Эхо … 2014… горное В четверге … в Питере…
Сначала как оно было.
Приехали мы в 6 утра. И не пошли, как обычно, в Ложку, а поехали в Хостел «Ленд», что на Владимирке. Видимо, это было роковой ошибкой ))))
Мы - это часть делегации ВорГор. Часть эта все время менялась, поскольку, как капельки на жирной тарелке, разделялась, сливалась, опять разделялась… Далее, кроме особо оговоренных случаев, буду говорить просто ВорГоры, не привязываясь к конкретной части этих ВорГор.
НО хочу сначала сказать персональное спасибо нашей части делегации - Полине Джевахашвили, Ксюше Натариной, Марине Папировой, Маше Папиной, Максу, Ире Кузьминовой и примкнувшему Саше Ашкинадзе - я много общался с ними, и это общение было прекрасно. Мне понравилось.
Нас было много. Встретили нас в Хостеле словами «Группа? Какая группа? Вы не ошиблись адресом?»… Ладно, потом разобрались. Хотя у нас было оплачено. Пообещали нас заселить в 10 - 10.30. Как оказалось «обещанного 3 года»… но обо всем по порядку.
Пошли гулять. Второе испытание нас ждало в Столовой №1. Мы там сели, а нас стали грузить отбивной такта вместо свиной отбивной ))) Головы наши быстро раскололись до такой степени, что мы пошли просить Бармена сменить пластинку… Сменил. На точно такую же ))) Учитывая и уже достаточно высокие цены больше ходить туда не рекомендую.
Из столовой пошли по правилу моей левой ноги. Я люблю ходить и направо и налево, но только в те места, которые нравятся моей левой ноге. Погуляли. Посмотрели на Мойку, прошлись по улице Росси к Александринке, с Невского еще дальше… Эта часть не была испорчена. Да и не могла быть - Питерским воздухом дышать приятно во всех обстоятельствах.
В 11 вернулись. Дежурная сменилась с «хуже не бывает» на «сильно хуже». Нам хамили, орали, … потом одна из комнат, куда нас заселили (пафосная, с удобствами), оказалась просто не убрана. При этом весь коллектив дружно ослышался ))) что нам сказали туда идти. Ладно. … В общем, заселились. В следующий раз поедем в «Науку». Хоть она и подальше от метро, зато прямо у Зимнего. И не хамят там.
А дальше определились - кот идет гулять. А кот не идет. Пошли со мной две девушки, которым было интересно. Обошли еще полпитера… Дошли до Львиного мостика, по моей любимой Театральной площади (Я московский экстремист - надо взорвать новое задние Мариинки!!! И не давать больше гадости строить!!!) дошли до Никольской. Колокольня ее, как всегда, прекрасна. А в такую солнечно-теплую погоду в особенности…
Вернулись в 14.20 вместо обещанных 13.30. Все собрались. Особенно грустно, что те, кто остался спать, так и не отдохнули… И поехали все вместе на…
Мастерские.
Пришли к шапошному разбору… Сел я слушать Дудина, Трегера и примкнувшего к ним Гринберга. А Дудин возьми да позови меня с собой.
И большое спасибо за это. Очень интересно было. Было три выступающих. Каждому мы что-то сказали. И у меня твердое ощущение, что, например, Аня Резник услышала, что ей сказали. По крайней мере, на конкурсе она спела совсем по-другому обе песни. И меня убедила.
Мне потом говорили, что я переплюнул по количеству негатива многих мастеров… ))) Но что поделать - я стараюсь по-мягкому, но не могу говорить не то, что думаю. И удержать в себе то, что думаю, тоже не могу… Опасно меня сажать на мастерские - слишком многого я хочу от бедных исполнителей.
Потом был…
Вечерний концерт.
Очень интересен, как всегда. Но особое впечатление и особое спасибо - Оле Макеевой и Жене Исакевичу. Их выступления вернули веру в старое, гражданское, предназначение АП… Очень большое человеческое спасибо. Трудно даже передать словами.
