Об исторической правде и исторических фильмах

Jul 30, 2013 17:38


Брэд Де Лонг цитирует очень интересный и не известный мне ранее блог Ex Urbe. В данной записи его автор, профессиональный историк, рассуждает об исторической правде в исторических фильмах.
Read more... )

exurbi, history, delong, movies

Leave a comment

Comments 115

levkonoe July 30 2013, 21:51:04 UTC
Это он не охватил новые российские сериалы, где в избе раскольника обнаруживается камин, княжна Мери выходит к Печорину в халатике, а Турбины с компанией дружно шкрябают ложками по тарелкам и шумно всасывают чай...

Reply

mme_n_b July 31 2013, 00:38:33 UTC
Это Вы Тайны Русского Двора не смотрели, на их фоне и Мери, и Турбины - просто праздник достоверности.

Reply

levkonoe July 31 2013, 05:47:35 UTC
вообще я старательно избегаю этой похабели. Но иногда все же вляпаешься, и долго пожимаешь плечами.

Reply


shandi1 July 30 2013, 21:51:05 UTC
Да, меня в свое время поразило обсуждение романа об эпохе Ивана Грозного, который убивал довольно много и изощренно по меркам своего времени и был практически пацифистом, если сравнивать с известными диктаторами XX века. Соответственно, были две альтернативы - либо писать исторически точно, но при этом оставив читателя в недоумении - что ж такого грозного в этом царе? Либо гиперболизировать масштабы его зверств, чтобы читатели испытывали примерно такой же ужас, как современники. Проще говоря - выбор между аутентичными фактами и аутентичным восприятием.

Reply

ashmanov July 31 2013, 20:32:38 UTC
Ровно тот самый эффект неисторичности и натягивания анахронических реалий, раскрытый в статье.

Вообще-то Иван Грозный был мямлей, пацифистом и крайним гуманистом по меркам своего времени. Вегетарианцем на фоне чавкающих трупоедов. Хорошо бы помнить, что он жил в эпоху Варфоломеевской ночи и свирепых религиозных войн в Европе, а также огораживаний и виселиц в Англии.

Reply

shandi1 July 31 2013, 20:44:41 UTC
Так и Варфоломеевская ночь по меркам XX века - просто баловство. От пяти до тридцати тысяч всего лишь. Мямля и пацифист, кстати, не так уж сильно отставал, вспомним хотя бы разгром Новгорода.

Reply

vihrbudushego August 1 2013, 05:05:48 UTC
А вы считайте не в абсолютных цифрак, а процент убитых от наличного населения. Увидите, что XX век весьма миролюбив.

Reply


kouzdra July 30 2013, 22:15:51 UTC
Вспомнилось по ассоциации из Рассела - глава про Бэкона:

находился он на этом важном посту всего лишь два года, после чего был обвинен в том, что брал взятки от тяжущихся сторон. Он согласился, что обвинение правильно, указывая лишь на то, что эти подарки никогда не влияли на его решения. Относительно этого каждый может составить свое собственное мнение, так как нет никаких доказательств относительно решений, к которым пришел бы Бэкон при других обстоятельствах. Его присудили к штрафу в 40 000 фунтов стерлингов, к заключению в Тауэр впредь до распоряжения короля, к постоянному удалению от двора и к лишению прав занимать государственные должности. Этот приговор был приведен в исполнение лишь в незначительной части. Его не заставили уплатить Штраф, и содержался он в Тауэре только четыре дня. Но он был вынужден отказаться от общественной деятельности и провести остаток своих дней в писании важных книг ( ... )

Reply

kouzdra July 30 2013, 22:39:00 UTC
PS: Но надо понимать, что разрыв между нормативным и реальным поведением был и тогда - собственно безбожный Макиавелль именно этим и потроллил вполне современную себе и эпохе Борджиа общественность - назвав просто вещи своими именами. И с этой точки зрения нынешние времена не так уж и сильно от тогдашних отличаются.

А зритель ожидает (и кино изображает) именно нормативное поведение.

Reply

freedom_of_sea July 31 2013, 07:30:26 UTC
кино должно показывать реальное поведение и норматив на словах.
Я всё же думаю что норматив был дадлек от сегодняшнего, так же как и реал

Reply

kouzdra July 31 2013, 07:41:25 UTC
Я всё же думаю что норматив был дадлек от сегодняшнего, так же как и реал

С одной стороны конечно отличий много (щас в общем кочергой неверную супругу по башке бить никто не будет), а с другой - если внести на это поправку - то разрыв резко уменьшается: еще Бони выговаривал Тальма по этому поводу:

"Тальма, вы приходите иногда во дворец ко мне утром. Вы тут видите принцесс, потерявших возлюбленного, государей, которые потеряли свои государства, бывших королей, у которых война отняла их высокий сан, видных генералов, которые надеются получить корону или выпрашивают себе корону. Вокруг меня обманутое честолюбие, пылкое соперничество, вокруг меня катастрофы, скорбь, скрытая в глубине сердца, горе, которое прорывается наружу. Конечно, все это трагедия; мой дворец полон трагедий, и я сам, конечно, наиболее трагическое лицо нашего времени. Что же, разве мы поднимаем руки кверху? Разве мы изучаем наши жесты? Принимаем позы? Напускаем на себя вид величия? Разве мы испускаем крики? Нет, не правда ли? Мы говорим естественно, как говорит каждый ( ... )

Reply


invicturum July 30 2013, 22:40:51 UTC
Видимо я не случайно не выдержал и пяти минут американского сериала. Такое ощущение что тамошняя аудитория во всех декорациях воспринимает только буквальное воспроизведение собственного общества с актуальной моменту повесткой дня. А вот про европейский сериал не слышал, надо будет заценить, спасибо.

Reply

ursusrussus July 31 2013, 22:45:30 UTC
Судя по картинам старых мастеров на библейские темы - традиция модернизации союетов очень древна.

Reply


spamsink July 31 2013, 00:17:28 UTC
В заключении автор пишет

И никто не удивился - это 21-й век потому что.

Reply

yeziz July 31 2013, 11:20:36 UTC
нет, не потому, что 21-й. а потому, что (см. первоисточник):
"Final evaluation: In the end, both these shows are successfully entertaining, and were popular enough to get second and third seasons in which we can enjoy such treats as Machiavelli and Savonarola (Showtime’s planned 4th season has been cancelled, though there are motions to fight that). Showtime’s series is more approachable and easier to understand, but Borgia: Faith and Fear much more interesting, in my opinion, and also more valuable."

то есть, "автор написал в своем заключении к написанной им статье", а не "в заключение, автор написал". угу?

но Ваша наблюдательность делает Вам честь

Reply


Leave a comment

Up