Питер Бахрах, Мортон Барац ДВА ЛИЦА ВЛАСТИ
Примечание переводчика.
Что такое "власть" с научной точки зрения? Как можно объективно удостовериться, что некто А "обладает властью" в данном сообществе (организации, городе, стране...), а некто Б - нет?
На первый взгляд кажется, что ответы на эти простые вопросы столь же просты. Например, мы можем сказать, что "власть" означает влиятельность, то есть тот факт, что без согласования с А никакие серьезные вопросы в сообществе не решаются. Из этого определения сразу же последует методика измерения: достаточно просто опросить людей в сообществе, кто обладает большим влиянием, А или Б, - и мы получим точное, количественное выражение их "власти".
Однако единственный ли это способ измерить власть? "Решение вопросов" в современном мире хорошо документировано, и по каждому вопросу можно точно установить, кто его поднял, кто обсуждал и кто поставил подпись под итоговым документом. Быть может, правильнее измерять власть А и Б их участием в документированном процессе принятия решений? Если А просто "авторитетный предприниматель", а Б - депутат, протолкнувший законопроект, то разве не Б принадлежала "власть" в этом конкретном решении?
Оба способа измерения власти выглядят достаточно правдоподобными, а разница между ними не слишком существенной. Но когда оба они были применены на практике - в американской социологии 1950-60-х годов - обнаружилось, что результаты у них получаются прямо противоположными. Измерение "власти" путем составления "рейтингов авторитетности" стабильно обнаруживало в сообществах узкий круг людей ("правящую элиту"), которой и принадлежала вся власть. Измерение "власти" путем изучения принятия решений, напротив, выявляло полную "размазанность" власти - решения инициировались, обсуждались и утверждались совершенно разными людьми, ни один из которых не обладал сколько-нибудь преимущественной позицией.
Так в американской науке возникли две конкурирующие теории власти - "элитистская" и "плюралистская", и на исходный вопрос "что же такое власть" появилось сразу два противоречащих друг другу ответа. Объективные научные исследования не только не прояснили ситуацию, а наоборот, полностью ее запутали.
Статья Бахраха и Бараца "Два лица власти", опубликованная более чем полвека назад, впервые заострила внимание научного сообщества на методологических истоках этой запутанности. Власть, как ее описали Бахрах и Барац, оказалась куда более хитрой штуковиной, которую нельзя ухватить с помощью рейтингов авторитетности или изучения подписей на документах. Подход к сложному предмету с простой методологией всегда заканчивается созданием описаний, зависящих не от предмета, а от самой методолологии; Бахрах и Барац блестяще проиллюстрировали этот общий принцип на материале "теории власти". Фактически, только начиная с этой статьи можно говорить о появлении в поле зрения социальной науки собственно власти, а не ее умозрительных конструктов на основе случайно выбранных методов изучения.
Вот почему эта небольшая статья полувековой давности до сих пор цитируется в каждой сколько-нибудь подробной монографии, касающейся власти, и вот почему именно ее я решил перевести.
И чтобы Вы не думали, что статья эта только про методологию, вот Вам ключевая цитата:
В случае отношений мэра с CAC [Комитет Гражданского Действия, куда входили авторитетные предприниматели - С.Щ.], Даль отмечает, что Lee [мэр города - С.Щ.] был "особенно искусен в оценках того, что CAC будет поддерживать или отвергать" (p. 137). Однако, Даль не интересуется анализом или оценкой, до каких пределов CAC ограничивал свободу выбора Lee. Исходя из своего узкого понимания власти, Даль не замечает, что CAC в этих ситуациях фактически и использовал власть. То, что CAC не инициализировал собственных и не блокировал внесенных мэром проектов, для Даля служит достаточным свидетельством фактического безвластия CAC; но это может быть также вероятным свидетельством того, что CAC был (сам по себе, или в лице тех, кого представлял) настолько могущественным, что Lee не предпринимал ничего такого, что могло вызвать противодействие. Как видите, Бахрах и Барац способны разглядеть саму власть сквозь кривые зеркала методологий. Прочитайте их статью, и быть может, вы тоже научитесь.