Вот так всегда, сделаешь доброе дело, тебя заставят сотворить ещё что-нибудь :) Закрепить успех, так сказать :). Мало того, что выволокла народ посмотреть на высокое, мне еще поручили рассказать, как всё было.
Сказать, что балет на "Родена" Эйфмана прекрасен, это ничего не сказать. Можете мне поддакивать, или поднекивать, но Эйфман - гений.
Сюжет построен на "реальной" истории взаимотношений ученицы Родена, Камиллы Клодель, и самого великого скульптора. В 19 лет Камилла попадет на обучение в мастерскую Родена. Французскому гению на тот момент было 43 года. Она становится для него источником вдохновения, его моделью, ученицей и любовницей.
Их мучительная связь длится вплоть до её сорокалетия. Роден так и не расстался с женой, а Камилла заболела душевной болезнью и с диагнозом шизофрения была помешена в психиатрическую клинику, где и умерла через 30 лет. Скульптор в 76 лет наконец женился на своей гражданской жене, но их официальная семейная жизнь длилась всего две недели, невзрачная швея Роза после бракосочетания отошла в мир иной, а вслед за ней и сам Роден.
Жизнь бывает причудливее пьес, куда там Шекспиру тягаться с такими страстями. Но Эйфман - призанный мастер психологического балета. Может быть поэтому, ему былa интереснa именно эта составляющая жизни Родена. Не зря, балет начинается и заканчивается сценами в сумашедшем доме.
Вот так выглядели Огюст и Камилла на момент встречи. Она - 19 летняя красавица, аристократка, и он 44 летний (помните, Толстого, старику мужу Анны Карениной было 48 лет), невысокий и коренастый, с огромными кистями рук.
Оба были невероятно талантливы. Камилла Клодель имя которой, как художника, надолго было предано забвению. О ней вспоминали лишь как о возлюбленной великого скульптора Родена или сестре писателя Клода Клоделя. Для потомков долгое время трагический роман Камиллы Клодель затмевал ее искусство, о котором Октав Мирабо писал: «Бунт против природы: женщина - гений!» Она сполна расплатилась за свой божественный дар своей разрушенной судьбой.
Бесспорно, они влияли друг на друга в творческом плане. Но имя Родена осталось в веках, а Камилла, кстати, справедливо обвинявщая Родена в краже её идей, получила сломанную жизнь, и фактически, безвестность...
Однако и сам Роден был глубоко несчастен. Он работал на износ. "Разве ты хоть раз сказал мне, что любишь?" - обронила она как-то. "Я леплю тебя, - ответил он. - Леплю как самую совершенную женщину Ты - все, что есть у меня". "Ты никогда не покинешь Розу - продолжала она. - Жалость подчас сильнее любви".
В заботливости и самоотверженной жертвенности мечется и пытается удержать мужа несчастная Роза. В ход идут тарелки супа и зонтики, лишь бы только удержать мужчину рядом, убогое и серое счастье...
В движениях, пластике, вышколенная до совершенства балетная труппа показывает мучительные метания души мужчины, от женщины-матери(жены) к женщине-дочери(любовнице). И его несчастной возлюбленной, медленно сходящей с ума от бесконечного ожидания, когда же её Любимый уйдет от своей гражданской жены. Так проходит жизнь, в надеждах, страхах, растягивании времени, полутонах и полурешениях. Как можно это было передать средствами современного балета, без пуантов, какой надо обладать фантазией и упорством - невероятно.
Вторая составляющая шедевра Эйфмана - работа скульптора - или "как отсекать лишнее". Удительно, как ни одному балетмейстеру до этого не пришла в голову идея поставить балет на тему живописи или скульптуры. Казалось бы, тема лежит на поверхности.
Творчество Родена находится на стыке реализма, романтизма, импрессионизма и символизма, как ни странно, у него не оказалось последователей. Символ скульптора у Эфмана - гончарный круг. Он крутится, на нём сидят натурщики, Камилла и сам Роден. Круг - источник вдохновения и творческих мук.
Графичность поз артистов балета, "застывших в скульптурах" настолько поражает, что зал, узнав очередное творение Родена, каждый раз восхищенно рукоплескал труппе.
Я не могу понять, как этого можно добиться, сколько часов надо было провести в репетиционном зале, прорабатывая каждую деталь с танцовщиками, чтобы получалась живая скульптура в танце.
Балетная труппа маэтро во время постановки "Родена" посещала уроки скульптуры в Академии Художеств, а солисты научились лепить из глины. Когда на сцене "балетный" Роден "ваяет" руку или ногу живого натурщика - полное впечатление, нога или рука, или же само тело - гуттаперчевые.
В представлении очень много аллюзий, первый акт неявно на "Граждан Кале", второй акт на "Врата Ада". Сам спектакль поставлен так искусно, что любое движение тел танцовщиков, кажется - это Роден... Не может быть не он :).
Говорят, что Эйфман использовал, чуть ли не все работы Родена из его Дома Музея под Парижем. Я помню, как мы там бродили, старая вилла, скрипучие полы, везде Роден и Камилла, в саду Мыслитель и Граждане Кале... На Московской премьере молодые девушки сидели с ноутбуками, пытаясь отыскать работы Родена по ходу действия.
Я тоже этим немного погрешила.
Руки из Дома - Музея Родена
Знаменитые врата Ада
И пожалуй, самые известные работы Родена, которые по первоначальному замыслу автора были частью композиции "Врата Ада", но затем стали самостоятельными произведениями. Скульптура "Мыслителя"называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада по мотивам «, изображая Данте, создателя отлитых в бронзе Роденом картин ада. Со временем замысел Родена был усложнён, в частности образ Данте был сменён универсальным образом творца. Следуя традициям классической скульптуры Микеланджело, Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов.
Скульптурная группа "Вечная весна" была задумана Роденом как часть композиции главных дверей Музея декоративно-прикладного искусства в Париже. "Вечная весна", как и другие группы, предназначенные для включения в общую композицию, стала самостоятельным произведением и была повторена автором.
Наконец, знаменитый "Поцелуй" - изначально, изображённая обнимающаяся пара - часть рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота Врата Ада, заказанные Родену для будущего музея искусств в Париже. Позднее была оттуда удалена и заменена скульптурой другой пары любовников, расположенной на малой правой колонне.
Хотя Камилла разрушила большую часть своих художественных работы, приблизительно 90 статуй, эскизов и рисунков остались целыми. В 1951 ее брат организовывал персональную выставку в Музее Родена. В 2005 прошли большие показы работ Родена и Клодель в Квебеке (Канада) и Детройте, Мичигане (США).
Клото (греч. Klotho) - одна из мойр, работа Камиллы.
В музее Орсэ в Париже есть удивительная по красоте скульптурная композиция: мужчина нерешительно следует за увлекающей его женщиной, а позади них стоит на коленях юная девушка, отчаянным жестом пытаясь удержать любимого человека. Кажется, видишь, как дышит неживая бронза - столько динамики, трагизма и силы вложил мастер в свою работу. Это работа Камиллы Клодель «Зрелый возраст», похоже на автобиографическую скульптуру художницы. Борис Эйфман языком танца, словно скульптор, увековечил историю любви и творчества двух художников.