И третий человек - это Леша Дзевицкий. Он поет всегда по-разному, но конкретно эта его Жуковская флейта меня пробила настолько, что жила во мне все дни фестиваля… Да и сейчас еще живет… Нота «ля ля»… Нота «Соль»… В общем, - Current music of soul… Вот ради таких откровений, в том числе, и приезжаю на Эхо. Мало их стало у меня в жизни - больно высока планка. Но Леша не только перепрыгнул, а просто не заметил планки. Перешагнул))). Спасибо Большое!
После концерта были
посиделки… Я очень устал, поэтому обижался и обижал… За 40 мин - 4 человека - многовато даже для меня ). Потом успокоился, сходив в магазин. Каких-то открытий, как обычно на посиделках бывает, здесь не последовало.
Спать. А вот и не спать… Сели у нас в комнате. Попели. И мне принесло это даже больше, чем посиделки. Спасибо Полине Матькуновой за то, что я лег спать с хорошим песенным настроением.
Утром - встали, позавтракали в Ложке напротив, и пошли на бал гулять.
Начинался дождик мелким… Потом пошел все крупнее. Сначала добрые ученики баловались, толкая друг друга под струи… А потом… А потом предстояло 3,5 часа гулять под дождем, который превратился неожиданно в ливень. И стихать не собирался. Спасла только дешевая университетская столовая в арке с Дворцовой к Почтамту. Попили там чай за 10 рублей штука. Хороший. Гринфилд. «А у нас так не бывает…»
В 14.30 пришли в хостел. Хотели погреться и попить еще чайку, но нам не дали. Да и время поджимало. Побежали бегом на
Конкурсный концерт.
«С этого места поподробнее». Сейчас будет. Поскольку хочется подробно высказаться по каждому выступающему. Сразу оговорюсь - мнение исключительно мое личное. И таковым и воспринимайте. И помните, что у меня очень высокие требования к исполнению, и взгляд часто не совпадает с мнением большинства. То, что понравилось мне, может не нравиться остальным, и наоборот… Т.е. не надо воспринимать это конкретное мнение как повод к каким-либо действиям… или к прекращению выступлений. Мое мнение почти никогда не совпадает с мнением жюри, и часто даже нет ни одного человека, с которым оно совпадает. Но высказать я его хочу. Еще надо делать скидку на то, что в концерте много моих учеников, знакомых, и много тех, кого я слышу первый раз. Но попробую оценить и тех и других одинаково. Это трудно.
Знаки (отметки) у меня формируются так (буду оценивать по песням):
«+!»; «+»; «+.»; «+/2»; «+-»; «-/2»; «-.»; «-»; «-!»
Первая оценка - повод для лауреатства, последняя - вопрос к организаторам - «зачем пускали». А даже «+» и «-» не так сильно эмоциональны и скорее оценочны. Там где сказать мне особо нечего - буду просто приводить эту оценку.
Погнали (в порядке выступлений на концерте):
1. Лев Арпишкин. Спел неплохо, по-своему «Облака». «+.» Но - ТАМ ЖЕ ЕСТЬ МЕЛОДИЯ!! (кроме личного отношения к песне и тексту). А вот сыграл - звуковики не вытягивали конкретно эту гитару. ИМХО 4 запоротых выступления именно из-за этой гитары. (Гитара рассчитана на подключку, которой у нее нет). Хорошие звуковики с хорошей аппаратурой вытягивают…
А именно «Аниме» я почему-то не люблю. Но дело не в этом - спел ее Лева не убедительно. «-/2»
2. Екатерина Никитина «Яблоневый Спас» Лорес. «-+». Слишком распевно. Больше сказать нечего. Технично, но мимо меня.
