Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi)

Jun 23, 2012 22:20

Оригинал взят у das_gift в Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi)
Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406-1469) - флорентийский живописец, один из самых заметных мастеров раннего итальянского Возрождения.

Филиппо Липпи (по отцу - Филиппо ди Томазо) родился во Флоренции, предположительно 8 октября 1406 г., в семье бедного мясника. В раннем детстве потерял родителей и остался на попечении тетки, от которой некоторое время спустя был взят на воспитание, из милости, братией монастыря дель-Кармине, где 15 лет от роду принял обет монашества («фра» - сокращение от лат. frater - брат) и оставался в общине вплоть до 1432 г. Вазари в своих знаменитых "Жизнеописаниях" отмечает, что в монастыре Филиппо Липпи вместо того, чтобы учиться, тратил все свое время на рисование, "пачкал всякими уродцами свои чужие книги", и приор решил дать ему возможность обучаться живописи.
Как художник Фра Филиппо Липпи развился под несомненным влиянием Мазолино да Паникале и Мазаччо; на его художественное образование также повлиял Фра Анджелико. ( о нем я непременно напишу позже - das_gift) Имена Мазаччо и Мазолино да Паникале не случайны в биографии Липпи - в годы его отрочества эти художники как раз расписывали во Флоренции церковь Санта Мария дель Кармине, и талантливый мальчик проявил большой интерес к их работе.

Первая работа мастера - фрески в церкви Сан Антонио в Падуе (1434) - не сохранилась. Наиболее ранним из дошедших до нас произведений Филиппо Липпи является Мадонна из Тарквинии, написанная в 1437 г. (Рим, палаццо Барберини) - облик Девы Марии прост, он даже почти будничный - Мадонна предстает практически в домашней обстановке.



Мадонна с младенцем. 1437 г. Фра Филиппо Липпи. Национальная галерея античного искусства, Рим. Темпера.

До 1437-38 гг нет никаких достоверных сведений о деятельности Фра Филиппо Липпи. Кроме как из книги Вазари нет никаких свидетельств о посещении Липпи Неаполя и Анкона, а также о захвате его маврами-пиратами и счастливом освобождении из плена благодаря своему искусству.

А вот 1438 году он уже живет во Флоренции, близко общается с Медичи. О нем бытуют легенды как о веселом монахе, весьма склонном к женскому полу, он постоянно нуждается в деньгах - на это указывают некоторые письма-просьбы художника - и это несмотря на поддержку Медичи! - именно Медичи обеспечивали ему различные бенефиции и крупные заказы. Благодаря влиянию Козимо Медичи Фра Филиппо назначают капелланом монастыря Сан Джованни во Флоренции, а позднее "Rettore Commendatario" в церкви Сан Кирико. Это были бенефиции, которые могли бы без проблем обеспечить жизнь любого художника - при несколько более правильной и размеренной жизни. Любого, но не Фра Филиппо Липпи!

В произведениях Фра Филиппо после возращения во Флоренцию стали мало-помалу развиваться присущие его стилю особенности. Он начинает выказывать большое искусство композиции, наделяя действующих лиц правдивыми выражениями. Его типы уступают произведениям Мазаччо в достоинстве, но с лихвой восполняют их нежностью и красотой. Лицам он придает обыкновенно умеренный овал, фигуры - особенно женские - сухощавы и очень отличаются от почти лишенных шеи толстеньких детей. Драпировки одежд широки - по словам Вазари, Липпи скрывал конечности драпировкой, чтобы избежать трудностей в их изображении - просто исполнены и изобилуют различными украшениями, а по краям одежды часто встречается богатая золотая вышивка. В ландшафтах он держится золотой середины - между скученными подробностями реалистов и наивными общими местами Фра Анжелико и Мазолино. Архитектурная составляющая весьма богато орнаментирована, и не без примеси классического влияния, но редко верна в размерах и пропорциях. Более всего мастерство художника сказывается в колорите и тщательной отделке. Его тона и оттенки сильны, светлы, ясны - в этом с ним не сравнится никто из современников.

