Пока я тут разъезжал, в ЖЖ, оказывается, шел горячий спор на
наболевшую тему: как отличить еврея от нееврея. Так как там
почему-то упоминалось и мое имя, скажу пару слов на эту тему. Но
сначала обещанный анекдот.
( Read more... )
Самоидентификация, конечно, важна, и ее нельзя не учитывать; но в некоторых понятных ситуациях ее оказывается недостаточно. Несколько забавно проблему можно разделить на грамматические лица: в третьем лице ищется объективное определение "он еврей"; во втором - Вы признаете его самоидентификацию "ты еврей". Проблема в первом лице, при попытке построить "мы - евреи", или же при вопросе ребенка "я - еврей?".
2. Во втором случае, с ребенком, возникает замкнутый круг, т.к. самоидентификация как признание другому возможна лишь после того, как она уже сложилась для себя.
1. В первом - два человека при встрече могут сказать друг другу "я - еврей", и при этом не иметь ничего общего. Тем самым в этой ситуации "мы - евреи" оказывается выхолощенным понятием.
Re: я/мы евреиscholar_vitAugust 11 2010, 01:37:05 UTC
А. Самоидентификация - это не только и не столько логика, рацио, сколько эмоциональное чувство. "Вот это - я". Петр знает, что он Петр, а Павел - что он Павел. Это не нуждается в доказательствах, точно так же, как мне не нужно доказывать себе, что вот эта рука - моя. Есть заболевания, при которых пациент перестает признавать свою руку или ногу своей - но это патология.
Б. Два человека, говорящие "я - еврей" имеют уже то общее, что оба считают себя евреями.
В. Ребенку, спрашивающему, еврей ли он, следует отвечать в зависимости от его возраста. Для совсем маленького достаточно сказать: "Раз мы евреи, то и ты еврей". Подросшему можно сказать: "Мы - евреи, и мы воспитывали тебя похожим на нас. Но кто ты на самом деле, в конечном счете можешь сказать только ты". Кстати, это относится не только к евреям.
Re: я/мы евреиnedosionistAugust 11 2010, 02:37:40 UTC
Б. Это упирается в обсуждаемую выше гомбергом омонимичность еврейства. При таком минималистском определении понятие "еврей" оказывается чрезвычайно зауженным. В предельном случае сюда не входят ни гефильте фиш, ни язык, ни религия, ни происхождение, ни культура. Оказывается, что такое сохранение общности достигается за счет потери содержания.
Заодно, если один из них говорит "I'm a Jew", а другой - "я еврей", то их формальная общность может оказаться просто ошибкой перевода. ;)
А. Аналогично, эмоциональная связь евреев - с разными общинами, и потому эти эмоциональные связи людей легко могут иметь между собой мало обшего.
Re: я/мы евреиscholar_vitAugust 11 2010, 03:48:21 UTC
Видите ли, меня действительно интересует, есть ли у меня с имяреком эмоциональная связь. Это для общения с ним очень важно. Но, как я уже объяснил, лично для меня такая связь никак не зависит от того, еврей имярек или нет.
Иначе говоря, Вам нужен критерий еврея, который давал бы Вам шанс на особую эмоциональную связь с ним. А мне он не нужен. Вот и все.
Re: я/мы евреиnedosionistAugust 11 2010, 15:27:03 UTC
Это интересный поворот. Мне кажется, что если говорить про "критерий еврея, который давал бы Вам шанс на особую эмоциональную связь с ним" - то это, скорее, задача дополнительная к обсуждаемой. Проблемой оказывается слишком _широкое_ определение: не то, как относиться к марроканцу и йеменцу; но то, что и наши восточноевропейские ашкеназы гетерогенны, по крайней мере с т.з. возможной "эмоциональной связи".
>>меня действительно интересует, есть ли у меня с имяреком эмоциональная связь. С другой стороны, здесь возникает тривиальная задача информационной экономики. Налаживание эмоциональной связи со случайно встреченным имяреком - это дорогостоящий процесс с риском ("он - не тот"). Поэтому, в предположении гомофилии, этноконфессиональная объективная преидентификация снижает издержки и повышает эффективность этого процесса.
При всем том не покушаюсь на Ваше священное право иметь субъективные критерии. :)
Re: я/мы евреиnedosionistAugust 11 2010, 02:43:52 UTC
В. Т.е. изначально самоидентификация ребенка достигается именно за счет _объективной_ идентификации с родителями по рождению. Затем, как Вы предлагаете - по культуре, опять же объективно, потому что то, что он так воспитан - факт. Т.о. возможность последующей смены самоидентификации на альтернативную не отменяет ее объективной основы.
Ну, если покопаться, любая самоидентификация имеет объективную основу. С чего-то же человек решил, что он еврей/филателист/болельщик/буддист... Может, родители в детстве внушили, может, во дворе дразнили филателистом, может, в буддийский дацан ходил (по культуре). А может, красивое слово услышал ("не сифилитик, а филателист!"). Мало ли...
Re: я/мы евреиnedosionistAugust 11 2010, 15:14:12 UTC
Да, обычно имеет. Вопрос в том, что в простых случаях такая объективная основа для самоидентификации очевидна; и возникает эта привычка полагаться исключительно на самоидентификацию. В более сложных этого оказывается недостаточно.
2. Во втором случае, с ребенком, возникает замкнутый круг, т.к. самоидентификация как признание другому возможна лишь после того, как она уже сложилась для себя.
1. В первом - два человека при встрече могут сказать друг другу "я - еврей", и при этом не иметь ничего общего. Тем самым в этой ситуации "мы - евреи" оказывается выхолощенным понятием.
Reply
Б. Два человека, говорящие "я - еврей" имеют уже то общее, что оба считают себя евреями.
В. Ребенку, спрашивающему, еврей ли он, следует отвечать в зависимости от его возраста. Для совсем маленького достаточно сказать: "Раз мы евреи, то и ты еврей". Подросшему можно сказать: "Мы - евреи, и мы воспитывали тебя похожим на нас. Но кто ты на самом деле, в конечном счете можешь сказать только ты". Кстати, это относится не только к евреям.
Reply
Заодно, если один из них говорит "I'm a Jew", а другой - "я еврей", то их формальная общность может оказаться просто ошибкой перевода. ;)
А. Аналогично, эмоциональная связь евреев - с разными общинами, и потому эти эмоциональные связи людей легко могут иметь между собой мало обшего.
Reply
Иначе говоря, Вам нужен критерий еврея, который давал бы Вам шанс на особую эмоциональную связь с ним. А мне он не нужен. Вот и все.
Reply
>>меня действительно интересует, есть ли у меня с имяреком эмоциональная связь.
С другой стороны, здесь возникает тривиальная задача информационной экономики. Налаживание эмоциональной связи со случайно встреченным имяреком - это дорогостоящий процесс с риском ("он - не тот"). Поэтому, в предположении гомофилии, этноконфессиональная объективная преидентификация снижает издержки и повышает эффективность этого процесса.
При всем том не покушаюсь на Ваше священное право иметь субъективные критерии. :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment