Почему же? У Лейбница всё чётко: в нашем мире количество страданий минимально, а путь к спасению самый короткий.
Собственно, об этом свидетельствует сама постановка вопроса, поскольку в большинстве конфессий, включая некоторые толки протестантизма, действует готтентотская этика.
Некоторые товары хорошо продаются зимой, другие же летом. Бюргера, достаточно счастливого, чтобы прожить большую часть жизни в благополучные годы, легко убедить в том, что "в нашем мире количество страданий минимально". Ибо этот бюргер при слове "страдания" воображает сборщика налогов, школьного учителя или прищемленный палец.
А люди, прошедшие мировую войну, индустриализацию или оказавшиеся случайно неправильного происхождения в определенном контексте, скорее всего не купят эту теодицею. Впрочем, можно попробовать отдать бесплатно или доплатить.
Фу бяка. Сразу вспоминаются мои обычные возражения к концепции перерождений.
Не, простите, если я такое о себе забыл, то это теперь уже не я. У вас там в небесной канцелярии может быть что угодно записано, какие хочешь метрики - но я отказываюсь отождествлять себя с тем, кто такое придумал и позабыл.
Я думаю,скоро появятся компьютерные игры с полным погружением. Где виртуальный шлем воздействует пучками ультразвука на кору мозга,блокируя долговременную память. В результате при запуске игры игрок оказывается в фотореалистичном игровом мире с искусственной амнезией,думая,что он персонаж игровой вселенной,который тут всегда жил. Иначе играть неинтересно. И какой-нибудь "Темный Властелин",захвативший мир,для него станет вполне реальным страданием. :)
"Это анекдот такой в 90-е годы ходил, не знаю уж, чего в нём смешного, кроме того, что он про философию природы Гегеля: от её чтения именно такое ощущение остаётся."
Это может быть от того, что там на самом деле вовсе не орехи были, а, скажем, ягоды. (Т.е. ожидалось не то - у самого такое было, хотя с "Логикой" еще больше).
Единственная возможная теодицея, мнѣ кажется, - распустить допущеніе, понудившее насъ нѣкогда къ сочиненію теодицеи (недорѣзанные аѳинскіе академики тихо ржали, прикрываясь епанчою); убрать, говорю, постулатъ божьяго всесилія. Благость оставить, всесиліе убрать. Какъ хорошо, какъ чисто будетъ. Бердяевъ, сколько я его понялъ, про это и писалъ, только до конца себѣ въ этомъ такъ и не сознался.
Думается, дело не во всесилии, можно им обладать но вовсе не применять. Дело в том, что бог создаёт не всё, он определённый вектор развития среди других. И каждый этот вектор понимает по-своему, но понимания эти стремятся к одному.
Въ контекстѣ вершащагося кругомъ бардака обладать не примѣняя и означаетъ вѣдь злое намѣренье. А быть однимъ векторомъ изъ многихъ и означаетъ вѣдь не быть всѣмъ, не быть всесильнымъ.
С моей колокольни, если пережёвывать Лейбница-философа, то в первую очередь в контексте Лейбница-математика. Чтобы понять, как философия помогала/мешала ему создавать математический анализ и как математический анализ повлиял на мировоззрение. Ну например, пообсуждать связь монад с диффренциалами и т.п.
Comments 23
Reply
Reply
Собственно, об этом свидетельствует сама постановка вопроса, поскольку в большинстве конфессий, включая некоторые толки протестантизма, действует готтентотская этика.
Reply
А люди, прошедшие мировую войну, индустриализацию или оказавшиеся случайно неправильного происхождения в определенном контексте, скорее всего не купят эту теодицею. Впрочем, можно попробовать отдать бесплатно или доплатить.
Reply
Reply
Не, простите, если я такое о себе забыл, то это теперь уже не я. У вас там в небесной канцелярии может быть что угодно записано, какие хочешь метрики - но я отказываюсь отождествлять себя с тем, кто такое придумал и позабыл.
Reply
Reply
Reply
Это может быть от того, что там на самом деле вовсе не орехи были, а, скажем, ягоды. (Т.е. ожидалось не то - у самого такое было, хотя с "Логикой" еще больше).
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Я могу, на худой конец, прикрыться авторитетом св. Григория Нисского. А с Вами кто вместе? Или Вы без анасамбля так считаете?
(простите мою безграмотность)
Reply
Reply
Reply
Leave a comment