Фра Филиппо Липпи известен и как мастер сюжета "Благовещение". Его "Благовещения" чрезвычайно поэтичны, тонко орнаментированы. На картине обычно изображены Дева Мария, архангел Гавриил и Святой дух в виде голубя.



Благовещение с двумя коленопреклоненными донаторами. 1440 г.Фра Филиппо Липпи. Национальная галерея античного искусства, Рим. Масло.



Благовещение. 1443 г. Фра Филиппо Липпи. Старая Пинакотека, Мюнхен.

В "Благовещении" (нач. 1440-х, Флоренция, церковь Сан Лоренцо) действие разыгрывается на фоне городской улицы, а Дева Мария наделена обликом и грацией юной флорентийки. В то же время художник наделяет изображаемый им мир поэтической прелестью, чистотой линий, мягкостью светлых, холодных красок, преображает его переданным с живописной тонкостью неярким, спокойным светом.



Благовещение. 1445 г.Фра Филиппо Липпи. церковь Сан Лоренцо, Флоренция.



"Благовещение" Деталь. 1445 г.Фра Филиппо Липпи. церковь Сан Лоренцо, Флоренция.

"Благовещенье" из Сан Лоренцо может служить наглядным примером переходного стиля от "атмосферы монастыря" первых работ Фра Филиппо к его позднейшим произведениям. Особенность этой композиции в том, что архангела Гавриила сопровождают еще два ангела, а Мария выглядит женственно и изящно.

В этом же 1437 г. художник начал работу над Алтарем Барбадори для церкви Санто Спирито. В 1438 г как известно из письма Доменико Венециано к Пьетро Медичи, Фра Филиппо все еще занят это картиной, "над которой, если он даже и будет сидеть день и ночь, то и тогда не окончит ее и за пять лет". Это одно из лучших произведений Фра Филиппо Липпи.



Мадонна с младенцем и святыми Фредианом* и Августином*. 1437-38 гг.Фра Филиппо Липпи. Лувр, Париж.

К 1447 г он закончил композицию Коронование Марии (Флоренция, галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи ( иногда картину так и называют "коронование Мариньи") во флорентийской церкви Сан Амброджо.
Картина выполнена на одной большой панели, однако, Липпи разделил её тремя арками, которые придают образу традиционную форму триптиха. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Пределла к «Коронованию» - «Чудо Святого Амвросия» хранится в Берлинской картинной галерее.
Липпи отказался от архаичного золотого фона, изобразив полосы - символ семи небес* (итал. Cieli del Paradiso). Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы. В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых - художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета - Коронование и Святое собеседование*
В этой работе мистическое небесное явление - в традиционной трактовке - предстает как земная праздничная церемония, в которой первый план отведен горожанам с вполне простыми, будничными лицами. В этой картине ярко выступают особенности таланта Фра Филиппо: полное отсутствие официозной, условной святости, смешанное с наивным благочестием и наслаждением земной красотой. Торжественное событие изображено не в безграничном пространстве небесного свода, а в ограниченном помещении, типа базилики в стиле раннего Возрождения. Пространство замыкается тремя арками, под средней, самой высокой Бог-Отец в папском облачении возлагает венец на голову коленопреклоненной Богоматери. Толпы святых и ангелов заполняют остальное пространство, среди святых можно увидеть святого Мартина в епископском облачении и святого Лаврентия. На первом плане справа Иоанн Креститель, слева святой Амвросий.
Но особенно разнообразна и примечательна группа у подножия престола, из нее особенно выделяется, словно взятая из жизни, женщина - она не созерцает торжественное событие - ее взгляд обращен на зрителя. К ней наклоняется кармелитский монах - некоторые полагают, что это донатор, так как ангел рядом держит свиток с надписью Is perfecit opus (Он заказал эту работу).
Оба боковые пространства заполнены ангелами, и это не эфирные создания Фра Анжелико - они, как живые люди, твердо стоят на ногах. Доминирующие цвета белый и голубой и они мастерски облегчают несколько тяжелую и скученную композицию.
Эта картина - достаточно полное выражение развившегося стиля Фра Филиппо, и она принадлежит к самым лучшим произведениям флорентийской школы 15 века. Художник работал над ней около пяти лет и получил за нее плату в размере 200 флорентийских лир.



