Салоны красоты - бизнес быстрорастущий и рентабельный. Иначе как объяснить тот факт, что в последние годы ежемесячно открываются 2-3 новых салона, причем не только в центре Москвы, но и в самых отдаленных спальных районах? Они появляются и в новостройках, и в торговых центрах, и в офисных комплексах. Конечно, нам пока далеко до Италии, где недавно вышел закон, запрещающий строить салоны красоты ближе, чем в 100 метрах друг от друга. :)
Анализ рынка - это то, к чему прибегают не все и не сразу. Однако важно не просто обнаружить соперника, а выявить его слабые и сильные стороны, сделав из общей ситуации правильные выводы для себя самого. Такое исследование с извлечением максимальной выгоды и называется качественным маркетинговым исследованием.
Оцениваем варианты приобретения салона и выбираем наиболее выгодный для себя.
Существует несколько вариантов создания салонов:
- приобретение так называемого салона б/у. Подсчитаем плюсы и минусы такого способа покупки. Во-первых, самую трудоемкую фазу, а именно процесс создания такой салон уже прошел. Во-вторых, у салона, переходящего в руки другого владельца, есть постоянные клиенты, которые плавно перетекут к вам в руки. Однако у этого варианта есть свои минусы. К салону б/у как нельзя лучше применимо выражение “синдром чебуречной”. Вот пример из студенческой жизни. Вспомните свои университетские годы: пошел в столовую-чебуречную, съел чебурек и отравился. После такого, как правило, люди в заведение больше не возвращаются. Такая же ситуация происходит и с парикмахерскими, педикюрными, маникюрными кабинетами. Подстригли кого-то плохо или испортили ногти - и второй раз клиента в этом заведении уже не видать. Помимо этого, практически всегда те деньги, которые ты выгадал, купив салон б/у, в итоге уходят на переоборудование салона.
Примеры объявлений о
продаже коммерческой недвижимости:
- Салон находиться в шаговой доступности от метро, на 2 й линии домов, отдельный вход, 1 й этаж. Полностью оборудованный парикмахерский зал.
- В шаговой доступности от метро (10 мин.) Первая линия домов, 1 й этаж жилого дома, отдельный вход. Высокий пешеходный и транспортный трафик. Рядом торгово - развлекательный центр, элитный жилой комплекс.
- Салон уровня бизнес - класс располагается в шаговой доступности от метро. Предоставляет широкий перечень услуг. За длительное время работы наработана клиентская база. В салоне регулярно проводятся акции, рассылки, введена дисконтная система для постоянных клиентов.
Как видите - есть совсем неплохие варианты.
- франчайзинг. Покупаете право носить имя “Жак Дессанж”, закупаете необходимое оборудование, получаете ценные указания от “материнской” компании - и делаете бизнес. Только вот за “шаг вправо, шаг влево” от указанных рамок - от “материнской платы” практически расстрел. Для творческих людей, коими, как правило, являются предприниматели, желающие открыть свой бизнес, - это беда, и большая.
- открыть салон самостоятельно - хорош всем, кроме одного: конкуренты могут “съесть” вас еще на стадии открытия, поэтому вы заранее должны иметь некое представление о том лесе, в который вы входите. Помните, что случилось с Красной Шапочкой, которая не знала Волка “в лицо”?
Исследуем клиентскую базу района, в котором будет располагаться наш салон красоты.
Клиент всегда прав и всегда на первом месте. Тут уж ничего не поделаешь. Так нелепо сложились обстоятельства. Ну а уж если на то пошло, мы возвращаемся к заученной формуле: внимательно изучаем клиентскую базу и делаем определенные выводы об уровне будущего салона. Желательно выехать прямо на место и внимательно изучить местность. Важно все: марки машин, оставленных во дворах, уровень магазинов в районе (преимущественно те, что занимаются продажей женской одежды - ведь именно на их уровень нужно ориентироваться). Вопросы остаются те же: “нужен ли клиенту новый сервис?”, “готов ли он к новому уровню цен?”, “нуждается ли он в чем-то принципиально новом или доволен тем, что имеет?”
Очевидно, что не стоит открывать салон класса “люкс” где-нибудь в Бирюлеве или салон с тремя видами услуг в центре города. Тем более, именно в центре столицы конкуренция самая большая. Почему? Все просто: быть красивыми сегодня хотят в основном бизнес-леди, которые предпочтут заведению около дома салон красоты в центре, неподалеку от родного офиса, где современные девушки днюют и ночуют за работой. Кроме того, в пределах Садового кольца расположены крупнейшие московские сети салонов. Разумеется, в спальном районе контингент клиентуры совсем другой: это могут быть и домохозяйки, и пенсионеры, которым важно не столько качество исполнения, сколько доступность услуг.
