Каннибализм в древнем и средневековом Китае

May 30, 2012 23:51

Речь идет не о людоедстве от голода, что случалось в Китае не раз, и не о людоедах-маньяках, а о традициях каннибализма в Древнем и Средневековом Китае, полностью не исчезнувших даже в настоящее время. В китайской истории известны три традиции каннибализма - лечебная, из мести и гастрономическая.


Картина Фу Баоши

Поедание человеческой плоти в лечебных целях, известное как ко ку или ко кан, было распространено в Китае эпохи династии Тан и, особенно, династий Мин и Цин, то есть, с VII по XVIII век. Его истоки связывают с легендой о принцессе Мяо Чжуан, пожертвовавшей глазами, чтобы излечить умирающего отца*. Подобную самоотверженность проявляли сотни китайских женщин. Когда престарелому отцу уже не помогали лекарства, дочь или жена сына срезали с собственного бедра кусок мяса и варили бульон, который давали пить умирающему. Но не только собственная плоть, отданная для спасения родного человека, нашла применение в китайской медицине. Китайцы верили в целебные свойства человеческого мяса, полученного любым способом. В медицинском руководстве XVI века описаны лечебные эффекты от поедания человеческой плоти. Отмечалось, что человеческое мясо излечивает туберкулез. В XIX веке палачи из соображений здоровья ели мозг и мясо казненных преступников. Утверждают, что человеческую плаценту до сих пор подпольно едят в лечебных целях.
Каннибализм из мести также традиционен для Китая. Об этом повествует Ки Рэй Чонг в книге "Каннибализм в Китае" (1990). Так в императорском Китае тела преступников отдавали населению для еды. Врагов нередко ели во время войн и революций. В основе известного романа Лу Ксуна "Дневник сумасшедшего" (1918) положен реальный эпизод 1907 года, когда революционеры съели сердца убитого чиновника. Поедание тел вражеских солдат не был редкостью во время II Мировой войны, а с началом гражданской войны каннибализм даже усилился - солдаты гоминдановской армии ели убитых коммунистов. Американский пастор наблюдал, как гоминдановский офицер вырезал и съел сердце пленного коммуниста. Менее надежны сведения о поедании реакционеров во время "Культурной революции".
Гастрономический каннибализм известен в Китае с древнейшей поры. Сообщается, что в XI веке до н.э. последний царь династии Инь, засолил мясо двух принцев, а позже, пригласив в гости князя Чжоу с сыном, приготовил из мальчика суп, и заставил отца этот суп съесть.
В 206 году до н.э. в Китае «люди ели человеческую плоть; половина населения вымерла от голода». В 178 году до н.э. «был голодный мор; изможденные люди обменивались телами умерших детей и обгладывали их кости». В 48 - 44 годах до н.э. «жители провинции Ганьсу ели человеческое мясо». В 15 году до н.э. то же самое происходило в Лояне и в близлежащих провинциях. (По мнению авторитетных исследователей - например, Ляо Кэ - выражение «есть человеческую плоть» представляет собой не более чем метафору. Скажем, китайское выражение «требовать чьих-то глаз» значит «просить сатисфакции», но вовсе не означает, что проситель желает вырвать глаз у обидчика. Это, конечно, не отрицает фактов людоедства во время голода, столь частого в Средней Империи, но отнюдь не значит, что поедание себе подобных было делом обыденным.) Китайские драматурги постоянно возвращались к этой теме. В 25 году в провинции Юннань бродяжничали целые шайки каннибалов; они захватывали небольшие селения, съедали всех его жителей, а затем отправлялись дальше. Неудивительно, что, узнав об их приближении, люди покидали свои дома и прятались где-нибудь в окрестностях. Пьеса «Преданность Шао Ли» передает события того времени. Сцена изображает пригород Пекина. Входит вдова знатного человека, г-жа Шао, поддерживаемая под руки двумя сыновьями - Шао Хи и Шао Ли: они убегают от людоедов. Желая устроить небольшую передышку, Шао Ли идет собирать хворост для костра, а Шао Хи отправляется на поиски корней и ягод. Однако не успевает он отойти на сотню шагов, как появляется мужчина весьма отталкивающей наружности, некто Ма Вао. Он заявляет, что несмотря на свои заслуги был изгнан из армии за безобразную внешность и с тех пор стал предводителем отряда таких же отверженных. Теперь он взял за правило три раза в день съедать по куску человеческого сердца или печени. С этими словами он хватает прилежно внимавшего ему Шао Хи и тащит в свой лагерь. Убедившись, что разжалобить людоеда не удастся, юноша просит отпустить его, чтобы проститься с матерью. Ма Вао колеблется, и между ними завязывается философский спор о пяти человеческих добродетелях. Шао Хи одерживает в споре верх, и Ма Вао отпускает жертву повидаться с матерью, с обещанием, однако, вернуться через час. Юноша прощается с матерью; ее слезы не могут удержать сына - верный своему слову, он возвращается в лагерь каннибалов. Брат его Щао Ли идет за ним и пробует уговорить Ма Вао, чтобы тот взял его вместо брата. Он даже обнажается, чтобы показать, сколь он аппетитен. Тронутый братской преданностью, Ма Вао отпускает обоих, и они вместе с матерью продолжают прерванный путь. (У китайцев «литература ужасов» (как и детектив) появилась гораздо раньше, чем у европейцев. Помимо людоедства излюбленной темой являлись оборотни-лисы, покойники, вступающие в брак с живыми, привидения и т.д. - словом, все, вызывающее болезненное любопытство, все необычное, не существующее в реальной жизни. Масса таких рассказов классика китайской литературы Пу Сунлина (Ляо Чжая). Они так и называются - «Рассказы о людях необычайных».)
В III веке н.э. в Китай вторглись хунну и установили там свою власть. Вскоре их правители окитаились и стали вести себя как обычные китайские императоры. Сообщается, что в 30-е годы IV века наследник императора хуннской династии Ши Суй, любил устраивать роскошные пиры. На каждый пир являлась одна из его наложниц, играла на лютне или танцевала перед гостями, затем удалялась. Через некоторое время, слуги вносили блюдо с жареным мясом, украшенное головой девушки. Есть сведения, что человечину ценили не только аристократы. В IX веке персидский купец отмечает, что на рынках Китая открыто продают человеческое мясо. В документе XII века сообщается, что из человека было получено 15 джин (9 кг) сушеного мяса. Из записей XIII века можно узнать, что детское мясо вкуснее женского, а самое невкусное мясо - мужчины.
Японцы, отобравшие Тайвань у Китая в конце XIX века, утверждали, что солдаты прежнего китайского гарнизона покупали на рынке у тайваньских аборигенов человеческое мясо и ели как свинину. Эти сведения, скорее всего, клевета, сознательно распространенная японцами. Сомнительны и сенсационные сообщения о поедании человеческих плодов в современном Китае. В середине 90-х газеты США дружно описывали китайскую практику поедания человеческих плодов. Американские конгрессмены негодовали и даже призывали Президента США порвать отношения с Китаем. Источником шума была статья в малотиражной гонконгской газете, вскоре закрытой. В 2001 году всеобщее внимание в Интернете вызвали снимки китайца, с аппетитом поедающего младенца. Как позже выяснилось, "людоедом" был актер Жу Ю, разыгравший каннибальскую сценку для Шанхайского фестиваля искусств 2000 года. Сам "младенец" был комбинацией головы куклы, насаженной на тушку утки.

