Фото: Владимир Никитин
"Вообще это был хеппенинг. Дверь открывала многострадальная мама Кузьминского,
сам он лежал на диване в центре..."
Константин Кузьминский с дочерью.
Фото:
Борис Кудряков Автобиография
tzygan, polyak, evrej i russkij {na 5/8}
syn xudozhnika i uchitel'nitzy, i vnuk gallenterejschika i xudozhnika
16 aprelya 1940 goda v bol'nitze uritzkogo, v leningrade, otdelenie ne zapomnil, veroyatno - rodil'noe
1949-57 - pervaya anglijskaya shkola na fontanke
57-60? biofak LGU, gerpertolog
64-69? teatral'nyj in-t, teatroved
59-63 geolog, geofizik, gidrolog, ixtiolog ehstoniya, sibir', kavkaz, krym, kol'skij p-ov
64-67, 68 ehkskursovod goroda, aleksandro-nevskoj lavry, pavlovska, petergofa, alupki
57-75 rabochij tarnoj fabriki, likerno-vodochnogo zavoda, zooparka, mariinskogo teatra, russkogo muzeya, ehrmitazha
15 fevralya - 2 aprelya 1960 goda - 1000 chasov na Pryazhke, spetzial'nost': shizofrenik
69, 70, 72 bexterevka, klinika pavlova, speschial'nost': alkogolik i nevrastenik
57-75 v promezhutkax spetzial'nost': tuneyadetz
1975-76 - Vena, Parizh, Grenobl', Tolstovskaya ferma
76-81 Texas, god professorstva v universitete
81-? N'yu-Jork Publikatzii: 9 tomov Antologii novejshej russkoj poezii u Goluboj laguny {1980-86}
1872 "zhivoe zerkalo" {sosnora, gorbovskij, kushner, brodskij, kkk) s syuzannoj massi gorstka stixov kucha statej rukopisi
... i vrode, vse ...
Алисия Бэйкер, журналистка,
строит рожки ККК, 1968?
фото: Г.Донского
У постели сумасшедшего "деда"
(Леонида Петровича, соседа по Староневскому),
1969?, фото "Пти" или "Грана"
(
Б. Смелова или
Б. Кудрякова)
У Михнова-Войтенко на ул. Салтыкова-Щедрина
(с Элен Бакстер-де-Вилль-Морен-Ли-Хант,
дочкой техасского миллионера Ханта,
мать - из Лотреков, писательница, подруга Кокто)
1971?, фото
Геннадия Приходько "На грани октября-ноября 1974 года" К. Кузьминский организовал у себя на квартире первую групповую выставку неофициальных фотографов "Под парашютом", в которой участвовали
В.М. Тиль,
Г. Приходько,
Б. Смелов,
Б. Кудряков,
Л. Богданов, В. Михайлов, В. Окулов, О. Корсунова.
ПАРАШЮТ Д-РА ГЛИНЧИКОВА
Константин Кузьминский
What can you offer
Me, mister Proffer?
/из текстов 75-го/ ...
И Валера, безрукий мичман,
поднимает нам якоря,
паруса расправляя птичьи...
/"Фаина", 1981/
Что бы я делал без них? Без денег, без бумаги, без стекол, без ламп - с одними двумя руками... Сделал я выставку художников, 23-х, и понеслось... Согласно предисловию к фотокаталогу, написанному по аглицки под псевдонимом "Igor' Smolensky" /что в переводе означает - Илья Левин, служивший лодочным сторожем на Смоленке/, таковая выставка, "Под парашютом" была открыта "с 26 октября по 1 ноября 1974". И посетило ее "более 500 человек". Предисловие не привожу, не имея на то разрешения от проживающего на Западе автора, но излагаю сам.
