Борис Смелов (часть 2)

May 19, 2007 10:27





Первая часть

Борис Смелов в 1961 году впервые взял в руки фотоаппарат, а в 1968 он уже осознавал себя фотохудожником. Редкий случай. Большинство фотографов его поколения по сей день считают себя если не ремесленниками, то мастерами фотографии, но никак не художниками.
...

В конце 1970-х - начале 1980-х годов Б. Смелов находится в процессе поиска своих тем, ракурсов, стилистических ходов. Но, в отличие от работ последующих этапов, здесь сгущенная напряженная атмосфера, ассоциирующаяся с произведениями Достоевского и ущербной запущенностью петербургских задворков советского периода. Метафизическая тревога, которой пропитаны многие работы Смелова, здесь проявилась в чистом виде.
...

Причисляя себя к «представителям интуитивной, эмоциональной фотографии», т.е. ориентируясь при съемке на свой эмоциональный и умственный настрой, он вместе с тем в качестве образца держал «идеальные» кадры, которые являлись ему в пограничных состояниях (снах, грезах, фантазиях, в раскрепощенном алкоголем сознании и т.д.). Это постоянное стремление воплотить «сверх» кадр выражалось в невероятной требовательности к себе как во время съемки (вечное недовольство собой, атмосферными условиями съемки), так и в процессе печати (огромное количество пробных отпечатков). Он невероятно много снимал и печатал, но при этом осуществлял жесткий отбор собственных фотографий. Именно поэтому у него было всего две прижизненные персональные выставки со времён перестройки - в 1993 году в галерее «Борей» и в 1997 - в Финляндии.
...

Немаловажное значение имела та среда, в которой жил и работал Б. Смелов. С 17-ти лет он плотно вошел в среду неофициальной культуры Ленинграда. Это - круг «Малой Садовой» и «Сайгона», поэты и художники, артисты и музыканты, выставки и поэтические чтения. И, конечно, фотографы, для многих из которых он был кумиром. В качестве постоянного оппонента в мире фотографии для «Пти» Бориса Смелова был «Гран» Борис Кудряков («Я ему говорил: «Ты все стараешься воссоздать серебро «малых голландцев» - ампирную эстетику для директора бани. А ты сумей сделать композицию из обыденности, например, трех кирпичей» - Из интервью Б. Кудрякова с Д. Пиликиным 12.09. 2003), который был последовательным и непримиримым антиэстетом. Они ходили на совместные съемки, все время спорили и ревниво следили друг за другом. Когда «Гран» Борис снял «Горящий натюрморт», «Пти» Борис в отместку - «Пыльный натюрморт». Кудряков сжигает роман Тургенева «Накануне» как символ традиционной культуры, Смелов покрывает пылью как патиной времени предметы старинного петербургского быта.



Борис Кудряков

и всё-таки, уставшее бледное Слово давно хочет уехать на к а н и к у л ы, в отпуск, на волю, в лес, на берег озера, а ему приходится служить чиновникам и уркам. ещё в 5 "б" классе я заметил: со Словом происходит что-то "НЕ ТО". оно сжалось от страха, болеет астмой, постарело сердцем, его держат на цепи. огромная тайга на 78,9 % спилена на целлюлозу для фолиантов РКПб, ЦКб, НКВД, НКВД иТд. И мне захотелось отпустить Слово на волю, на каникулы, да и самому с ним порезвиться на лугах, да на заливных, попить браги и посидеть у костра в ночном...



Борис Констриктор

дядя ваня

мы отдохнём
 мы тдохнем
  мы дохнем
   мы охнем
    мы хнём
     мы нем
      мы ем
       мы м
         мы
          ы



Василий Филиппов

Перечитал собственные стихотворения,
И такое они отвращение вызывают.
Радостно жить в семье.
Та же комната, на тарелочке - мясо.
И внутреннее облегчение.