*Жила-была прекрасная принцесса Мяо Чжуан, младшая из трех дочерей могущественного князя. Отец хотел выдать ее замуж за нелюбимого человека. Она отвергла жениха и навлекла на себя гнев отца. Принцессу заточили в монастырь. Ее добрый нрав и благочестие снискали расположение Неба, но вызвали недовольство отца и настоятельницы храма. Никакие наказания на нее не действовали, и разъяренный отец повелел лишить ее жизни. Появление принцессы после смерти в аду стало спасением для всех мучеников - ад превратился в рай. Вскоре Мяо Чжуан была чудесным образом возвращена на землю в храм Душистой горы на острове Путо.
Жестоко был наказан ее отец: он заболел мучительным, неизлечимым недугом. Полная великодушия и сострадания к больному отцу, принцесса вырвала себе глаза и приготовила лекарство. Вскоре князь излечился. Узнав от жены, что его излечила дочь, с которой он так жестоко обошелся, князь отправился вымаливать у нее прощение. Преодолев множество трудностей, он смог добраться до острова. После того, как дочь великодушно его простила, князь отрекся от престола и посвятил свою жизнь буддизму. Легенда заканчивается повелением всемогущего Неба о том, что Мяо Чжуан будет божеством доброты и сострадания, покровительницей всех несчастных, всех нуждающихся в помощи - бодхисатвой Гуаньинь.

традиции, Китай, это интересно, история

Previous post Next post
Up