Однако к изучению рынка нужно подходить очень внимательно и подробно. Во время маркетинговых исследований обнаруживаются удивительные вещи. Так, на знаменитой Рублевке есть два салона красоты. Естественно и логично, что цены в них гораздо выше, чем в любом московском заведении. Однако, как оказалось, жители этого района хотят не только “люкс”. И это не статистика, а утверждение женщины, которая живет на Рублевкеи общается со своими соседями. Что это значит? Там можно смело открывать салон среднего уровня, он обязательно найдет себе клиентов.
Определяем конкурентные отличия и преимущества по клиентскому сервису. Отделяем псевдоконкурентов от конкурентов действующих.
По подсчетам специалистов, на основании всех возможных и невозможных собранных статистических данных, всего в Москве насчитывается около 2000 маленьких салончиков и больших салонов красоты. Что это значит? В одном районе может располагаться сразу 20-30, а то и 40 подобных заведений - плотность расположения очень велика. Однако, несмотря на такие показатели, надо сказать, что, по сравнению с той же стоматологией, насыщенность рынка в этой сфере бизнеса куда ниже. Объясняется это тем, что многие центры красоты неконкурентоспособны или же ведут игру строго в пределах своего поля - узкого направления, в котором они привыкли работать. Мы можем победить таких соперников, и весьма легко. Распознать их поможет четкая классификация.
Всех конкурентов можно условно разделить на типы:
- надомные мастера. Этот вид a priori - не конкурент, если мы планируем создавать салон “бизнес-класса”, потому что для клиентов, желающих получать в одном месте как можно больше услуг поездка на квартиру к мастеру - явление уже вымирающее. Да и пребывание на чужой кухне, среди кастрюль и сковородок вызывает у клиента не лучшие эмоции, а понимание рисков того, что инструмент не стерилизован как следует, вызывает чувство брезгливости и опасение за свое здоровье. Надомников, правда, нельзя недооценивать: они качественно хорошо обслуживают клиента, но набор услуг, предлагаемый ими, на сегодняшний день слишком ограничен: они делают что-то одно, и только то, что можно сделать “золотыми ручками” с минимумом оборудования и инструмента. Однако, кроме маникюра, педикюра и услуг парикмахера - клиенты любят и косметологические процедуры, и СПА - почти невозможные вещи при надомном обслуживании.
- “наследство советской эпохи”, парикмахерские, которые вообще не представляют никакой конкуренции для салонов современного уровня и бьются за место под солнцем исключительно между собой. Здесь вас могут и покрасить, и подстричь. И, как правило, клиента такие салоны стараются “усадить” в кресло благодаря своим ценам. Они соревнуются между собой, кто дешевле предложит те или иные услуги: стрижка в таком месте может стоить от 150 до 300 рублей. Эконом-класс был, есть и будет - но если мы с вами планируем зарабатывать хорошие деньги, наш путь не сюда. А значит, создавая салон красоты бизнес-класса, мы не будем рассматривать обычные парикмахерские как своих конкурентов.
- массажные кабинеты, студии загара, которые специализируются по какому-то одному направлению. Такие заведения также нам не конкуренты, ввиду своей принадлежности лишь к одной сфере салонного бизнеса, а нынешний клиент не любит ездить за тридевять земель куда-то, чтобы только ногти себе покрасить.
- “карманные салоны” или “салоны-игрушки”, некогда преподнесенные их хозяйке в подарок или являющиеся плодом огромного желания иметь “свой домашний” центр красоты под боком. Их хозяева, как правило, не обладают опытом управления в индустрии красоты и даже не представляют, что творится “по другую сторону баррикад” салонной жизни. В результате четверть салонов разоряется в первый год жизни, а еще часть так и не становится прибыльнойи, едва сводя концы с концами, периодически подпитываясь средствами из спонсорского кошелька.
Итак, мы просканировали наш район. Предположим, обнаружили всего 30 салонов красоты, но на поверку оказалось, что 15% из них - “салоны-игрушки”, 60% - банальные парикмахерские, а еще 10% предоставляют лишь моноуслуги. Рынок, как мы видим, - рыхлый, ведь только оставшиеся 15% - салоны, созданные с целью зарабатывания денег. Их требуется изучить получше - как водится, мы изучаем рекламную активность этих “сильных игроков”, посещаем заведения для подробного исследования и анализа конкурентной среды. Мы определяем свою нишу и переходим к выбору уровня будущего салона.
