Меня недавно спросили, насколько заметным был еврейский акцент евреев-революционеров начала 20-го века и не мешал ли он им вести пропаганду среди русских, особенно среди рабочих. Вот что я написал в ответ:
Спасибо на добром слове. В ЖЖ я появляюсь довольно спорадически, в основном потому, что времени на всё не хватает. Кроме того, ряд материалов имело бы больше смысла писать на английском, например, статьи по истории коммунистической партии США, а вести двуязычный журнал (или два журнала) как-то сложновато. Но кто знает, может быть, что со временем и до этого руки дойдут.
P.S. Перечитав мою статейку 2009-го года, заметил, что забыл объяснить, что евреев в Первую мировую из прифронтовой полосы эвакуировали вслед за этническими немцами. Это подзабытый момент истории того времени, а тогда борьба этнических немцев России за свои права, репрессии имерского правительства и последовавшая при Временном Правительстве реабилитация были заметной частью политического ландшафта.
Не соглашусь с формулировкой: евреев не эвакуировали, а выслали, причем почти не скрывая коллективного обвинения в вероятной измене и переход на сторону врага. Высылали стремительно - семья Михаила Кольцова, например, должна была срочно найти разослать сыновей по родственникам в разных городах, потому что времени на подготовку отъезда, будущего жилища, не дали. И не соглашусь с тем, что Зинаиде Гиппиус можно доверять. Она не просто пристрастный свидетель, а страстный враг и пропагандист.
О том, какой процент российских революционеров и оппозиционеров был евреями, написано довольно много и статистические данные на уровне руководителей движения имеются, например, в "The Jewish Intelligentsia and Russian Marxism" (Robert J. Brym, 1978). Или, скажем, ещё Oliver Radkey в своём классическом двухтомнике об эсерах подсчитал, что летом 1917-го года среди членов ЦК было 40% евреев, а если с кандидатами, то несколько больше
( ... )
На вопрос, который Вам задали, можно было бы ответить вопросом :) даже двумя.
1. Не мешал ли Чехову еврейский акцент Исаака Левитана и других его знакомых евреев? Не мешал ли Стасову еврейский акцент его друзей=музыкантов? И вообще, не мешал ли тогдашним русским православным, но интеллигентным людям предполагаемый еврейский акцент и еврейское происхождение их еврейских "коллег", в большинстве не имевших никакого отношения к антигосударственной политике и пропаганде, зато имевших прямое отношение к русской культуре и науке?
2. Не мешала ли тогдашним рабочим и крестьянам культурно-образованная речь пропагандистов любого происхождения - даже тех из них, кто, подобно Ленину, умел быть в своих речах и статьях-прокламациях "великим и простым"?
1. Это вопрос воистину необъятный. Была куча разных оттенков и зачастую всё переплеталось самым причудливым образом. См., например, недавно опубликованный дневник Любови Шапориной, "еврейская" часть которого обсуждалась Михаилом Эдельштейном на http://booknik.ru/reviews/non-fiction/antisemitizm-i-geroizm/ . Или, скажем, мемуары Василия Спрогге, который считал себя преставителем "прогрессивного общества" (т. е. где-то правее кадетов) и ничего общего не имел с черносотенцами, но к евреям относился, мягко говоря, прохладно
( ... )
Спасибо. Высокий процент именно грузин (а не армян и кавказских-закавказских национальностей "суммарно") позабавил.
Это все интересно, но гораздо интереснее то, какова была доля революционеров в общем еврейском населении России.
Почему-то российские авторы и блоггеры аккуратнейшим образом обходят этот вопрос молчанием. Как и вплотную примыкающий к нему вопрос о том, каков среди современных евреев процент олигархов.
Что касается того, почему именно грузины, а не, допустим, армяне, сыграли важную роль в руководстве меньшевиков, то на этот вопрос ответить относительно легко. Во-первых, грузинские социал-демократы (так называемое "третье поколение") были ортодоксальными марксистами, а Дашнакцутюн, хотя и позиционировал себя как партия национал-социалистическая (так тогда в России зачастую называли национальные социалистические партии), марксизму не был привержен и был ближе к эсерам
( ... )
Спасибо. Очень интересный текст и комменты. (Даже глаза разбегаются.)