Выставку "23-х" посетил сам херр Нуссберг, с кучей ассистентов, и учинил на ней съемки. По отъезде оставил мне ленинградца Валерия Глинчикова, д-ра инженерных наук, завкафедрой, яхтсмена, фантазера и энтузиаста. Валера оказался находкой. Моя отечественная люстра, светившая двумя лампочками в потолок, давала не так чтобы много света, настольные - заставляли картины бликовать, поэтому, с запозданием, был сделан к выставке фотографов "рассеянный свет". Завкафедрой Глинчиков прислал мне пару лаборантов, с казенной электротехникой и позаимствованным, невем где, почти цельным парашютом. Мальчики быстро навертели лампочек в центре и по углам, затянули весь потолок парашютом /разумеется, в рабочее время/ и удалились. Стены под фотографии заделали серым картоном, тоже где-то спертым, а под Пчелинцева я пустил холст, принесенный кем-то из художником. Из остатков этого холста матушка выкроила мешки для израильского архива, и я их берегу и посейчас. Фотобумага, естественно, тоже была краденая /но этим уже занимались сами фотографы/, а больше аксессуаров не требовалось.
Гран-Борис /Кудряков/, естественно, свалил до открытия выставки, и я его выставил "анонимом" из имевшихся у меня работ, одну: "Но не насытившаяся" /девица сидит за столом и жрет гантели/, она же и на задней обложке каталога. Остальные - не только не подвели, но наоборот, поднавели еще с собой.
Леня Богданов - привел своего друга Анатолия Сапроненкова, кто-то приволок фотолюбителя "Квасова" /псевдоним/, который снимал только руки, нарисовался Виля Оникул, словом, к моей полудюжине - прибавилось еще человек семь. Обычная история. И на выставке художников - к полудюжине зачинателей прибавилось еще полторы, отчего число стало 23. Фотографов же было 13. Включая отсутствовавшего Мишу Пчелинцева, которого я не мог разыскать и представил его работами 59-го года, из тех, что выставлялись в Политехническом /вычетом украденной Кривулиным/. Помимо трех серьезных стен, занятых почти целиком
Птишкой,
Богдановым и
Приходько, Нарышкин насовал чего ни попадя в свой угол /протащил, например, портрет жены - не по качеству, а чтоб на девочек его не грымзела/, пробки Славы Михайлова - пришлось на шкаф, затянутый холстом, а явившийся под завязку
Валентин-Мария /самый старый участник выставки/, получил, как и Галецкий до него, во владение - дверь. Свои фотоработы я не выставлял, потому что снимать не умею, хотя и хотел. Но напечатать с моих безобразных негативов никто не брался.
Сделан был и каталог. В декабре-январе посетил меня издатель Карл Профер /изд-во "Ардис", Мичиган/, будучи человеком предусмотрительным - антологии свои я ему не дал, а предложил фотокаталог. Были сделаны и негативы, и дизайн, и обложка /фото
Пти-Бориса, шрифты Петроченкова, композиция моя/, и отосланы на Запад. В Вене Профер по телефону сообщил мне, что фоты для печати плохи, отчего издать каталог нельзя. Что не помешало ему - использовать фотографии для своих обложек - альманахов "РЛТ" /"Часы"
Богданова/, иллюстраций к журналу "Глагол" /фото
Пти-Бориса/ и, естественно, без указаний, не только откуда, но и самих авторов. Об деньгах и не говорю: не заплатил. Так я впервые познакомился с нравами капиталистического Запада. При этом, цвета для обложек подбирал дальтоник.(*)
По счастью, помимо мелких акул капитализма, меня всегда окружали караси. И конечно, идеалисты. Мечтали мы снять фильмик о Петербурге, с воды, для чего Глинчиков возил нас на яхту /но не на ней/, катал на моторке, а потом я сам нанял одного друга с мотором - уже перед самым отъездом, и взял фотографа и кинооператора. Кинокамера сломалась еще на спуске, на Мойке, и Геля Донской пошел домой. В лодку он всяко бы не поместился. Помимо моей секретарши /объемы см. на фото/,
Приходько явился с Веруней, и в основном занят был ей. "Снимай, снимай, вот кадр!" - кричу ему, отпускает он Верунину грудь - "А? Где?" и щелкает, не глядя. Единственный прок - состоялось прощание с "Северной Венецией", всю ночь мотались по Неве и каналам, и дочку свою с ее братиком покатал. Кадров же, практически, не осталось. А вдохновил меня на это - яхтсмен и аквалангист Валера Глинчиков, чистая душа. Сейчас его носит по Балтийскому и Средиземному, открытки шлет, но в Мексиканский залив никак не соберется. Мечтатель, все ищет меценатов - не себе, для меня! Ими - их руками и силами - и делались мои выставки. А на фото их нет... Парашют я снял перед отъездом, пыли в нем накопилось... Полгода висел. ------------------
прим. ККК - 2006:
(*) Что я ему - и написал, по выезде (не учтя, что дальтоником-макетёром была его жена, Эллендеа или Элленди, путём которой он молочно побратался - с Бродским… На чьи до-нобилевские гонорарии - и было раскручено издательство «Ардис»**. За что Бродский обозвал его «гутенбергом», а вторивший ему во всём Серёженька Довлатов - вовсе даже патриотически «иваном фёдоровым»… знаем мы этих тутошних гутен-бергеров… ворьё и гешефтмахеры).
