Агитационные плакаты

Jun 25, 2020 21:39


  Пришло время поговорить о политическом спаме. Слишком часто наталкиваемся мы на определенного рода сетевые плакаты, воззвания и прочие материалы с выразительными фотографиями и обличающим текстом.    Можно встретить и выдернутые из контекста цитаты, и очень удачно подогнанную под направление плаката статистику, и для пущей убедительности сравнения с фашизмом и Гитлером.  Из плакатов узнаём, какими негодяями  являются демократы или республиканцы, левые или правые, сторонники или противники сегодняшней политической «агенды».  То окровавленный полицейский в форме ( с уточнением, что это отец троих детей, и что протестующие активисты - преступники). То, наоборот, - портрет раненой девочки, иллюстрирующий, какие звери все полицейские, и призыв немедленно лишить их “фондов”. И подобное, и подобное. Контент всегда апеллирует к нашему чувству справедливости, вызывает чувства праведного негодования. При этом, многие граждане постоянно переопубликовывают эти “плакаты”, видимо, веря в их правдивость. К сожалению, не все понимает, что правдивости в них быть не может по определению. Это не просто плакаты. Это исключительно  а-г-и-т-а-ц-и-о-н-н-ы-е  плакаты. И речь тут даже не о содержании (и не о том, кто плохой, а кто хороший), а именно о формате.

Ниже для простоты и нейтральности я буду называть собирательно все подобные материалы “плакатами”, будь то видео, графика, или текст. Примечательно, что общепринятого термина, описывающего такое, по-видимому, еще не придумано, ни по-русски, ни по-английски, что во-многом и послужило стимулом поразмышлять на эту тему.  Будет интересно, если кто предложит свои варианты названия этого формата, но сначала - рассуждения.

Давайте попробуем назвать несколько типов явных “фейков”, жульничества или спама, встречающихся на нашем нелегком жизненном пути: Первый - знают все. Это когда из Сомали, Нигерии (или невесть откуда)  пишут, что на ваш счет переведут миллион долларов. Условно такое называется “Сомалийский Scam”. Естественно, никаких миллионов вам не достанется, а, скорее, наоборот, “жадность фраера погубит”. Я полагаю, в такие капканы уже не попадается никто, хотя, кто знает... Второй вид спама - “письма счастья” (“chain letters”). Они построены по другому принципу: “опубликуй у себя или перешли всем кому можно” разные слащавые и пространные заявления или "суперважное невероятно срочное предупреждение". Некоторый контингент до сих пор усердно эти письма тиражирует, но все-таки большинство мало-мальски образованного народа давно раскусило схему и таким дурновкусием не занимается.

Наконец, третий вид дезинформации, наиболее актуальный и пока без общепринятого названия,  - «плакаты», о которых я и веду речь. Липовые, бездоказательные, примитивные. На этот вид спама попадается гораздо больше людей, чем на “письма счастья”   и перепечатывают, и, пусть неосознанно, распространяют муть, питая иллюзии, что борются за справедливость.

Тем, кто делятся подобной агитацией, не очевидно, что здесь бесполезно гадать, правдив ли тот или иной отдельно взятый плакат, - важно понимать суть самого формата. Важно понимать <параметры>, по которым можно  отсеивать пропаганду вне зависимости от собственных пристрастий. Отсеивать и ни при каких обстоятельствах её не множить. Этих агитационных параметров (атрибутов) я насчитал несколько, в том числе такие:

1. Недоказуемость 2.Анонимность 3. Упрощенность и 4. Программность. Разберем эти атрибуты подробнее.

1. Недоказуемость контента. Неизвестны ни дата фотографий, ни где они были сделаны, ни применялся ли фотошоп, - кто изображен, и обоснованы ли обвинения. Иными словами, предлагается брать содержимое плаката на веру, на слово и без всяких доказательств . Мы зачастую можем верить на слово, но только при источнике, заслуживающем наше уважение, и тут можно переходить ко второму параметру:

2.Анонимность источника. У зарекомендовавших себя информационных агентств  ясно и направление издания, и какие статьи являются  личным мнением журналиста, и то, что за дезинформацию редакция будет нести ответственность. С другими источниками всё сложнее. Источнику “знакомые знакомых”, к примеру, верить нельзя, - это уже слухи. Так же нельзя верить газетным уткам в желтой прессе.  Создатель  же  “наших” агит-плакатов и вовсе не известен.  Мы  понятия не имеем, кто эти материалы составил и скомпоновал.  Поэтому неясны ни подлинность цитат, ни правдивость приведенных якобы исторических и статистических данных.  Если мы не знаем, кто составил “плакат” - верить без проверки его содержимому нельзя, особенно, если в контенте слишком все просто, что приводит нас к параметру третьему.

Параметр 3: Упрощенность. В агитационных плакатах всегда всё сразу ясно (или к этому нарочито подводится): кто плохие, кто хорошие, что черное, a что белое.. Стилистика плакатов такова, что утверждения слишком  складно подогнаны друг к другу или к картинке. Все сходится, как по маслу. Выдернутая цитата, псевдо-статистические или псевдо-исторические данные и сразу же сделанные категоричные выводы, -  типичный стиль таких материалов. Этот стиль уже сам по себе должен настораживать, и даже если указывается источник, следует проверить, действительно ли приведенная информация принадлежит этому источнику. Перефразирую: “If it sounds too simple to be true, it probably is”.

И, наконец, четвертый атрибут, самый, может быть, сложный для понимания: 4. Программность самого формата. У всех агиток есть конкретное назначение. Они всегда создаются с определенной целью, и эта цель - вовсе не донести информацию, как пытаются убедить нас авторы плакатов. Цель другая: манипуляция нашей жаждой справедливости и формирования, если не нашего мнения, то мнения читающих нас друзей. Для того, чтобы понять, являются ли материалы "программными", можно проанализировать наличие первых трех атрибутов, и задуматься, зачем создали тот или иной плакат. 
 Если не указан источник, нет доказательств, но есть избыток категоричности и односторонности, то это   в с е г д а   агитационный “фейк”, и не важно, направлен ли плакат против левых или правых.

В завершении повторю: Допустим,  если даже самое гуманистическое послание предлагает немедленно растиражировать себя еще десяти друзьям, то мы тут же находим правильный термин для такого вида спама:  “письмо счастья”. Никому в голову не придет анализировать  содержание, ведь ясно, - это «письмо счастья» этим сказано всё. В случае с письмами, где предлагается связываться с кем-то, давать свои банковские счета или платить мелочь для получения миллионов,  мы тоже заведомо знаем правильный термин: это “сомалийский scam”; тоже никому не придет в голову вникать в детали и проверять, обман ли это.

Так вот теперь, внимание,  вопрос: Я предлагаю найти имя и для категории “спама”, который я выше назвал “агитационный плакат” или “агитка”. Агитка - в целом неплохое слово, но, возможно, слишком общее.. Хотелось бы отыскать более внятный термин и сделать так, чтобы он был на слуху, и чтобы распространять “агитки” стало так же стыдно, как вестись на “письма счастья” или “сомалийский scam”.  Мне пока приходит на ум “сетевая агитка” или “сетевая утка”. Может, кто предложит другие варианты?
Previous post
Up