Определяемся с уровнем будущего салона красоты. Подбираем набор услуг, исходя из потребностей клиентов и местных особенностей.
Допустим, наш анализ местного рынка показал, что самый востребованный уровень салона - “бизнес-класс”, то есть ориентированный на население со средней и чуть выше покупательной способностью. Какой набор услуг мы будем предлагать? Ведь салонный бизнес в Москве - понятие весьма неоднородное, потому что линейка услуг, предоставляемая заведениями, именующими себя “салонами красоты”, колеблется от 10 до 100.
Начнем с классического варианта салона “бизнес-класса”. В основе этого типа салона красоты - две составляющие, которые мы будем называть условно “имиджевыми услугами” и “косметологией”. Под имиджевой составляющей принято понимать все, что относится к процедурам, способным преобразить человека прямо-таки “ахово”, из серии - пришел в салон буквально “никакой”, сделал прическу с укладкой и вышел на улицу, вызывая своей неземной красотой завистливые взоры. Но действие этих услуг непродолжительно, а характер их - достаточно поверхностный. Например, укладка на следующий день после того, как вы сходили в салон, испортится и волшебный эффект новизны и свежести испарится. Имиджевые услуги предполагают постоянное возвращение клиента в парикмахерский зал - вновь и вновь. Косметология же подразумевает более глубокие и сложные по схеме манипуляции и появление ощутимого результата. Это услуги, например, связанные с омоложением или коррекцией фигуры, лица и так далее. По сути, косметология и имидж - два столпа, две “ножки”, на которых держится классический салон “бизнес-класса”.
Классические салоны класса “люкс” отличается от такого салона лишь более высокими ценами, более дорогим антуражем, продвинутым оборудованием и косметическими линиями, парой-тройкой дополнительных услуг и обычно более сильным клиентским сервисом.
СПА-салон - не новая модель центра красоты и здоровья для мировой индустрии красоты, но на нашем рынке она активно развивается только в течение последних двух лет. Основное отличие центров СПА от классических салонов - в наборе услуг. Если обычный центр красоты стоит на двух ножках - имиджевых услугах и косметологии, то салон СПА - сразу на четырех! Две дополнительные ножки - это те самые услуги СПА, то есть оздоровление и релаксация. Полноценный центр СПА заключает в себе пять составляющих: нагрев (подобно сауне или бане, но жар мягче), пилинг, вода (гидромассажная ванна, купель, душ впечатлений и т.п.), массаж и обертывание. По данным компании “Simbol Marketing”, 17% московских салонов красоты называют себя СПА. Но на самом деле часто приставка СПА лишь рекламный трюк. Сейчас много псевдоСПА-салонов, которые предлагают лишь две или три услуги СПА - например, СПА-маникюр или СПА-педикюр. Этот вид салонного бизнеса еще недостаточно развит в России и при условии верного подхода к делу может принести огромную прибыль - нынешние СПА-салоны снимают сливки. Ведь рентабельность СПА-салонов значительно выше, чем у классических. И спрос на данном сегменте рынка превышает предложение, именно поэтому СПА-салон является на сегодняшний день самой эффективной нишей для вложения в салонный бизнес.
Формулируем целостное позиционирование салона красоты. Разрабатываем концепцию, легенду, фирменный стиль и дизайн салона.
Позиционирование салона красоты сегодня очень важно. Именно поэтому имиджу заведения стоит уделить особое внимание. В последнее время появились две тенденции в развитии салонного бизнеса, к которым стоит не только прислушаться, но и за которыми необходимо успеть.
В первую очередь клиентский сервис должен быть на соответствующем уровне - так, словно к нам в салон зашла собственная мама. Клиента нужно любить и облизывать. Именно поэтому теперь в моде - менеджер по работе с клиентами. Этот человек не только расскажет посетителю, зашедшему в салон, обо всех предоставляемых здесь услугах, но и проведет по всем кабинетам, запишет контактные данные потенциального клиента, позвонит ему и пригласит на презентацию новой линии косметики. Подобная практика существует в банковской среде, откуда ее заимствовал салонный бизнес, и результаты работы менеджеров по персоналу превосходят все ожидания владельцев.
