Касабланка встретила ярким солнцем и диллемой - сразу брать машину в аэропорту или доехать до города, осмотреться, а потом уже искать себе приключений в чертогах лукавого арабского бизнеса. На профильных форумах обычно стращают опасностями аренды автомобилей в безымянных конторах типа "Мустафа Гараж Моторс" - но я рос в девяностых, меня не возьмешь. (с)
Решаем сперва осмотреться. Тем более что тут удачно электричка подошла до Каса Вояжёрс. Каса - это Касабланка, устоявшаяся местная идиома. Вояжёрс - центральный ж/д вокзал, крутое модерновое здание, позже напомните, фото покажу.
Сразу про главное правило ведения бизнеса в Марокко. Касается абсолютно любых сделок - от покупки чая за один дирхам (7 руб) и заканчивая арендой автомобиля за $1000: несколько раз отчетливо, громко, по возможности на разных языках произнесите вслух согласованную цену товара/услуги. Есть листок - напишите цифру и тычьте в лицо прохожим (I've got multipass!), они свидетелями потом пойдут. Не сделаете этого, продавец сам позже посчитает цену как ему нравится. И стесняться он, поверьте, не будет. Он не для того вас тут уже полторы тысячи лет в этой лавке ждал, чтобы просто так отпустить свою удачу. Пара таких эпик фейлов - и либо научитесь местным обычаям, либо деньги закончатся.
Особая марроканская фишка - внезапный арифметико-фонетический кретинизм. О, этот трюк видели уже сто тыщ раз. Тринадцать дирхам (thirteen) что называется на голубом глазу превращаются в тридцать (thirty), а четыре поднятых пальца это, оказывается, имелось ввиду сорок. Или сорок четыре, потому что продавцу так захотелось.
Отсюда вытекает второе правило: торгуйтесь обязательно везде. Даже если оно вам нафиг не нужно, все равно торгуйтесь, иначе покупка не принесёт радости ни вам, ни мне, ни даже продавцу. Но это общее про Восток, я просто напомнить.
...Машину берем дизельную - по ряду причин, про них ниже. По вотсапу с менеджером проката договорились на Рено Клио - но к отелю он пригнал Форд Фиесту, каковую, клянусь, какое-то время пытался выдать за Renault! Иншалла, здесь и далее фразу Wellcome to Marocco будем понимать как "не теряйте бдительность".
Машина подана с пугающе пустым баком - поэтому первая историческая достопримечательность, куда едем, стараясь не дышать, - заправка.
И сразу удача: на вывеске первой же заправки очень подходящее для статьи название. Африка как она есть!
Цены на марроканских заправках примерно одинаковы по всей стране. Бензин стоит 10,4 MAD (74 руб), солярка - 9,6 MAD (67 руб). Недешево. Поэтому полный бак заправлем с необычайным пафосом - можем, мол, себе позволить. Заправщики весело подыгрывают. Как разбогатею и куплю эту заправку, обоим в два раза подниму зарплату.
Учитывая чуть меньший конструктивный расход тяжелого топлива, дизель нужен, чтобы реже на заправки заезжать. Плюс часть маршрута будет через горы проходить - тут нам высокий крутящий момент пригодится. Ну и как бы дешевле на ДТ выходит кататься, деньги тоже считаем, не без этого - проехать-то планируем примерно как до Мадагаскара и обратно. Короче, мы с приятелем вдвоем работали на дизеле, у нас его и <цензура>.
Касабланка в переводе с касабланского означает "белый дом". Это действительно так, большинство зданий в городе - светлых оттенков, почти как
в Тунисе. Но для нас это не главная характеристика мегаполиса. Город офигенно, невероятно запутанный, просто черт ногу сломит. Как вам, например, такой пассаж с Трипэдвайзера - "отель был хороший, только долго не могли его найти"? Это не про наш отель - хотя нет, про наш тоже - и в целом так и есть: на машине по городу сложно добраться куда требуется. То есть ехать-то можно, но в основном получается не туда, куда нужно.
Навигатор Яндекса или Гугла беспощадно вылюбливает мозг, потому что половина улиц вообще не совпадает, а оставшаяся половина хаотично односторонняя, причем, разумеется, не в ту сторону, куда едем. Жена после навигации по Google Maps сильно материться стала, хотя брал вроде приличной.
Но, немного опережая события, настоящий дорожный шок будет в Фесе. Там с картографией вообще трэш и афганистан. Местные даже подрабатывают тем, что заблудившихся в медине за деньги выводят на свет божий! В центре города в 21-ом веке нужен нужен специально обученный проводник! Как тебе такое, Илон Маск?
Да, и прежде чем потеряться, помним: в Марокко из иностранных языков говорят только на французском. На французском онли! Потому что за полвека французского протектора он здесь стал официально родным. С другими языками плохо, очень плохо, особенно когда выезжаешь за пределы мегаполиса... Я на французском знаю только "уи", "мерси" и "же не манж па сис жур" - для повседневного общения этого в основном хватает, но не более. Второй официальный язык (точнее, первый) здесь, разумеется, арабский - марокканский его диалект, называемый дарижа.
Касабланка - это мегаполис (4 млн жителей), со всеми вытекающими. Пробки, хаотичное движение, много машин, мало места. И город контрастов как никакой другой! Даже не в двух, а в одном шаге от богатых кварталов и мечети Хасана II (самая высокая в мире, см. на первом фото) люди живут примерно вот так:
Отели Касабланки - это отличный способ оказаться в декорация 20-40-х годов прошлого века и даже немного пожить в них. Например, там, где остановились мы, абсолютно ничего не изменилось с момента событий, показанных в фильме "Союзники" (Б. Питт, М. Котийяр). Мебель, интерьер, ковры, посуда и даже консьерж - все непостижимым образом то же самое, как было в 1942 году! Пара фоток для иллюстрации:
И лифт, даже лифт, куда, входя, надо закрывать рукой за собой дверь, все тот же, что и сто лет назад. Когда встречаемся в коридоре с постояльцами из соседнего номера, здороваемся, чуть приподнимая шляпы. Такая уж тут атмосфера.
Да, кстати, про гардероб. Погода в Марокко в марте переменчивая. Днем вполне прогревается до +25, а ночью бывает и ниже +12 опускается. Поэтому здесь и далее действующие лица даже в одном кадре будут появляться в разнообразном платье - от явно пляжного до безусловно зимнего. Для Марокко это нормально.
На этом пока всё. Продолжение через пару дней
в следующей главе, не переключайтесь! )