Теория крючка

Jul 16, 2012 14:49


Оригинал записи размещена на scorsag.com

Общим местом в политической аналитике по Южной Осетии с 1992 года стало ее представление как крючка, на который Россия ловит рыбу крупнее и вкуснее - Грузию.

Крючкологией увлекались все - осетины, грузины, русские, европейцы, американцы и т.п.  26 августа 2008 года решением Российской Федерации о признании независимости Республики Южная Осетия в грузино-осетинском конфликте была поставлена точка, на политической карте мира появилось новое государство.  Но крючкология и не думает умирать, потому что достижение южными осетинами своей цели и ее политическое оформление очень плохо повлияло на многие умы.  Среди них выделяются осетинские «либералы», которые продолжают рефлексировать на тему «ненужности» Южной Осетии и «нужности» Грузии России.  Но все как один они не могут выбиться за узкие рамки местечкового мышления, помноженного на абсолютное непонимание двух важных вещей:  геополитических интересов ключевых игроков на Южном Кавказе, неотъемлемой частью которого является Южная Осетия, и реальной политики, которая творится в регионе каждый день.   Вообще говоря, это не является проблемой южных осетин.  Их проблемой является то, что такое же непонимание до сих пор демонстрировала политическая элита осетинского государства.




Южный Кавказ - стратегически важнейший регион для ключевых акторов международной политики.  В геополитическом плане он является неотъемлемой частью Большого Ближнего Востока, поэтому все процессы на Ближнем Востоке затрагивают интересы государств Южного Кавказа, в том числе и Южной Осетии.  Это первая аксиома, которую нужно учитывать в любом планировании за Южную Осетию.   В регионе сейчас идет очередная партия Большой Игры, которая, как известно, не прекратится никогда.  Субъектами региональной политики можно назвать:  США, Россию, ЕС и две «местные» страны - Иран и Турцию.  К ним менее явно примыкает Китай.  Ни Южная Осетия, ни Грузия субъектами Игры не являются.  В Игре возможны самые различные комбинации, союзы и противостояния.  Для того, чтобы как-то прилепить к ней теорию крючка, возьмем условный политический треугольник, сторонами которого будут Россия, Южная Осетия и Грузия.  Это короткое вводное пояснение было необходимо для того, чтобы непосредственно перейти к делу.

Первый сакраментальный вопрос:  нужна ли России как игроку на геополитическом пространстве Большого Ближнего Востока вся территория Грузии?  Ответ на него может быть только один - естественно.  Это просто данность, которая проистекает из объективных законов геополитики.  Грузия - очень лакомый кусок для всех участников Игры.  Она нужна всем, не только России.  Нужна, прежде всего, в логистическом плане, как Грузинская Трубопроводная Республика.  На этом пункте адепты теории крючка отключают мозг и начинают вдаваться в апокалиптические сценарии, у которых конец неизменен: десуверенизация Южной Осетии.  С ее уничтожением по грузинскому сценарию либо вхождением в состав Российской Федерации.  Но сакраментальных вопросов больше, чем один.

Вопрос второй:  нужна ли России как игроку на геополитическом пространстве Большого Ближнего Востока единая и более-менее сильная Грузия?  И на него ответ может быть только один - естественно, нет.  Он вытекает из императивов ее реальной политики в регионе.  Никогда Грузия не будет России союзником или надежным партнером, это проверено временем.  В двусторонних отношениях России и Грузии вообще пройдена некая точка невозврата, хотя российские «либералы» по-прежнему поют осанну «братскому грузинскому народ».  Единая Грузия не нужна России сейчас и в обозримом будущем потому, что у Грузии нет самостоятельной внешней политики.  Она управляема американцами, которые являются ключевым антагонистом русских в регионе.  На первый взгляд парадоксом выглядит то, что единая и сильная Грузия не нужна не только России.  Но она не нужна никому вообще.  Ни Ирану, ни Турции, которая медленно ее переваривает экономически, начав с Аджарии.  Она не нужна даже США и ЕС, потому что у них другая цель:  Россия.   Поэтому единственным сегодня государством-крючком на Южном Кавказе является Грузия, а ловят на нее Россию.  С ее слабым местом на Северном Кавказе.  Всевозможные «грузинские» стратегии по Северному Кавказу являются стопроцентно американским продуктом, потому что у самой Грузии нет исторически успешного опыта взаимодействия с Северным Кавказом.  Его население традиционно рассматривало благодатные южные земли как объект для грабежа, и термины «особа», «лекоба» хорошее тому подтверждение.  У грузин никогда не получалось с Северным Кавказом, не получилось бы и в этот раз.  Но играют не они, играют ими.

Грузия как член НАТО является для России неприемлемой реалией.  Допустить присутствия НАТО с военными базами на своей южной границе русские не могут из соображений безопасности.  Это станет прелюдией к сецессии Северного Кавказа и его превращения в зону перманентного насилия.  Упреждая слова тех, кто назовет регион зоной насилия и сейчас, можно сказать следующее:  Северный Кавказ с базами НАТО в Грузии просто затмит все то, что они до сих пор видели.  Поэтому Россия исходя из простого здравого смысла должна идти на любые шаги по недопущению вступления Грузии в НАТО, даже на самые радикальные.

Для США Грузия по вышеуказанным причинам - ключ к России.   Если бы американцам предложили одну военную базу в Грузии в обмен на признание Южной Осетии, то они признали бы Цхинвал в тот же день.  Это опять-таки вытекает из геополитических реалий региона и реальной американской политики в нем.  Судьба самой грузинской государственности в американо-российской Игре - вопрос третьестепенной важности.  В случае необходимости эту лавочку в ее нынешнем виде без колебаний свернут, потому что ставки намного выше.  Борьба идет между Россией и США, а задачи Южной Осетии и Грузии можно сформулировать просто:  извлечь из этого противостояния максимальные политические дивиденды.  Вот мы, кстати, и вернулись к Южной Осетии.

Которая сейчас никаким крючком не является, как бы ни бились утверждать обратное ее недоброжелатели. Не является с чисто прагматической точки зрения.  Но это нисколько не облегчает ее положения в сложном регионе, где этим самым крючком может в конкретный временной промежуток стать кто угодно.  Поэтому внешнеполитический императив у юго-осетинской элиты должен быть один: сделать «сдачу» своего государства невозможной и невыгодной региональным игрокам, прежде всего России.  Что для этого нужно делать?

Исходным пунктом в решении этого вопроса является понимание того, какие проблемы испытывает Россия на Южном Кавказе, какие она для себя здесь видит угрозы в общем и в Грузии в частности.  В значительной степени эти проблемы являются проблемами и Южной Осетии.  Далее нужно консолидировано работать в одном направлении:  предложить России проект, в рамках которого найдут решение и проблемы русских, и проблемы южных осетин с Грузией.  Сделать это сейчас абсолютно реально, потому что внешнеполитическая конъюнктура у Южной Осетии неплохая.  Устраивающие обе стороны решения есть, а потому есть и пространство для маневра.  Вопрос только в том, понимает ли ее элита то, что ей нужно работать над своим региональным проектом.  Пока вместо этого она занималась только борьбой за какие-то смешные ресурсы.  Выглядел процесс со стороны патетически.   Это не то, что требуется Южной Осетии.

Нужно пока на сценарном уровне проигрывать варианты реальности, в которых Южной Осетии есть достойное место.  Формировать свою стратегию с внятными целями, базисом которой будет дальнейшее укрепление осетинского государства в содружестве с Россией.

Южная, Россия, Иран, Грузия, Кавказ, Осетия

Previous post Next post
Up