) - предоставляет возможность добавить необходимые сервисы и запустить службу на благо уже не малым фермерским хозяйствам (котором это не нужно), а серьезным флагманам агропроизводства (включая и гос.управление), дающими основной процент товарного сырья.
Делим и отсекаем
Даже после предварительной постановки задачи, начинает проясняться весь громадный объем работы, и средств которые необходимо вложить в разработку. К примеру, для наиболее успешного информационного проекта в сфере агробизнеса - IDK.RU (торговая площадка - биржа зерна) по словам его руководителя, только на модернизацию софта было вложено порядка 2 млн.$. Размах проектируемой же системы на порядок более высок. Проблема состоит в том, что характер современного российского бизнеса, живущего «одним днем», таков, что инвестировать в «долгоиграющие» проекты, вряд ли кто отважится.
Но выход есть. Существуют способы, которые сводят задачу к решаемой.
Есть несколько практических подходов решающих проблемы «гигантомании». Самым действенный из них - способ Джерома К.Джерома. Напомним, что после того, как веселая четверка (не считая собаки) написала на бумаге список того, что они желали взять с собой в путешествие на лодке - оказалось, что ни одна баржа по Темзе этого не потянет. Тогда был предложен гениальный ход: брать не то, что нужно, а то, без чего нельзя обойтись. Это первое. Второй способ взят из практики программирования: разбиения (точнее декомпозиции) сложной системы на части и разработки каждой из них последовательно в рамках общего проекта. Третий и последний способ: использование в качестве декомпозированных частей уже готового программного обеспечения, которое можно состыковать с «ядром». Это может быть как коммерческое ПО, так и ПО с «открытой лицензией» (свободно распространяемое). Необходимо только совместить переходные интерфейсы между программными комплексами. Это относится к наиболее сложным и затратным частям разработки: экспертной и мультиагентной системам (правда, частично), к системе бизнес-моделирования BPMS и к бухгалтерско-учетным операциям.
После такого радикального обрезания-отсекания остается часть («ядро» системы), составляющее от силы 1/10 -1/30 часть требуемого, что вполне по силам небольшому коллективу программистов, аналитику предметной области и одному корпоративному заказчику. Самое ценное при предлагаемом подходе, что сама идея и качество проекта от этого не меняется.
Итоги
Тема статьи - создание в рамках организации казачьего экономического «Союза» информационной системы совместного электронного бизнеса в виде коопераций производителей. Информационная система выделена в отдельный проект. Рабочее название - «Аграрная Электронная Система коопераций (АЭС)».
Ключевая идея программной разработки - использование технологий «виртуального предприятия» как основы для кооперирования его участников. Под «виртуальным предприятием» понимается кооперирование независимых юридических и физических лиц для обеспечения услуг (продукции) на основе общего понимания бизнеса и общей интегрированной информационной системы. Главной особенностью виртуального предприятия служит территориальная распределенность его участников, согласование общих интересов на основе договоренностей, не носящих юридически закрепленных обязательств, добровольное вхождение и выход. Виртуальное предприятие может создаваться как на короткий срок выполнения определенного заказа, так и на долговременной основе.
Основанием для применения новейших информационных технологий, используемых, как правило, в высокотехнологичных областях производства, в далекой от этого сфере аграрного производства служит преимущества «электронного» кооперирования:
= возможность создавать любые комбинации коопераций независимых производителей (потребителей) без юридических проволочек, практически «мгновенно». Для этого достаточно только согласовать условия общего бизнеса и выбрать координирующий центр;
= работать в он-лайн режиме, обмениваясь сообщениями распределенным территориально участникам (партнерам) используя Интернет и интегрированную информационную среду;
= синхронизировать работы в рамках виртуального предприятия. При этом каждому участнику кооперации предоставлена возможность контроля и управления прохождения ресурсов в соответчики с закрепленными и согласованными с участниками бизнес-функциями. Этот программный продукт в виде рабочих форм на WEB-портале может быть предоставлен автоматически в случае стандартных коопераций, в может быть сгенерирован по заказу индивидуально в случае сложных нестандартных бизнес-процессов;
= возможность оптимизировать бизнес процесс, сокращая расходы и повышая эффективность, используя организационный механизм (конкурсы различных видов), а так же математические оптимизационные модели для стандартных ситуаций.
Проектируема система может пониматься как «бизнес-конструктор», где можно не только разместить или выполнить заказ, но и произвести анализ как в теории таки на практике тех или иных вариантов кооперирования. Ограничения, связанные с «необязательностью» договорных отношений виртуального предприятия и нежелательных рисков для партнеров можно сократить в дальнейшем переведя все в юридически оформленные формы сотрудничества. Таким образом, данная информационная система может быть использована как первый предварительный шаг в совместном кооперационном бизнесе и формировании коллективных интересов.
И последнее замечание: применение технологий «виртуального предприятия» для сельскохозяйственных производителей - лежит в области далекой от практики здоровой экономики повышения прибыли на 0,5% путем оптимизации поставок. Речь идет больше об экономическом выживании. Теоретически предложенная здесь схема с точки зрения метафизики процесса может соединить такие полюса, которые находятся под плотной изоляцией: город - село, относительный избыток ресурсов - их катастрофическая нехватка, знания и компетенция - «сельская» убогость.
Предложенная здесь высокотехнологичная система («на вырост») - это всего лишь инструмент, способ организации и защиты взаимных интересов аграриев в отрасли - лишенной в настоящее время вообще какой либо субъектности.
Список источников
1. Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства
www.subcontract.ru2. Д.А. Иванов «Виртуальные предприятия: оперативная кооперация и логистика»
3. Е.И. Яблочников, В.И. Молочник, Ю.Н. Фомина «Реинжиниринг бизнес-процессов проектирования и производства» Санкт-Петербургский университет информационных технологий
4. Питер Друкер «Задачи менеджмента в 21 веке»
5. Уорнер Малкольм «Виртуальные организации»
6. А.В. Катаев «Виртуальные предприятия»
7. Business Process Model and Notation (BPMN) Version 2.0 «Графический язык моделирования бизнес-процессов BPMN»
8. Вютрих Х.А., Филипп А.В. «Виртуализация - как возможный путь развития управления»
И.В. Савосткин 13.01.2017