В археологической литературе {1} неоднократно рассматривались примеры первичных (первых) и вторичных (повторных) захоронений в различных культурах. Стандартный процесс посмертного обращения с телом умершего в любой культуре представляет собой трехчленную композицию, в которой все действия распадаются на три относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные фазы: 1) «предваряющие» обрядовые действия (сохранение или уничтожение тела); 2) «завершающие» обрядовые действия (погребение или выставление); 3) «последующие» обрядовые действия (поминание или непоминание). При этом в разное время и в конкретных ситуациях прохождение этих фаз может осуществляться как последовательно, так и одновременно (Смирнов, 1997. С. 24-26, 92, 156, 171, 241, 242). Действительно, например, на Окинаве поминание начинается уже в фазе «предваряющих» действий - стадии предварительного «захоронения» - и, таким образом, все действия фактически сводятся к двум стадиям.
В работах по истории и культуре Японии также говорится о «временном захоронении» и «повторных захоронениях», однако комплексного представления и понятия о системе, состоящей из этих двух последовательных стадий, до последнего времени не было выработано, и обобщающего термина не имелось. Е. С. Бакшеевым в отечественный научный оборот было введено понятие «двустадийная погребальная обрядность», под которой понимается целостный комплекс погребально-поминальной обрядности, включающий в себя первичное и вторичное захоронения и сопутствующую им обрядность. Двустадийная погребальная обрядность - это погребально-поминальная обрядность, которая представляет собой не единовременное (первое и окончательное) захоронение, а два последовательных захоронения, разделенных некоторым, иногда весьма продолжительным, промежутком времени, - т. е. предварительное (временное) и постоянное (окончательное) захоронения (Бакшеев, 2005б. С. 3).
С древнейших времен двустадийная погребальная обрядность, связанная с временным выставлением (иногда на весьма длительный срок) или временным погребением тел умерших и последующим окончательным захоронением их скелетированных останков, была широко распространена по всей Ойкумене.
Читать дальше