Немало значит и концепция вашего салона. Лучше, если она будет основана на легенде. Вспомним обаятельного благообразного бородача на продукции Довганя или рекламную легенду растительного масла “Аведовъ”, которую нам часто рассказывают сегодня по телевизору. Традиции в сочетании с качеством - вот, что привлекает клиента сегодня. И, прежде всего положительная энергетика должна исходить из самого названия салона - это очень важно. От банальностей вроде женских имен и незатейливых названий типа “Салонъ красоты” необходимо отказаться. Название должно заключать в себе какую-то загадку, должно подталкивать человека к тому, чтобы узнать о заведении больше. Брендинг - основа существования любого бизнеса, и салонный бизнес - не исключение.
Если говорить о СПА-салоне, то тут важнейшую роль играет интерьер, обстановка. Посетить SPA-салон - практически то же самое, что побывать в Баден-Бадене. Здесь к услугам клиента и сауна, и турецкая баня, и ванны с минеральными добавками, и даже само “море” в виде баночек с морскими грязями и солями, призванными радикально оздоровить и омолодить кожу. В общем, в СПА-салоне можно исполнить любой каприз. В борьбе с проблемами веса и кожи уповать на какой-либо один чудодейственный метод бессмысленно, поэтому здесь с телом “работают” комплексно: грязевые пилинги, душ Виши и Шарко, массажи, обертывания, разнообразные бурлящие гидромассажные ванны, сауны и турецкие бани не только снимают стрессы, расслабляют, успокаивают нервы, но и стимулируют кровообращение, способствуют выведению шлаков. Помимо обеспечения качественных процедур, необходимо создание неповторимой обстановки, пробуждающей в человеке самые разные чувства.
Чаще всего при обслуживании клиентов используются ароматические масла, релаксирующая музыка. Все должно быть красиво и настраивать человека на фантазии, далекие романтические путешествия в закоулках собственного сознания.
В зоне СПА салона могут моделироваться различные уголки природы разных стран, со всеми специфическими особенностями. Важными элементами являются запахи, звуки, водные процедуры, наличие в интерьере природных компонентов, размеренный ритм посещения. Порой такие маленькие детали помогают заработать большие деньги.
Под выбранный уровень салона разрабатываем планировку помещения и подбираем технологии исполнения услуг.
Планировка является одной из самых важных составляющих салонного бизнеса. По всем нормам в салоне красоты должно быть не менее трех подсобных помещений. Стоит сказать несколько слов о водных зонах в салонах СПА. Водная зона - не просто душ, массажный стол и ванная. Прежде всего эта территория должна находиться отдельно от других кабинетов.
Для того,чтобы человек отдохнул и восстановил свои силы, в зоне СПА одновременно должно находиться ограниченное число посетителей, должна соблюдаться продуманная и заранее установленная программа посещения, а также определенный ритм совмещения процедур и отдыха.
Про планировку можно говорить очень долго - очень часто забывают, что делать ее должен не архитектор, а специалисты салонного бизнеса - именно они знают нормы СЭС и технологический процесс, который надо соблюсти. Без их участия часто возникает ситуация из серии “баня, а через дорогу - раздевалка”. А про подбор услуг и оборудования расскажем в другой раз, слишком обширна эта тема для данной статьи.
Разрабатываем бизнес-план
Салонный бизнес лишь непосвященным кажется красивым и легким. За изящной оберткой скрывается немало того, что следует знать перед тем, как затевать создание своего салона красоты. Поэтому нелишне взглянуть на него сначала не как на учреждение, призванное сделать людей красивыми, а как на бизнес, главная задача которого - приносить деньги владельцу.
Хорошие мастера, правильно выбранное и спроектированное помещение, хорошее оборудование и высокий клиентский сервис - сегодня необходимые, но НЕДОСТАТОЧНЫЕ элементы успеха. Вот почему надо все внимательно считать. Бизнес-план должен включать в себя все - от затрат на уборку помещений до платы клиента. Важнее всего правильно посчитать будущую прибыль. Сделать это нужно для того, чтобы потом не оказалось, что расходы превышают доходы или зарплату персоналу платить не чем.
Для того, чтобы определить, какая из процедур может приносить большую отдачу с метра площади, нужно взять прибыльность каждой из услуг и разделить их на метраж кабинета с учетом норм СЭС. Поскольку в некоторые кабинеты мы можем докупить и установить сразу несколько видов оборудования (точно так же, как в парикмахерской можно делать не только стрижку, но и окраску волос, а маникюрный кабинет может заняться наращиванием ногтей), этот несложный прием может уплотнить график загрузки кабинетов. Иными словами, если в кабинет массажа нет записи, но появился клиент на обертывание, то кабинет будет приносить прибыль по смежной процедуре.