3. Варвара Гарнюк. Егоров и Высоцкий. И то и то «-.» Тоже слишком протяжно. Слава Богу, что хотя бы не «подвысоцкого». Есть такой стиль.
4. Анна Резник. Очень порадовала. Я Аню знаю. Она всегда ориентировалась на музыку. А тут вдруг (м.б. после слов Трегера на мастерской) расслышала слова. И, главное, все вместе донесла до меня. Спасибо! «+.» за каждую. Очень сильный дипломантский уровень. Но я - не жюри, а жюри - не я. )))
5. Полина Липатова - Матвеева «Дельфиния». Почему-то не поставил оценки, а сейчас уже не вспомню. Но, кажется, тоже технично и чисто, но мимо меня и слов. Могу ошибиться - действительно не помню.
7. (номера 6 не было). Екатерина Михальченко. Королев «-.» Сейчас не вспомню, почему. А вот Хабаров понравился. «+/2» я даже сменил на «+.» Видимо, эта песня больше подходит Екатерине…
8. Мария Сегалова. «Живописцы» Окуджавы. Товарищи, ну нельзя же менять мелодию по своему усмотрению. Тем более у Окуджавы, где она крайне важна. «-.»
9. Юлия Губа «Номера» Галича. Понравилось. Но не «до печенок». И песня - непроста. В общем - «+.»
10. Таисия Морева. Колечко. «-.» Совсем не понимает, про что поет. Даже у меня написана ремарка «Текст!». «-.»
11. Полина Матькунова. Очень порадовала. И опять сменила образ. Впрочем, в таком молодом возрасте это (просьба не обижаться) не только позволительно, но и необходимо. И Быков с Гордоном, и Чикина до меня дошли полностью. Никаких «приемов» не заметил. Просто с удивительным для себя интересом слушал известную мне песню. Первый исполнитель, который получил два «+!». Но то - для меня. И еще - гитара менялась (звук) в зависимости от того, что поется. А это бывает крайне редко. Т.е. гитара тоже была средством выразительности, и дополняла голос и исполнение в целом.
12. Анастасия Семенова. «Колыбельная для слоненка». Не помню.
13. Анна Тиматкова. «Ветер стих». «-+».
14. Алексей Ушаровский. Ну у меня с Алексеем давние споры. И он меня не убеждает почти никогда своим исполнением, а сейчас вообще все мимо было. Луферовский «Горизонт» «-+» за замах. Но удара не последовало. «Вот выходит из подъезда» Ланцберга - прекрасная песня. Но зачем же столько драматических пауз в простых местах? Я даже записал «А она …… уже с тобой». Для меня ничем не оправданная драматизация. Но все лучше Горизонта. «+/2». Поменьше бы пафоса, и побольше бытовухи, про которую и борьбу с которой эта песня…
15. Антракт. Был, как всегда, неподражаем. Прекрасно исполнил свою партию …
Второе отделение:
1. Дуэт «Соседи». Козловский. Спето рОково. Ничего для меня интересного «-».
2. Елизавета Рысенкова и Дмитрий Лыжин. Прекрасно. Мне очень понравилось. «Колечко» и «Диалог у новогодней елки». Оба «+.» «.» очень маленькая, и скорее относится к спетости и к Дмитрию. А вообще бы слушал и слушал. Причем «Колечко» застирали совсем, и поется оно внятно очень редко. За что особое спасибо - и мой спецприз - «За внятное и интересное исполнение запетой песни».
3. Дуэт «Рассвет». Ну почему? Почему это дуэт? Прекрасное исполнение, но одного исполнителя. Тоже оба «+.» и точка тоже очень маленькая… очень понравилось.
4. Кира Иванова. «Вы потом все припомните» Жукова. Не понял. Т.е. или я не понял, или Кира не поняла. Про что, о чем и как говорится в этой песне. Мне вообще не нравится и популярность песни, и ее распевное пение. Это очень жесткая и правдивая, при этом многогранно поэтическая песня. Я бы даже назвал ее «Песнь песней» )))… Распевное ее пение - гибели подобно. Были убедившие меня примеры, но тоже не мои. А этот - и не убедил. «-».
5. Татьяна Иванова. Очень понравилась. Из открытий. Тех, которые негромкие… «+.» за Беркович и чистый «+» за Матвееву.
6. Сергей Савелов. Растет. Хорошо и правильно растет. Пожелание расширять спектр репертуара. Попробовать Иванова, Козловского. Очень понравился Высоцкий. «+.». И не понравился «Снег Идет». Но это - из тех песен, которые: во-первых мне очень близки, во-вторых, отлёживаются годами. Чего Сергею и желаю. И желаю не прекращать петь, ибо - получается! И получится.
7. Анна Белопольская. Очень понравилось. ИМХО очень близко к лауреату. Карпачев вообще прекрасен. «+!» Евушкина - чуть слабее. Но чуть - это на чистый «+». И поверьте, это мое отношение к КОНКРЕТНОМУ исполнению. А не к исполнителю, которого я тоже знаю давно.
8. Полина Кондратенко. УЖАСНАЯ песня, УЖАСНО спетая «-!». Песня ужасна тем, что ее воспринимают, как молитву. Тогда как песня - издевательство и гротеск. «чего у него нет» - просится ровно то, чего данным персонажам не надо совсем. Да и никогда в молитве (настоящей) человек не попросит - «… и не забудь про меня». Я честно жду уже лет 15, когда эту песню споют по-настоящему. До сих пор не дождался. А здесь даже на молитву не дотягивало - истерика какая-то…
9. Надежда Домбровская. Чистый минус. Комментировать даже нечего как-то…
10. Екатерина Князева - аналогично…
11. Елизавета Синяева. Первая песня пролетела мимо. Да и неточно в ноты попадалось. Но, как оказалось, исполнитель берег силы для второй. «Падающему листу». «+!!!». Т.е. лучший для меня номер. Очень понравилось. И самый важный для меня критерий - зал замер. Т.е. реально замер. То, что это не приз зрительских симпатий списываю на порядковый номер в концерте - подзабыли. Для меня - вписан в листок.
12. Алексей Родин. Обе песни заслужили у меня «+/2». А видимо зря. Потому что я через 15 мин не мог вспомнить, что и про что пелось… Пролетело мимо. Но ориентируюсь по записям - потому оставляю «+/2».
13. А вот и антракт2. Ну прям как дом2. Уже не хочется, а он есть… )))
Третье отделение.
1. Екатерина Борзова. Трегер «+-». «Дикие гуси» тоже «+-» И написано - сливаются слова. Но сейчас не могу вспомнить, о чем. А это - критерий…
2. Надежда Гаврилова. Галич. Жирный «-!». И мое первое обвинение отборщикам финала в отсутствии вкуса. Ну м.б. наоборот, он у меня отсутствует. )*(. Не знаю… Впрочем, вполне возможно, что на отборе она спела совсем по-другому. И так бывает.
А песню - очень люблю. НО Галича, а не ту, которую придумала и «исполнила» Надежда. Кстати, чего я очень не люблю, когда песню «исполняют». Я больше люблю, когда ее поют, или еще больше того, проживают. Этого - не было.
3. Ляна Патрашко. Счастье «-+». Не помню, почему. Вторая песня - «+/2». Очень неплохо. Хотя и не хорошо в лучшем смысле этого слова.
4. Дмитрий Беляков. ЗА ТАКОЕ исполнение «скуки в деревне» Кочеткова, да и за сам выбор - огромное человеческое спасибо. И «+!». Однозначный лауреат для меня. Вторая - послабее. Чистый плюс. Но там очень много текста, и ее крайне трудно спеть вне рамок концерта Берковского. Я не берусь, хотя и очень люблю её…
5. Елизавета Тетерина. «Вставайте, Граф». Очень ученически. «-.»