(**) Оригиналами же для репринтов раритетов 1920-х - снабжал его Гелька Донской, библиоман (и самиздатчик, за что - сиделый, изрядно). Сам гутенберг ни хрена не понимал в русской литературе - он её преподавал… Но никто Карлушу Проффера за это (и за то) не удавил, напротив: помер сам собой, и почётно хоронили, размазывая слюни и сопли - нобелевские лауреаты и попсовики-затейники (с.довлатов). Тьфу!
Дональд Фрэнсис Шиен и Константин Кузьминский
Еще несколько фотографий выставки Под парашютом из "Антологии новейшей русской поэзии у Голубой лагуны в 5 томах"(Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев)
Из интервью
Бориса Кудрякова: В 1968 году я вернулся, отслужив в армии и приятель потащил меня в кофейню на Малую Садовую. Там по вечерам собиралась "демократическая" шпана: художники, фарцовщики, "центровые", студенты, люди уличного романа. Как-то появился весьма колоритный персонаж в сатиновых штанах и прямо подошел к нашей компании.
Это был Костя Кузьминский. Нас никто не знакомил, но по глазам он сразу опознал "своих". С помощью Кости круг знакомств расширился. Тогда мы уже понимали, что существует два мира: "советский придворный" и "неподвластный творческий". Этот круг не был большим, на весь город было около двадцати точек - частных квартир (слово "салон" никогда не нравилось, салон - это кокаин, курсистки, бледные лица, предчувствие переворота, обглод), где можно было встретить интересных, живых творческих людей.
Например, у Кузьминского была удивительная библиотека, и он с легкостью давал читать книги, в том числе редкие издания Хлебникова, Крученых, Обериутов. В его квартире появлялись Горбовский, Эрль, Соснора, Довлатов, Веня Ерофеев, Шемякин, Овчинников, Лен. Там же мы сделали выставку "Под парашютом". Кстати, идею названия я предложил. Хотелось во время выставки превратить квартиру в необычный выставочный зал. Так и появился парашют, свисающий с потолка. Вообще это был хеппенинг. Дверь открывала многострадальная мама Кузьминского, сам он лежал на диване в центре, в бордовом халате, приходили чекисты: чистое бритье, брилиатиновый пробор, кримпленовые костюмы.
Стоят: В. Квасов, С. Михайлов,
Г. Приходько,
В. Тиль Мария Самарин;
сидят: А. Сапроненков, А. Нарышкин,
Л. Богданов,
Б. Смелов;
лежит К. Кузьминский
ККК (любимая модель М.Ш.) и Олег Охапкин,
в "коммунальной" студии М.Шемякина
на Загородном, 1971, фото - художника
Автобиография К. Кузьминского с сайта
Митьки, эссе К. Кузьминского ПАРАШЮТ Д-РА ГЛИНЧИКОВА с сайта
"Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны, в 5 томах",фрагмент интервью Б. Кудрякова с сайта
Артерия.ру, фотография 1 из книги "Оптимизм памяти. Ленинград 70-х", составитель В. А. Никитин, 2-5, 9 с сайта
Сетевая словесность, 8 с сайта
Сибирский успех, 6, 7 с сайта
"Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны, в 5 томах", ссылка любезно предоставлена ККК..