Как оправдать Того, Кому до фени ваши оправдания

May 10, 2017 18:34

В дружественном журнале пережевывают Лейбница. Говорят, есть и в Лейбнице нечто доброе ( Read more... )

Leave a comment

Comments 23

eednew May 10 2017, 15:54:52 UTC
Для того, чтобы вечность была блаженной, одного "хачю спастись" очень мало.

Reply

schwalbeman May 10 2017, 16:41:46 UTC
Так тоже можно считать. Но тогда не нужно совсем заниматься теодицеей.

Reply

eednew May 10 2017, 18:50:39 UTC
Почему же? У Лейбница всё чётко: в нашем мире количество страданий минимально, а путь к спасению самый короткий.

Собственно, об этом свидетельствует сама постановка вопроса, поскольку в большинстве конфессий, включая некоторые толки протестантизма, действует готтентотская этика.

Reply

schwalbeman May 11 2017, 07:34:01 UTC
Некоторые товары хорошо продаются зимой, другие же летом. Бюргера, достаточно счастливого, чтобы прожить большую часть жизни в благополучные годы, легко убедить в том, что "в нашем мире количество страданий минимально". Ибо этот бюргер при слове "страдания" воображает сборщика налогов, школьного учителя или прищемленный палец.

А люди, прошедшие мировую войну, индустриализацию или оказавшиеся случайно неправильного происхождения в определенном контексте, скорее всего не купят эту теодицею. Впрочем, можно попробовать отдать бесплатно или доплатить.

Reply


quangel May 10 2017, 17:34:28 UTC
Есть еще одна. Что все "страдания" мы сначала выбрали себе сами,а потом забыли об этом. :)

Reply

schwalbeman May 11 2017, 07:36:52 UTC
Фу бяка. Сразу вспоминаются мои обычные возражения к концепции перерождений.

Не, простите, если я такое о себе забыл, то это теперь уже не я. У вас там в небесной канцелярии может быть что угодно записано, какие хочешь метрики - но я отказываюсь отождествлять себя с тем, кто такое придумал и позабыл.

Reply

quangel May 11 2017, 08:05:02 UTC
Я думаю,скоро появятся компьютерные игры с полным погружением. Где виртуальный шлем воздействует пучками ультразвука на кору мозга,блокируя долговременную память. В результате при запуске игры игрок оказывается в фотореалистичном игровом мире с искусственной амнезией,думая,что он персонаж игровой вселенной,который тут всегда жил. Иначе играть неинтересно. И какой-нибудь "Темный Властелин",захвативший мир,для него станет вполне реальным страданием. :)

Reply

schwalbeman May 11 2017, 08:17:00 UTC
Я думаю, того, кто согласится на искусственную амнезию, можно из неё уже не выводить. Давать премию Дарвина и вводить терминальную дозу морфина.

Reply


antonk83 May 10 2017, 23:55:33 UTC
"Это анекдот такой в 90-е годы ходил, не знаю уж, чего в нём смешного, кроме того, что он про философию природы Гегеля: от её чтения именно такое ощущение остаётся."

Это может быть от того, что там на самом деле вовсе не орехи были, а, скажем, ягоды. (Т.е. ожидалось не то - у самого такое было, хотя с "Логикой" еще больше).

Reply

schwalbeman May 11 2017, 07:35:01 UTC
Логика няшная.

Reply


osyotr May 11 2017, 00:19:41 UTC
Единственная возможная теодицея, мнѣ кажется, - распустить допущеніе, понудившее насъ нѣкогда къ сочиненію теодицеи (недорѣзанные аѳинскіе академики тихо ржали, прикрываясь епанчою); убрать, говорю, постулатъ божьяго всесилія. Благость оставить, всесиліе убрать. Какъ хорошо, какъ чисто будетъ. Бердяевъ, сколько я его понялъ, про это и писалъ, только до конца себѣ въ этомъ такъ и не сознался.

Reply

till_j May 11 2017, 04:50:18 UTC
Думается, дело не во всесилии, можно им обладать но вовсе не применять. Дело в том, что бог создаёт не всё, он определённый вектор развития среди других. И каждый этот вектор понимает по-своему, но понимания эти стремятся к одному.

Reply

osyotr May 11 2017, 10:34:29 UTC
Въ контекстѣ вершащагося кругомъ бардака обладать не примѣняя и означаетъ вѣдь злое намѣренье. А быть однимъ векторомъ изъ многихъ и означаетъ вѣдь не быть всѣмъ, не быть всесильнымъ.

Reply

schwalbeman May 11 2017, 07:29:49 UTC
Ой. Ой.

Я могу, на худой конец, прикрыться авторитетом св. Григория Нисского. А с Вами кто вместе? Или Вы без анасамбля так считаете?

(простите мою безграмотность)

Reply


nil_0 May 11 2017, 12:46:35 UTC
С моей колокольни, если пережёвывать Лейбница-философа, то в первую очередь в контексте Лейбница-математика. Чтобы понять, как философия помогала/мешала ему создавать математический анализ и как математический анализ повлиял на мировоззрение. Ну например, пообсуждать связь монад с диффренциалами и т.п.

Reply

schwalbeman May 12 2017, 09:09:34 UTC
Да, хорошая тема, для тех, кому интересно.

Reply


Leave a comment

Up