Коронование Марии. 1441-47 гг. Фра Филиппо Липпи. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.



Коронование Марии. Деталь. 1441-7, гг.Фра Филиппо Липпи. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.



Коронование Марии. Деталь. 1441-7, гг.Фра Филиппо Липпи. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.



Коронование Марии. Деталь. 1441-47, гг.Фра Филиппо Липпи. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.

В промежутке между 1447 и 1456 гг Фра Филиппо Липпи написал картины, в которых уже окончательно сформировался его стиль как художника. Отдельно следует отметить Мадонну из галереи Питти - подражая скульпторам художник придает картине круглую форму - следует заметить, что Липпи первый стал придавать им круглую форму - такие картины вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквях, взамен распространенных до того времени триптихов.
Перед нами поколенное изображение Богородицы, у нее на руках младенец, которого привлекает плод граната* в руках матери. На заднем плане - изображение рождества Богородицы. Направо видна улица, где художник нарисовал встречу Иоакима с Анной. Главные фигуры картины - Мадонна с младенцем - напоминают композицию Донателло, и как будто срисованы с барельефа.



Мадонна с младенцем и сцены из жизни святой Анны. 1452 г.Фра Филиппо Липпи. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция. Масло.

Еще одна "круглая картина".



Поклонение волхвов.1445 г. Фра Филиппо Липпи. Национальное галлерея искусства, Вашингтон. Темпера по дереву.

В 1452 он был назначен священником в монастыре Сан Джованнино во Флоренции, а в 1457 году ректором (Rettore Commendatario) церкви Сан Кирико в Легании, и это давала ему вполне приличный доход, хотя его бедность, кажется, была хронической, на что влияли и многочисленные амурные приключения.

В этом же 1452 году Филиппо Липпи начал работу над фресками в хоре собора в Прато (1452-1464) - эти фрески считаются одной из вершин творчества художника.
Фрески в хоре собора в Прато излагают истории Иоанна Крестителя и святого Стефана* - это наиболее важные и монументальные работы Фра Филиппо Липпи. Часто отдельно отмечают фигуру танцующей Саломеи в сюжете "Пир Ирода" - она вполне явно отсылает нас к более поздним работам Сандро Ботичелли, ученика Филиппо Липпи и работам Филиппино Липпи, сына самого Филиппо, а также сцену оплакивания тела святого Стефана. Имеются утверждения, что сцена содержит портрет художника, но слишком много мнений насчет того, какая это именно фигура.

С 1456 года Фра Филиппо Липпи переселяется в Прато. Именно к этому периоду относится знаменитая скандальная история с послушницей монастыря святой Маргариты Лукрецией Бути. Назначенный в 1456 г. капелланом в женский монастырь Санта-Маргерита в Прато, Филиппо Липпи соблазняет и похищает одну из монахинь - Лукрецию Бути. Несомненный скандал! Но Козимо Медичи Старший очень любил творчество художника и сумел добиться для Филиппо и его возлюбленной снятия монашеских обетов. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Лукреция стала матерью двоих детей Филиппо - сына Филиппино - впоследствии тоже весьма известный флорентийский живописец и дочери Александры.
Образ возлюбленной супруги Лукреции Липпи запечатлел - как принято считать - в своих поэтичных Мадоннах. Однако существует версия, что эта история - как и многие другие - придумана Вазари и на самом деле Филиппино Липпи был не родным, а приемным сыном. Но и подтверждения правдивости этой истории тоже имеются, хоть бы и письмо одного из Медичи, в котором он пишет что вся эта история с Фра Филиппо их всех весьма позабавила.