Борис Смелов, автопортрет



В портретах Б. Смелова крайне редко можно обнаружить улыбку. Его камера фиксирует драматическое напряжение, тревожное ожидание, внутреннюю сосредоточенность, творческую погруженность, но никогда - веселье, радость, беспечность и прочие состояния, которые характеризуют беззаботное, восторженное проживание жизни. Его герои рождены не для счастья и благополучной жизни, а для несения «своего креста» в этом драматичном, трагедийном, полным страданий мире. ...
Б. Смелов достаточно часто снимал самого себя, иногда его фигуру или лицо можно обнаружить в пейзаже или натюрморте, но есть немало и классических автопортретов. К выставке «Семнадцать автопортретов Б. Смелова» Наль Подольский писал: «На автопортретах Смелова фотокамера присутствует всего на шести листах из семнадцати. Его главный атрибут не камера, а взгляд - острый, пытливый, проникающий. В жизни этот взгляд смягчался улыбкой и дружелюбной манерой общения, и только в автопортретах видна вся его острота».











...

К середине 1970-х годов Борис сформировался как неординарный фотохудожник. В его натюрмортах этого периода сквозит ностальгия по отошедшему в прошлое петербургскому быту. Нередко для постановки он использует резную мебель второй половины XIX века («Полочка с ангелами», 1973; «Натюрморт с ножкой стола», 1976), зеркала в тяжелых рамах, которые размножают реальность и нередко отражают самого автора, карманные часы, раковины различных конфигурации, стаканы, рюмки, колбы, бутылки, штофы, луковицы, чеснок, хлеб, ножи и множество других разнообразных бытовых предметов. Борис перенасыщает натюрморты многообразием предметов и может показаться - явный перебор, но внимательный глаз увидит, что каждый предмет в натюрморте, несмотря на их многочисленность, композиционно и стилистически оправдан. Поскольку все натюрморты постановочные, то, создается впечатление, что Б. Смелов осознанно стремился формировать художественное единство и цельность из бесконечного многообразия.
В 1980-е годы Борис постепенно освобождается от ностальгии по прошлому и семантической перенасыщенности. В его натюрмортах предметы становятся самодостаточными, не привязанными к их культурному прошлому, и обретают классическую ясность. И, наконец, в 1990-е годы в некоторых натюрмортах Б. Смелов использует предметы как «пустые» фигуры, как «марионеток» для конструктивного решения композиции. ... В последнем интервью Борис сказал: «Реже, чем раньше, снимаю натюрморты. Для них нужен какой-то особый толчок, появление предмета, вокруг которого начнет складываться сюжет, как вокруг песчинки вырастает жемчужина».






...

Борис Смелов - культовая фигура ленинградской фотографии. В 1970 -1980 годах для многих фотографов он был идеалом мастера, который, с одной стороны, был свободен от идеологической конъюнктуры, с другой стороны, ставил и решал художественные задачи фотографическими средствами, тем самым, освобождая фотографию от цеховой замкнутости и вводя её в семейство изобразительных искусств. Уже в доперестроечные годы Б. Смелов был признан классиком в ленинградской независимой культуре.
Недавно я спросил у Ольги Корсуновой: «Боря был фанатом фотографии?»
- «Нет, это - не фанатизм, это - образ жизни».

Вальран

Третья часть

Использованы материалы из статьи куратора выставки "Неизвестный Борис Смелов" Вальрана Foto&Video, фотографии 1, 12 с сайта МДФ, 2-4 с сайта Лица русской литературы, 5 с сайта Homo Photos, 6, 9 с сайта На Невском, 7 (3 натюрморта) с сайта Сдвиг от Ленинграда к Петербургу, 8 с сайта Фотохудожники АОРТЫ, 10, 11 из книги "Оптимизм памяти. Ленинград 70-х", составитель В. А. Никитин.

photographers, art, smelov, poetry, lps, saint petersburg, vintage photos

Previous post Next post
Up