6. Олег Лебедев. Бродский/Клячкин. Пилигримы. Не смог оценить. Поставил «???». Настолько разные чувства и эмоции ощутил….
7. Екатерина Королева. Ну люблю я песни в ее исполнении. Может, это личное. Но обе - «+!». Хотя в данном случае не настаиваю - настолько трудно отделить личность от песен. ))) Особенно Бродский/Слабиков.
8. Ксения Косинская. Действительно совершила подвиг. Причем, именно тем, что не показала его… Т.е. Евушкина/Цветаева «+.». Медведева - чуть хуже = «+/2». Ну м. б. просто сил не хватило… Или я не люблю Медведевой (что правда). Хотя другие исполнения Медведевой я оценивал вполне… В любом случае слушал с большим интересом.
9. Юрий Михайлов. Ну зачем, зачем вы бессердечные, дали Шляпу??? Нет у Юры настолько сценического опыта, чтобы петь невпетые песни. «-». Даже Лева Арпишкин с «Облаками» справился лучше. Хотя был нумером первым, что вообще убийственно.
А вот Питерская неплоха, мне понравилась, хотя и не лучший вариант из слышанных мой от Юры… «+.»
10. Александра Куманейкина. Буду ругаться, хотя и очень люблю. Саша - ведь ты меня простишь?
Про «Яблоко» я вообще через 2 минуты не смог вспомнить, про что эта песня. Т.е. ярко, интересно. Но ПРО ЧТО??? Т.е. о чем? М.б. у меня просто не хватает жизненного опыта понять. А вот вторую песню безумно люблю. Поэтому исполнение мне крайне не понравилось. Приведу только несколько цитат - «По всякой земле балаганчик везу…» Далее «кусочек плоти бредет внизу, кусочек металла летит наверху.». Рефрен Шествия: «Вот Арлекин толкает свой возок, и каплет пот на уличный песок, …» Это так каплет пот, как Александра спела??? Это так ВЕЗУТ, толкая, балаганчик? Я бы понял такую концепцию, если бы намерено противопоставлялось исполнение и текст. Но мне тут показалось, что исполнение с текстом не связано никак. Т.е. вообще. Я проделал мысленный эксперимент (чего и всем исполнителям советую при выносе на публику) - заменил текст на другой, но с такой же ритмикой. И представил себе такое же исполнение. Получилось.
Т.е. «что-то здесь не так»… С моей точки зрения тут исполнение захватило настолько, что до источника не стало дела. А это - мне кажется не та задача, которую может ставить себе Александра при ее таланте.
Т.е. по совокупности - диплом, не более… Но потом Саша в Матвеевой доказала мне, что может. Только оценивало-то жюри данное исполнение. ((((((. Да и зал. Тут я с залом разошелся.
11.Конец.
Далее был концерт. Которого я не слышал, поскольку сначала сам готовился к выступлению, а потом отходил после. Но, наверное, как всегда был хорош.
Я запорол Ангела, о чем очень жалею. Также Ангел должен был явиться продолжением Клячкинского «Подарка» без перерыва. Тоже на перестроенной гитаре. С переходом через звучащее G на 6 струне… Но я не справился ни с гитарой, ни с текстом…
А вот подарок, по-моему, все-таки подарил зрителям, хотя и хуже, чем мог… Колени тряслись.
Извинение мне лишь то, что это первое исполнение (публичное, зальное) обеих песен… Но какое дело до этого бедным зрителям??? )))) Постараюсь спеть как-нибудь этот диптих отлежавшимся и с выученным тестом…
Вот, собственно, и все…
Дальше - поезд, и сон… К счастью, не об уходящем, а в ушедшем.
И - спасибо, спасибо, СПАСИБО, СПАСИБО!!! Всем организаторам волшебного «Эха»
С уважением ко всем. И простите, если кого обидел в отзывах.
Шура Леонтьев.