Несмотря на скандальное поведение, Филиппо, как уже упоминалось, пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни. В 1457 г. он выполнил алтарный образ "Св. Михаил", который Джованни Медичи послал в качестве дара неаполитанскому королю.



Святой Михаил. 1456-1457 гг. Фра Филиппо Липпи. Музей искусства, Кливленд. Темпера по дереву.

Фрески собора в Прато были закончены в 1460 году. Их содержание - сцены из жизни покровителя флорентийской республики, к которой принадлежал и городок Прато - Иоанна Крестителя.



Сцены из жизни Иоанна Крестителя.1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.

На противоположной стене - сцены из жизни святого Стефана, покровителя Прато.



Сцены из жизни Святого Стефана.1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.

Сцены из жизни Иоанна Крестителя занимают правую стену. Верхняя фреска делится на два поля - в одном - рождение Иоанна, на другом - Захария пишет на дощечке имя новорожденному. В следующей фреске совмещены четыре эпизода: Прощание Иоанна с родителями перед отправлением в пустыню, молитва Иоанна, странствование по пустыне и проповедь народу. На нижней фреске изображен Пир Ирода - танцующая Саломея, а справа она же подает Ироду на блюде голову Иоанна Крестителя. При несомненной чарующей красоте, этот сюжет создает впечатление чего-то неспокойного, тревожного, две девушки на переднем плане испуганно держат друг друга за руки.



Иоанн Креститель покидает своих родителей. 1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.



Пир Ирода. 1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.



Пир Ирода. Деталь. 1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.



Усекновение главы Иоанна Крестителя.1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.

Эти фрески очень пострадали от времени, но и немногое сохранившееся показывает нам искусную компоновку отдельных сцен. Фра Филиппо первый утверждает так называемую пирамидальную группировку, которую впоследствии так любили Фра Бартоломео и Микеланджело - в фреске "Иоанн Креститель покидает своих родителей.: Елизавета обнимающая сына и смотрящий на них сверху Захария - условные скрещивающиеся линии их фигур образуют единую группу.

На противоположной стене - сцены из жизни святого Стефана. Сверху - его рождение, потом спасение ребенка, посвящение Стефана апостолом в диаконы, изгнание беса, проповедь и синагоге и оплакивание тела святого Стефана.



Рождение святого Стефана и подмена его другим ребенком. 1452-65 гг.Фра Филиппо Липпи Собор, Прато. Фреска.



Диспут в синагоге. 1452-65 гг Фра Филиппо Липпи Собор, Прато. Фреска.

"А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела." - Деяния.6:9.



Мученичество святого Стефана. 1460 г. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.

Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил. - Деяния 7:55

Фреска "Оплакивание святого Стефана" считается одной из сильнейших работ мастера.
Святой лежит среди церки на торжественно убранном ложе - в головах и в ногах сидят две плакальщицы. Слева - клир, справа - духовные лица, среди которых и можно увидеть и Карло Медичи, тогдашнего приора собора в Прато, а в кармелитском монахе возле него - самого Фра Филиппо Липпи.



Оплакивание святого Стефана. 1460 г Фра Филиппо Липпи. Дуомо, Прато. Фреска.

По крестовому своду собора изображены четверо евангелистов и ангелы.



Евангелист Лука. 1454 г.Фра Филиппо Липпи Дуомо, Прато. Фреска.



Святой Альберто. 1452-65 гг. Фра Филиппо Липпи. Собор, Прато. Фреска.



Вид на цикл фресок. Собор, Прато.

Отдельно хотелось бы отметить то, как Фра Филиппо Липпи изображал один из самых популярных сюжетов - Рождество.