Можно ли понять так, что рев. большинство (в том числе еврейское) было "демократическим", то есть радикалов - было относительно немного? И победа именно радикальной группы объясняется и временным (творческим) союзом, и кровавым моментом, и провалом (и отсутствием перспективы??) у Временного (в общем-то) демократического пр-ва?
Но опасаюсь, что времени у Вас немного, и "поскакать по верхам" иногда, если не проще, то - быстрее.
Можно ли предположить, что большевики, пришедшие к власти, выдержавшие войну (по мнению некоторых - войну эту спровоцировав), избавившись от ненужных попутчиков -
уже были обречены двигаться по этому выбранному (?), заданному (?) маршруту до самой "оттепели" и полного своего краха?
Ключевыми словами здесь могли бы являться: "диктатура (пролетариата?)", "крах идеи перманентной", "неизбежность террора(?)", "социализм с человеческим (?) лицом".
Боюсь, что это уже причинно-следственные связи N-го уровня, с которыми у нас до сих пор плохо. Исторической науке -- или хотя бы "дисциплине" с более или менее общепринятыми правилами -- от силы 150-200 лет, так что давайте вернёмся к этим вопросам где-нибудь лет через 500, когда, будем надеяться, ситуация прояснится
( ... )
Да, Раковский к евреям отношения не имел. Когда я писал, что "революционеры ... предпочитали на этом вопросе не останавливаться", то под "этим вопросом" я имел в виду акценты вообще, а не только еврейский акцент. Получилось несколько двусмысленно, так что стоит, пожалуй, прояснить. Спасибо!
Comments 22
Reply
P.S. Перечитав мою статейку 2009-го года, заметил, что забыл объяснить, что евреев в Первую мировую из прифронтовой полосы эвакуировали вслед за этническими немцами. Это подзабытый момент истории того времени, а тогда борьба этнических немцев России за свои права, репрессии имерского правительства и последовавшая при Временном Правительстве реабилитация были заметной частью политического ландшафта.
Reply
И не соглашусь с тем, что Зинаиде Гиппиус можно доверять. Она не просто пристрастный свидетель, а страстный враг и пропагандист.
А вообще на тему "евреи и марксизм" написано исследование: https://www.abebooks.co.uk/servlet/SearchResults?sts=t&an=&tn=The+Jewish+Intelligentsia+and+Russian+Marxism%3A&kn=&isbn=
И неплохое, хотя и не бесспорное, на мой взгляд.
Reply
Reply
Reply
Reply
1. Не мешал ли Чехову еврейский акцент Исаака Левитана и других его знакомых евреев? Не мешал ли Стасову еврейский акцент его друзей=музыкантов? И вообще, не мешал ли тогдашним русским православным, но интеллигентным людям предполагаемый еврейский акцент и еврейское происхождение их еврейских "коллег", в большинстве не имевших никакого отношения к антигосударственной политике и пропаганде, зато имевших прямое отношение к русской культуре и науке?
2. Не мешала ли тогдашним рабочим и крестьянам культурно-образованная речь пропагандистов любого происхождения - даже тех из них, кто, подобно Ленину, умел быть в своих речах и статьях-прокламациях "великим и простым"?
Reply
Reply
Это все интересно, но гораздо интереснее то, какова была доля революционеров в общем еврейском населении России.
Почему-то российские авторы и блоггеры аккуратнейшим образом обходят этот вопрос молчанием. Как и вплотную примыкающий к нему вопрос о том, каков среди современных евреев процент олигархов.
Reply
Reply
Можно ли понять так, что рев. большинство (в том числе еврейское) было "демократическим", то есть радикалов - было относительно немного? И победа именно радикальной группы объясняется и временным (творческим) союзом, и кровавым моментом, и провалом (и отсутствием перспективы??) у Временного (в общем-то) демократического пр-ва?
Reply
Reply
"надо разобраться с терминологией."
Да, конечно.
Но опасаюсь, что времени у Вас немного, и "поскакать по верхам" иногда, если не проще, то - быстрее.
Можно ли предположить, что большевики, пришедшие к власти, выдержавшие войну (по мнению некоторых - войну эту спровоцировав), избавившись от ненужных попутчиков -
уже были обречены двигаться по этому выбранному (?), заданному (?) маршруту до самой "оттепели" и полного своего краха?
Ключевыми словами здесь могли бы являться:
"диктатура (пролетариата?)", "крах идеи перманентной", "неизбежность террора(?)", "социализм с человеческим (?) лицом".
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment