Обо всем понемногу.
Индонезия. Малукку. Острова Банда (Банда-Нейра, Банда Бесар, о.Ай, о.Хатта, о.Апи (вулкан), о.Рун, о.Найлака). март-апрель 2018г.
Стоимость перелета: Москва-Джакарта-Амбон-Джакарта-Москва - 64574 рубля за двоих
Билеты LionAir.ind до Амбона - Джакарта - Амбон - 4 912 600 ИДР (Индонезийская рупия) Курс на период поездки за 1 доллар 13400 рупий. Примерно 20 500рублей за двоих
Сезон
Очень важно. Везде данные разнятся, но, сезон посещения данных островов - март-апрель и сентябрь-ноябрь. Данную информацию неоднократно подтверждали местные гиды и просто владельцы гест.хаусов. В другие месяцы большая вероятность сильных дождей, волн, ветров. В эти месяцы не летают рейсовые самолеты и не ходит спид-бот. Регулярное сообщение есть только у паромов Pelni.
Детальный отчет.
Вылетели из Москвы без задержек. Первое плечо 5-20ч, стыковка 3 часа, второе плечо 8-45. Аэропорт в Дохе отличнейший, со всей необходимой инфраструктурой, с наличием отменного фуд-корта, детских площадок, магазинов беспошлинной торговли, и пр. В Джакарте были в 07-40 утра. Разница с Москвой 4 часа. Караты прилетают в 3 терминал. Перелет в Амбон Lion Air осуществляется из доместик терминала №1. Между терминалами регулярно курсируют бесплатные шаттл.автобусы. На лобовом и на заднем стекле написано, что это air.bus free. Любой аэропортовый служащий поможет найти и тормознуть этот автобус. Есть еще один доместик терминал №2, но оттуда летает AirAsia, China и еще несколько авиакомпаний. Если есть желание перекусить между стыковками, то лучшее место в аэропорту для перекуса находится не в прилегающих к а/п терминалам кафешках (внутри и снаружи), а в районе парковок (минут 5 пешком от ворот терминалов). Там расположены местные кафешки, где еда стоит в 2 и более раз дешевле, чем в прилегающих к терминалам зонах, и на вкус и качество гораздо приличнее. К примеру, в а/п кафешке сок манго 45 000 ИДР, в кафешке в районе парковки 20 000 ИДР. Поели на 35 000 идр на двоих.
Перелет в Амбон без задержек 3-30 часа. Часовая разница с Джакартой +2 часа, с Москвой +6 часов. Прибыли в а/п Амбона в районе 19-00. В аэропорту и прилегающих территориях НИКТО не говорит по Английски. Все стойки закрыты. Такси до центра Амбона (примерно район офиса Pelni) - 200 000 идр. Заселились в отеле Golden Palace за 250 000 идр с холодной водой и кондеем в самом центре. Подешевле и пострашнее можно в Pondok Indah Avema Lestari за 175 000 ИДР с кондеем. При данном хоумстее наимотменнейший фуд-корт (украшенный зонтами, с музыкой Ф.Сенатры и Э.Пресли с англоговорящим пожилым джентельменом). Можно отобедать на двоих в районе 80 000 - 100 000 идр.
Недалеко (минут 10) от отельчика находится центральный рынок и бемо-терминал, откуда можно уехать в любом направлении по острову.
Детали, которые надо учитывать в отсутствующей логистике Индонезии:
Все расписания внутренних паромов, спидботов, самолетов между островами совершенно условны и спонтанны. Целиком зависят от погоды и наполняемости судна. Если погода плохая (ветер, дождь), самолеты на Банду не летают до наступления хорошей погоды. Если на спид-бот не набралось достаточное количество народу, то спид.бот не идет и ждет следующего рейса. На 2018г расписание спид-ботов до Банды из Амбона (порт Тулеху - примерно 40 мин - 1час езды от Амбоны) - вторник - пятница в 09-00 и из Банды в Амбон среда - суббота 09-00. Стоимость билета 415 000 идр. Самолеты летают в пятницу и понедельник компания Susi Air. Билет 350 000 идр. Летают одним днем туда-обратно. Мы прибыли в Амбон в воскресенье вечером. Самолеты по причине тайфуна не летали. Спид-бот был под большим вопросом, т.к. на сайте
https://www.dive-bluemotion.com/getting-here (единственный постоянно обновляемый ресурс) была информация о том, что он сломан. Мы списались с контактным лицом с сайта, и нам был дан ответ, что возможно, но не уверен, что спид бот пойдет. Нам оставалось только надеяться на Pelni. В Индонезии есть только единственный способ 100% возможности попасть в интересующее место это паромы Pelni. На них всегда можно положиться. На офиц.сайте перевозчика стояли даты парома на Банду 26 марта и 28 марта. Мы пришли в офис, и оказалось, что данные на офиц.сайте неверные и что паром идет 27 числа в 00-00 из порта Амбон. Доверять данным на официальном сайте Pelni не стоит. Бронировать билеты так же там не стоит. Вся покупка билетов решается на месте. Офис Pelni расположен в центре Амбона. Это многоэтажное стеклянное здание а-ля небоскреб, на котором написано Pelni. Ориентир - всемирный гонг, который расположен на площади за забором (посещение сего зрелища 5 000 идр). Билеты до Банды только эконом класса 110 000 идр. Эконом - значит, где нашел место, там и едешь. Мы встретили иностранцев, которые повесили гамаки на палубе и так ехали всю ночь. Неожиданно в самом офисе Pelni нам попалась серая услуга для ин.туристов под названием «место в каюте первого класса» за доп.деньги. что это значит: девушка из офиса Pelni, сносно и единственная из всех в офисе говорящая по английски, предлагает преобрести место в каюте первого класса за доп.деньги (600 000 - 700 000 идр). Т .е. 210 000 + 700 000 = 910 000 идр за первый класс (3 раз.питание, стой сан.узел и душь). Она звонит знакомому на Pelni, который уточняет у капитана о наличии свободной каюты 1 класса, и, если дело с капитаном улажено, то девушке передается сумма (в кафе вечером, после того, как паром уже разгружается в порту), она передает деньги знакомому и тот выбивает каюту. Как в том фильме. Мы думали, что это своего рода развод чистой воды. В кафе девушка фотографируется с нами на телефон и отправляет фото знакомому на паром. Мы прибыли на паром на Ojeke за 40 000 идр. Нас встречает чел.с корабля, дает ключ и проводит в свободную каюту. Все честно и без обмана. По поводу барсеточников на Pelni. Не обнаружено. Паром идет до Банданейры около 12 - 14 часов.
Транспорт в Амбоне
- Бемо в Амбоне. Никто не говорит реальную цену, и никто не понимает английский. Чтобы понять, сколько реально стоит проезд, нужно узнавать у сотрудника на ресепшене в гесте или отеле, где остановились. Официальных расценок нигде не указано. В Бемо ломят цену как за такси если не знаешь реальной цены. До Liang beach поездка на одного стоит туда-обратно 40 000 идр с нас взяли как за такси 200 000 идр туда-обратно.
- Ojek - велорикша в Амбоне, или скутер (как пассажир) в других городах и на Банде. В Амбоне 20 000 идр с человека стандарт.такса куда бы по городу не поехал.
- такси. От а/п до Амбона или Тулеху 200 000 идр.
Амбон. Из-за накладок с расписанием Pelni мы пробыли в нем 2 дня. Если ты не любитель мак-дайвинга (который в этих местах считается одним из лучших в мире) в Амбоне делать НЕЧЕГО. Совсем. Центр города можно обойти за 20 минут. Из достопримечательностей: недавно построенный мост, гонг мира и пара памятников.
Посетили Liang beach. Пляж действительно очень красивый - белоснежная полоса песка с нависающими деревьями, бирюзовая вода. Есть несколько НО, которые отбивают желание там отдыхать: по всей береговой линии установлены бетонные блоки и заход в воду затруднен и полностью убивает красоту пляжа. На самом пляже немереное количество мест для пикников для местных. В выходные там не протолкнуться. На один раз посетить можно и то на пару часов. К отдыхающим постоянно пристают лодочники об услуге доехать до маленького соседнего островка с белым пляжем.
Горячие источники в Тулеху (Hot Springs in Tulehu). Находятся на первом повороте направо прямо от причала Тулеху. До них можно взять Ojek за 10 000 и доехать (минут 5). По приезду на место, обнаружите два разных источника. Мы посетили только один. Цена посещения 5 000 идр. Две ванны - погорячее и попрохладнее. Есть душ и раздевалка.
На обратную дорогу местные опять (сговорившись с местным народом в маршрутке), заломили с нас цену как на половину стоимости такси (более 100 000 идр, хотя поездка стоит 40 000 идр). Ехать до Амбона центра около часа. Больше в этом городе смотреть нечего.
Покушать вкусно и очень недорого можно в кафешке KoleKole, функорте в гестхаусе Indah Lestari и в шикарном рыбном ресторане. С улицы этот ресторан выглядит как дешевый варунг, вход сбоку варунга. Попадаешь в шикарнейший ресторан. Самая вкусная еда в нем.
Паром Pelni на Банданейру уходил в 00-00. С трудом получили свою каюту первого класса. Все было на гране фола. Так как все номера 1 класса были выкуплены туристами из Джакарты, нам с трудом выбили одну из кают. Пришлось долго ждать, сидеть на рюкзаках на пароме и думать варианты, где и как ночевать, если с каютой обломится. Парочка иностранцев повесили на палубе по гаммаку и провели так ночь.
Паром Pelni на Банду уходит непосредственно из Амбона. Тогда как фаст.боты идут из Тулеху (40-60 минут на машине, 200 000идр за такси). Паром идет 12-14 часов. Доплыли превосходно. 2 чистые кровати, 3х разовое питание, свой туалет и душ. Была накладка с контролерами билетов, но они благополучно были отправлены по направлению к капитану и больше не беспокоили.
Острова Банда.
Совершенно изолированные острова. Несколько клочков суши в безбрежном море. Состоят из B.Neira, Banda Besar, G.Api, p.Hatta, p.Ay, p.Rhun, о.Nailaka, p.Karaka, p.Manikang. Центр и сосредоточие туристической жизни - о.Банданейра. Много хоумстеев и гестхаусов, кафе, рынок, древний форт. Это место, откуда можно попасть на соседние о-ва. Весь межостровной траффик осуществляется тоже только через БандаНейру.
Проживание - VitaGuesthouse 200 000 идр в сутки за дабл с вентилятором, завтрак включен. Расположен по соседству с главным пирсом, откуда курсируют лодки по островам. Очень удобно узнавать о том, идет сегодня лодка на нужный остров или нет. Из геста открывается прекрасный вид на вулкан Апи. Владелец Алан. У него, напротив (через пролив) Vita, есть еще один гестхаус - Allan bungalow (домик из 4 новейших комнат с дабл и твин кроватями). Построен у подножия вулкана Апи. Изолированный от мира. На Банданейру можно доехать только на лодке, заранее договорившись с Алланом о нужном времени на обед и ужин. Стоимость в сутки с включенным завтраком на 2х 250 000 идр. На пару дней - идеален. Можно спокойно плавать, немного снорклить. Есть остатки от кораллов и небольшая колония коралловых рыбок. Увидели рыбу-лягушку кислотно-желтого цвета и flathead. Постоянно под пирсом обитала упитанная рыба-ангел. Место спокойное от основного судоходного потока.
Снорк из Банданейры:
Лава стрим у вулкана Апи - 200 000 за лодку (стоящая поездка)
Снорк у о.Karaka и на восточном побережье Банданейры (до территории аэропорта) - 200 000 за лодку (стоящая поездка)
Западная сторона Банды Бесар (около 5км стены) - 400 000 за лодку (делили пополам с итальянцами). Там есть сильные непредсказуемые течения, так что плавать только с лодкой. Можно увидеть очень больших рыб. Коралл местами подубитый, местами великолепный. Встрелити Potato группера (гигантского размера, около 2 метров), осьминогов.
По приезду на острова Банда необходимо сразу же позаботиться об обратной дороге с островов. Самый идеальный вариант - самолет. Если летная погода. Похуже - спид.бот и на случай отсутствия и того и другого, либо подходит по дате выезда - паром Pelni. Он является самым надежным и самым дешевым (ну и самым медленным). Расписания и работу всех этих вариантов нужно уточнять сразу же. В Vita гестхаус девушка с ресепшена позвонила в аэропорт, уточнила рейс на пятницу, отправила наши данные, нам купили билеты за 700 000 идр на 2х и принесли в гест. Мы только отдали деньги при получении билетов. Узнали о расписании Pelni (на случай нелетной погоды).
На 4й день на Хатту пошла лодка (ждали 3 дня). 50 000 идр билет с человека и 1000идр плата за вход на пирс. Идет около 50-60 минут. В гесте познакомились с Канадкой, которая сосватала нам отличнейший новый гест на Хатте 250 000 идр с человека в сутки с 3х разовым питанием, чай-кофе-фрукты. На английском этот хоумстей носит следующее название: Penginapan P.Terapung. Построен на сваях в самом северо-восточном углу острова. Если стоять на пирсе лицом к морю, то направо виден дом на сваях, выходящий в море. Место наиотличнейшее. В риф не нужно заходить с берега. Есть джетти с лестницей в море. Плыть до стены метров 300. Кораллы на Хатте лучшие из всех что видели. Рыба обладает свойством гигантизма. Много океанической рыбы (тривалли), гигантские Наполеоны, гигантские мурены, много рифовых акул, рыбы бабочки бегемотских размеров, черепахи, игл-реи, стаи макрели, триггеров всех цветов и размеров, куча мелкой коралловой рыбы, барракуды, рыбы-клоуны всех расцветок, ангелы, снепперы, групперы, везде куча needlefish (из вида Crocodile Houndfish) и куча всего. На острова есть один магазин, несколько ларьков с выпечкой и две небольшие деревни. Расстояние для пешеходного маршрута по острову около 1км. Все остальное джунгли заросшие мускатным орехом. Штраф за срыв одного ореха с дерева 50 000идр. Снорк идеален в направлениях запад-север-восток (но только до второй деревни, где начинаются океанические течения в Папуа). Доплываешь до места, откуда видна деревня и резко сворачиваешь в сторону пирса, иначе унесет. Спасать никто не будет, так как некому. Течения есть, порой сильные (особенно в отлив уносит в море). От главного пирса Хатты течение идет от пирса и на восток и от пирса и резко на запад. Пирс является разделителем течений. На северо-западе идеально заходить в районе самого последнего на пляже геста у 3х гигантских деревьев на берегу. Вообще сноркать у западного побережья нужно в отлив, так как в прилив пляж полностью затоплен и непроходибелен. Нужно карабкаться через джунгли, либо плыть обратно против течения (порой сильного). Плыть можно пока видишь пляж. Как только пляж начинает заканчиваться, необходимо резко уходить к берегу, так как на мысу (у окончания пляжа) начинается сильное бутылочное течение между Хаттой и Б.Бесар. Юг, Юго-запад и Юго-восток не для снорка.
В среду 4го апреля Вернулись на Банданейру. Было желание поехать на о.Ай. Уже договорились о лодке 30 000 идр с человека, отправляется в 11-00. Потом прикинули по расходам и решили, что останемся у Аллана до 6го и на один день возьмем снорк-тур на Ай, Рун и Найлаку за 600 000 за лодку. По расходам выходило в разницу в 100 000 идр дороже у Аллана, но надежнее. Погода была совершенно переменчивой, и не хотелось не выбраться с Айя из-за дождя или ветра (в такие дни лодки не ходят), а в пятницу нам надо было улетать в Амбон. С самолетом тоже все было под вопросом, так как была не особо летная погода. Был запасной вариант Pelni идущий в пятницу в 15-00 (самолет в 12-00). Убедившись, что запасной вариант у нас есть, мы расслабились в гесте Аллана.
05.04.2018г Снорк Ай. Снорк на Айе так же великолепен. Особенно восточное и юго-восточное побережье (где отвесные скалы). Коралл и рыбы невероятные. Неплохой снорк на западном побережье; не у стены, а над коралловыми садами между стеной и берегом. В наше посещение были очень сильные волны, поэтому весь запад не оплыли. На Руне и Найлаке великолепные коралловые сады и самые гигантские из рыб, которых мы встречали в эту поездку. Найлак можно оплавать по кругу. Есть места с очень сильным течением. Так что без лодки туда не соваться, уносит сильно и стремительно. Лодка постоянно дрейфовала за нами. Сам Нейлак это милипусечный островок с полосой белоснежного крупного песка, составляющую косу с Руном. В отлив можно по косе ходить между островами. В прилив коса полностью залита водой и составляет бирюзовое сияние. Здесь увидели стаю гигантских Наполеонов, несколько акул, стаю гигантских spadefishes, огромных размеров Триггеры.
О шоппинге. Острова славятся специями. Имеет смысл купить на память корицы, мускатного ореха, местного миндаля и местной сладости типа мягкого козинака из миндаля и мускатного джемма. Еда везде одинаковая - рис, лапша, рыба, тофу, морской шпинат, овощи, фрукты. В варунгах очень вкусно и очень дешево. Самое распространенное блюдо на варунгах - микс из риса, лапшы, темпе, рыбы, бобов.