В первый раз подобным ему образом Рождество изобразил Джентиле да Фабриано - художник, чрезвычайно сильно повлиявший на современников - на пределле, нарисованной им в 1423 году, изображавшей "Поклонение волхвов"- (Первая картина пределлы - das_gift) - вместо того, чтобы повторять сделавшееся обычным и традиционным среди последователей Джотто изображение Рождества как бытовой сцены, да Фабриано рисует нагого младенца лежащего на земле и над ним благочестиво склонилась коленпреклоненная мать, исполненная одновременно и материнской любовью и кротким благоговением, ибо рожденный ею - Спаситель мира. Вскоре этот способ изображения Рождества - Поклонение Младенцу - перешел с пределлы на главное место иконы. Фра Анжелико именно так изобразил Рождество в одной из келий монастыря святого Марка - вместе с Матерью Младенцу поклоняются святые, а ангелы славословят. Пинтуриккио и Перуджино до последнего времени так изображали Рождество.

Фра Филиппо Липпи развил эту тему еще дальше - лежащий на земле Младенец прикладывает палец к губам, как бы показывая, что он - воплощение слова, логоса. Он же первый вводит маленького Иоанна Крестителя, который до сего момента изображался только диким пророком-отшельником, в шкурах, с бородой. Иоанн-младенец - товарищ детских игра Христа, и он склоняет перед ним свое колено и приносит - как бы для игры - крест из тростника и свиток.

До нас дошли три картины Фра Филиппо с этим сюжетом. Две из них находятся во Флоренции, одна в Берлине. Все три Рождества очень похожи между собой: Младенец лежит на траве среди цветов, кругом уединенный пейзаж. Справа на коленях благоговейно стоит Богоматерь, слева юный Креститель с крестом из тростника и свитком. Голубь как символ Святого Духа парит на ними. На флорентийском экземпляре изображена рука Вседержителя, в Берлине - половинная фигура Бога-Отца среди ореола. От Младенца исходит свет, освещающий пейзаж. На одном из флорентийских экземпляров изображен коленопреклоненный Иосиф, хлев с животными и вместо голубя - хор ангелов. Берлинская картина - наиболее поэтичная, наиболее тонкая и захватывающая, особенным образом передающая странную тишину и святость момента. Вдали виден молящийся монах.



Поклонение Младенцу. 1455 г. Фра Филиппо Липпи.Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.



Поклонение Младенцу. 1463 г. Фра Филиппо Липпи. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.



Мадонна в лесу. 1460 г. Фра Филиппо Липпи. Государственные музеи, Берлин. Масло.

На склоне лет - в 1466 году - Фра Филиппо пришлось предпринять еще одну монументальную работу - его позвали в Сполето расписать фресками апсиду собора - эта работа была завершена уже после смерти мастера его помощником фра Диаманте. Здесь, в поле полукруглого купола, он снова изобразил "Коронование Богородицы", под ней - Успение Богородицы, слева Благовещенье, справа Рождество Христово.

В "Благовещении" ангел появляется позади Девы - удивленная и испуганная она слушает поразившее ее послание.



Благовещение. 1467-69 гг.Фра Филиппо Липпи. Дуомо, Сполето. Фреска.



Рождество. 1467-69 гг.Фра Филиппо Липпи. Дуомо, Сполето. Фреска.



Коронование Богоматери. 1467-69 гг.Фра Филиппо Липпи.Дуомо, Сполето. Фреска.



Коронование Богоматери. Деталь. 1467-69 гг.Фра Филиппо Липпи.Дуомо, Сполето. Фреска.



Коронование Богоматери. Деталь. 1467-69 гг.Фра Филиппо Липпи.Дуомо, Сполето. Фреска.



Успение Богоматери. 1467-69 гг.Фра Филиппо Липпи. Дуомо, Сполето. Фреска.



Вид апсиды * собора. 1467-69 гг. Фрески. Дуомо, Сполето.

Разговор о Фра Филиппо Липпи будет неполным без упоминания его замечательных и многочисленных Мадонн - изображал ли он свою возлюбленную Лукрецию, как предполагают некоторые или нет - некоторые исследователи не видят сходства в лицах Мадонн - в любом случае, у нас есть несколько замечательных произведений, которыми мы можем любоваться.



