Один блогер решил написать о смысле жизни.
Это нельзя не приветствовать, поскольку человек становится в полной мере человеком только тогда, когда он начинает задумываться о смысле своего существования. Свои рассуждения о смысле бытия блогер предварил гипотезой о высшем предназначении, которое есть у каждого человека. Далее он пишет о ложных целях, которые мешают понять человеку свое предназначение. И заканчивает свои рассуждения призывом руководствоваться в жизни христианскими ценностями, следование которым позволяют человеку если не быть счастливым, то хотя бы не быть несчастным.
Остается лишь позавидовать стройной и непротиворечивой картине мира данного блогера. Однако не у всех она такова. Странное дело - люди, столь сильно пекущиеся о своей свободе, протестующие против любых её ограничений, пусть только лишь на словах или даже мысленно, в важнейшем вопросе, коим безусловно является вопрос о смысле жизни, отказываются от свободы вообще. И склонны искать его, как ищут полезные ископаемые или пропавшую вещь, а не выбирать или создавать. Возможно, это происходит из осознания себя уникальной и неповторимой личностью. Или латентной или явной религиозности. Если уж я появился на свет то не просто так, а с какой-то целью, которую надлежит осознать и достичь. Тут невольно вспоминается фильм "Терминатор". Вернее, его религиозная подоплека. "И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского." - примерно так можно описать сюжет "Терминатора". Подробности забыты за давностью лет.
Иначе говоря, человек, ищущий свой уникальный смысл жизни или смысл своей уникальной жизни, в глубине души мечтает стать Ангелом или хотя бы Терминатором. Но не каждому это дано. И представим человека, ищущего смысл жизни и не находящего его. Его муки и страдания. Более того, ищущего смысл и знающего, что Того, кто мог бы этот смысл ему дать, не существует. Для такого человека жизнь превращается в абсурд, становится бессмысленной. Привет, мсье Альбер Камю. Камю вовсе не случайно ссылается на Достоевского, персонажи которого ставят надо собой чудовищные эксперименты, цель которых - доказать существование бога. Раскольников совершает двойное убийство и обнаруживает неподвластное ему нравственное начало. Кириллов убивает себя, чтобы утвердить свою свободу от высшего начала, негативным образом доказывая его существование. (По Марксу конечная стадия теизма - атеизм. Нельзя отрицать то, чего нет. По-настоящему неверующий человек на вопрос о существовании бога отвечает, что бог, конечно, есть. Но он создан человеком, наделившим его своими лучшими чертами). Ищущие же смысла жизни одновременно ищут и бога. И не находя последнего, приходят к мысли о бессмысленности (абсурдности) своего существования. Целая философия экзистенциализма пыталась ответить на вопрос: как жить человеку в отсутствии смысла жизни. В результате философы этого направления пришли к выводу, что переживание бессмысленности жизни и есть смысл жизни. Человек должен жить вопреки, а не благодаря. Кириллов, убивая себя, поступает как терминатор, вдруг узнавший, что никакой программы в него не заложено. И это поистине человеческий поступок, превращающий робота в человека, обладающего свободой воли. Но в человека мертвого. Не слишком ли высока цена познания своей человеческой природы? Впрочем, это Достоевский. У него полутонов нет.
Не может не поражать та настойчивость, с которой люди ищут высшее разумное начало. Тут и инопланетяне, безусловно находящиеся на высшей ступени развития. И вот теперь искусственный интеллект. Сейчас много спекуляций вокруг него. Его усиленно наделяют сверхчеловеческими качествами. Сам факт этих дискуссий свидетельствует о религиозности их участников. Налицо новая волна богоискательства и богостроительства. Невольно вспоминается богоискательство и богостроительство начала прошлого века, вызванные революцией в физике. Та революция получила воплощение в использовании энергии атома, появлении электроники. Мир, в котором мы сейчас живем, с компьютерами, интернетом, атомными электростанциями, атомной бомбой стал возможен благодаря открытиям физиков, живших в мире, в котором доминировала энергия пара. Каким будет мир, преображенный искусственным интеллектом, покажет будущее. Но вряд ли какое-либо изобретение способно радикально изменить человека. Технический и научный прогресс изменяет сознание людей. Но происходит это не непосредственно, а вследствие социальных переворотов, вызванных, в свою очередь, развитием науки и техники. В общем-то, это азы материалистического понимания истории. Но удручает то, что, несмотря на все научно-технические революции, духовно человек продолжает томиться в болоте прошлого. Вышеупомянутый блогер - он ведь не богослов, да вряд ли религия занимает большое место в его жизни. Он, рассуждая о смысле жизни, просто написал первое, что пришло ему в голову. Видимо, должен наступить момент перехода количества в качество. А до тех пор с помощью различных электронных устройств будут писать ровно то же самое, что писали гусиным пером на бумаге.
Бог умер - сказал Ницше. И в этот момент родился бессильный человек абсурда. Возможно, это произошло раньше. А Ницше лишь констатировал смерть. Для человека абсурда мир, в котором он обитает, что-то вроде необитаемого острова. Но вряд ли его существование можно назвать робинзонадой. Потому что Робинзон Крузо Даниеля Дефо не был человеком абсурда. Оказавшись на необитаемом острове, Робинзон не становится библейским Иовом.
Почему Даниель Дефо не сделал Пятницу женщиной? Этот вопрос звучит двусмысленно и даже комично. Но ведь было бы куда логичнее, если бы Пятница оказалась прекрасной аборигенкой. Между Робинзоном и ней завязался бы роман. У них бы появились дети. Впрочем, такие сюжеты стали возможны только после Руссо. Но, может быть, дело в другом. Робинзон творит мир, он занят божественной работой. В создаваемом им мире человек только должен появиться. И это творчество становится смыслом его жизни. Не Робинзон ищет смысл жизни, но смысл находит его. Он дан ему самой жизнью. Так обычно и бывает. Но эта мысль слишком проста, чтобы стать предметом размышлений интеллектуалов. Ощущение же абсурдности бытия - это отражение в сознании человека абсурдности общественного устройства. Своего рода капитуляция человека перед миром. Не случайно Камю противопоставлял абсурду бунт. Впрочем, буржуазный философ, каким был Камю, иначе поступить и не мог. Но любой бунт обречен на поражение и лишь доказывает всесилие абсурда. Антитезой абсурда является вовсе не бунт, а революция. Акт рождения нового мира, уничтожающий ставший бессмысленным старый мир.