Мадонна с младенцем. Фра Филиппо Липпи. . Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция



Мадонна с младенцем. 1440 г. Фра Филиппо Липпи. Национальная галерея искусства, Вашингтон.



Мадонна с младенцем. 1460-е гг. Фра Филиппо Липпи. . Старая Пинакотека, Мюнхен.



Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1465 г.Фра Филиппо Липпи.

Фра Филиппо умер в Сполето около 8 октября 1469 году. Ходили слухи, что художник был отравлен родственниками Лукреции, но это скорее похоже на басню - вендетта в отношении 63-летнего человека за обольщение совершенное в 52-летнем возрасте, хотя как знать. Фра Филиппо похоронили в соборе Сполето. Флорентийцы хотели забрать себе останки художника, но Сполето воспротивился. Лоренцо Медичи поручил сыну художника Филиппо воздвигнуть памятник, а в эпитафии есть строчки - "сама природа удивлялась образам, которые я с нее рисовал, и признавала, что я равен ей в творчестве."

Испытав в начальный период своего творчества сильное влияние Мазаччо, фра Филиппо стал последовательным приверженцем ренессансного натурализма, но у него меньше "вульгарного реализма", чем у некоторых его современников, а вдобавок он совершенно замечательный колорист. Он ничего не предпринимает для перспективы, очень любит украшения, пилястры, другие архитектурые особенности. Совершенствуя свой стиль, делая его все более утонченным, он смог создать совершенно незабываемые, нежные образы. Произведения Филиппо Липпи показывают одновременно и наивность, и роскошь, и живость, и некоторую причудливость. Он подходит к религиозному искусству с человеческой стороны. Его творческий путь был единым целым, без фундаментальных изменений в стиле.

Фра Филиппо Липпи среди своих Мадонн, огненнокрылых ангелов, расшитых тканей, золотых украшений, драгоценных камений, вычурных зданий с нарушенной перспективой - и от этого совершенно особенно очаровательных - среди нежной тишины и мерцающего сияния - этот монах-расстрига, сластолюбец и прожигатель жизни - по противоречивым сведениям! - и несомненный талант - совершенно однозначный! - он в своем роде как Франсуа Буше много-много лет спустя - пусть другое место, другое время, другой стиль - все другое, абсолютно все - но такое светлое и жизнелюбивое и абсолютно уникальное и стилистически узнаваемое. Из сегодняшего списка победителем выходит "Коронование Мадонны" из Сполето - удивительно, непередаваемо сказочное, усыпанное блестками и звездами, одновременно здесь и там - Луна и Солнце - небо нашего мира и подножье мира горнего.
А еще очень хочется отметить сияющего, задумчивого евангелиста Луку из Прато и удивительную тишину берлинского "Рождества". - das_gift

1. * Фредиан - ирландский епископ в г. Лукка в первой половине шестого столетия.

2. * Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354-430) - Блаженный Августин, Святитель Августин - епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный - Блаженный Августин,

3. * Козимо Медичи Старший (Старый) (итал. Cosimo di Giovanni de' Medici, Cosimo il vecchio) (27 сентября 1389, Флоренция - 1 августа 1464, Флоренция) - сын Джованни ди Биччи (1360-1429), основателя династии Медичи, активный флорентийский политический деятель, один из лучших государственных людей своего времени. Купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния.



Портрет Козимо Медичи Старого. 1520 г. Якопо Понтормо

4. * Небеса Рая - согласно третьей части "Божественной комедии" Данте Алигьери Небеса Рая разделены на девять частей.
1 небо (Луна) - обитель соблюдающих долг (Иеффай, Агамемнон, Констанция Норманнская).
2 небо (Меркурий) - обитель реформаторов (Юстиниан) и невинно пострадавших (Ифигения).
3 небо (Венера) - обитель влюблённых (Карл Мартелл, Куницца, Фолько Марсельский, Дидона, «родопеянка», Раава).
4 небо (Солнце) - обитель мудрецов и великих учёных. Они образуют два круга («хоровода»).
* 1-й круг: Фома Аквинский, Альберт фон Больштедт, Франческо Грациано, Пётр Ломбардский, Дионисий Ареопагит, Павел Орозий, Боэций, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Рикард, Сигер Брабантский.
* 2-й круг: Бонавентура, францисканцы Августин и Иллюминат, Гугон, Пётр Едок, Пётр Испанский, Иоанн Златоуст, Ансельм, Элий Донат, Рабан Мавр, Иоахим.

5 небо (Марс) - обитель воителей за веру (Иисус Навин, Иуда Маккавей, Роланд, Готфрид Бульонский, Роберт Гвискар).
6 небо (Юпитер) - обитель справедливых правителей (библейские цари Давид и Езекия, император Траян, король Гульельмо II Добрый и герой «Энеиды» Рифей).
7 небо (Сатурн) - обитель богословов и монахов (Бенедикт Нурсийский, Пётр Дамиани).
8 небо (сфера звёзд).
9 небо (Перводвигатель, кристальное небо). Данте описывает структуру небесных жителей (см. Чины ангелов)

и 10 небо (Эмпирей) - Пламенеющая Роза и Лучезарная Река (сердцевина розы и арена небесного амфитеатра) - обитель Божества. На берегах реки (ступенях амфитеатра, который делится ещё на 2 полукружия - ветхозаветное и новозаветное) восседают блаженные души. Мария (богоматерь) - во главе, под ней - Адам и Пётр, Моисей, Рахиль и Беатриче, Сарра, Ревекка, Юдифь, Руфь и др. Напротив сидят Иоанн, под ним - Лючия, Франциск, Бенедикт, Августин и др.

5. *Святое собеседование - Мадонна на троне со святыми, Богоматерь со святыми (итал. Sacra Conversazione) - в изобразительном искусстве название западноевропейского типа изображения Богородицы с младенцем Иисусом на руках в окружении группы каких-либо святых.
Композиция «Святое Собеседование» является фронтальной и относительно симметричной, она представляет собой Богоматерь с младенцем, сидящую на троне под балдахином в центре полотна, обычно в интерьере. По бокам от неё стоят два или более святых. Выбор святых не определяется каноном, это могут быть люди, жившие с разницей в несколько веков. Тем не менее, они изображаются сопоставимыми по физическим размерам и возрасту, существующими в едином пространстве и иногда беседующими («собеседующими», отсюда и название иконографии). Впрочем, собственно произносящими слова их изображают редко: разговор по сути скорее подразумевается, чем изображается, поскольку святые объединены общими действиями или одной общей эмоцией. Эта взаимосвязь передаётся благодаря более или менее подчёркнутому вниманию художника к повторяющимся или взаимосвязанным жестам, а также единому выражению лиц. Композиция характеризуется атмосферой покоя и созерцания изображённых на ней персонажей.

5. * Святой Стефан - первый христианский мученик, архидиакон Стефан (St. Stephen), был одним из семи апостолов, избранных апостолом Петром для помощи нищим и проповеди христианства. Был призван к суду Синедриона и принял мученическую смерть (Стефана забили камнями) приблизительно в 35 году новой эры. Известно, что одним из его мучителей был Савл - впоследствии ставший апостолом Павлом, светочем и столпом христианства.

6. *Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος - свод), абси́да (лат. absis) - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой).
Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.






Апсида. Вид снаружи.



Апсида. Вид изнутри

7. *Гранат - в христианстве гранат - символ вечной жизни, духовной плодовитости, церкви, а его семена символизируют ее многочисленных членов. Так же богато наполненный семенами плод граната означает полноту страданий Христа. Гранат в деснице Спасителя является одним из символов воскресения.

визуальные ряды, италия, судьбы, прекрасно, ом

Previous post Next post
Up