Оригинал записи размещена на
scorsag.com Общим местом в политической аналитике по Южной Осетии с 1992 года стало ее представление как крючка, на который Россия ловит рыбу крупнее и вкуснее - Грузию.
Крючкологией увлекались все - осетины, грузины, русские, европейцы, американцы и т.п. 26 августа 2008 года решением Российской Федерации о признании независимости Республики Южная Осетия в грузино-осетинском конфликте была поставлена точка, на политической карте мира появилось новое государство. Но крючкология и не думает умирать, потому что достижение южными осетинами своей цели и ее политическое оформление очень плохо повлияло на многие умы. Среди них выделяются осетинские «либералы», которые продолжают рефлексировать на тему «ненужности» Южной Осетии и «нужности» Грузии России. Но все как один они не могут выбиться за узкие рамки местечкового мышления, помноженного на абсолютное непонимание двух важных вещей: геополитических интересов ключевых игроков на Южном Кавказе, неотъемлемой частью которого является Южная Осетия, и реальной политики, которая творится в регионе каждый день. Вообще говоря, это не является проблемой южных осетин. Их проблемой является то, что такое же непонимание до сих пор демонстрировала политическая элита осетинского государства.
Южный Кавказ - стратегически важнейший регион для ключевых акторов международной политики. В геополитическом плане он является неотъемлемой частью Большого Ближнего Востока, поэтому все процессы на Ближнем Востоке затрагивают интересы государств Южного Кавказа, в том числе и Южной Осетии. Это первая аксиома, которую нужно учитывать в любом планировании за Южную Осетию. В регионе сейчас идет очередная партия Большой Игры, которая, как известно, не прекратится никогда. Субъектами региональной политики можно назвать: США, Россию, ЕС и две «местные» страны - Иран и Турцию. К ним менее явно примыкает Китай. Ни Южная Осетия, ни Грузия субъектами Игры не являются. В Игре возможны самые различные комбинации, союзы и противостояния. Для того, чтобы как-то прилепить к ней теорию крючка, возьмем условный политический треугольник, сторонами которого будут Россия, Южная Осетия и Грузия. Это короткое вводное пояснение было необходимо для того, чтобы непосредственно перейти к делу.
Первый сакраментальный вопрос: нужна ли России как игроку на геополитическом пространстве Большого Ближнего Востока вся территория Грузии? Ответ на него может быть только один - естественно. Это просто данность, которая проистекает из объективных законов геополитики. Грузия - очень лакомый кусок для всех участников Игры. Она нужна всем, не только России. Нужна, прежде всего, в логистическом плане, как Грузинская Трубопроводная Республика. На этом пункте адепты теории крючка отключают мозг и начинают вдаваться в апокалиптические сценарии, у которых конец неизменен: десуверенизация Южной Осетии. С ее уничтожением по грузинскому сценарию либо вхождением в состав Российской Федерации. Но сакраментальных вопросов больше, чем один.
Вопрос второй: нужна ли России как игроку на геополитическом пространстве Большого Ближнего Востока единая и более-менее сильная Грузия? И на него ответ может быть только один - естественно, нет. Он вытекает из императивов ее реальной политики в регионе. Никогда Грузия не будет России союзником или надежным партнером, это проверено временем. В двусторонних отношениях России и Грузии вообще пройдена некая точка невозврата, хотя российские «либералы» по-прежнему поют осанну «братскому грузинскому народ». Единая Грузия не нужна России сейчас и в обозримом будущем потому, что у Грузии нет самостоятельной внешней политики. Она управляема американцами, которые являются ключевым антагонистом русских в регионе. На первый взгляд парадоксом выглядит то, что единая и сильная Грузия не нужна не только России. Но она не нужна никому вообще. Ни Ирану, ни Турции, которая медленно ее переваривает экономически, начав с Аджарии. Она не нужна даже США и ЕС, потому что у них другая цель: Россия. Поэтому единственным сегодня государством-крючком на Южном Кавказе является Грузия, а ловят на нее Россию. С ее слабым местом на Северном Кавказе. Всевозможные «грузинские» стратегии по Северному Кавказу являются стопроцентно американским продуктом, потому что у самой Грузии нет исторически успешного опыта взаимодействия с Северным Кавказом. Его население традиционно рассматривало благодатные южные земли как объект для грабежа, и термины «особа», «лекоба» хорошее тому подтверждение. У грузин никогда не получалось с Северным Кавказом, не получилось бы и в этот раз. Но играют не они, играют ими.
Грузия как член НАТО является для России неприемлемой реалией. Допустить присутствия НАТО с военными базами на своей южной границе русские не могут из соображений безопасности. Это станет прелюдией к сецессии Северного Кавказа и его превращения в зону перманентного насилия. Упреждая слова тех, кто назовет регион зоной насилия и сейчас, можно сказать следующее: Северный Кавказ с базами НАТО в Грузии просто затмит все то, что они до сих пор видели. Поэтому Россия исходя из простого здравого смысла должна идти на любые шаги по недопущению вступления Грузии в НАТО, даже на самые радикальные.
Для США Грузия по вышеуказанным причинам - ключ к России. Если бы американцам предложили одну военную базу в Грузии в обмен на признание Южной Осетии, то они признали бы Цхинвал в тот же день. Это опять-таки вытекает из геополитических реалий региона и реальной американской политики в нем. Судьба самой грузинской государственности в американо-российской Игре - вопрос третьестепенной важности. В случае необходимости эту лавочку в ее нынешнем виде без колебаний свернут, потому что ставки намного выше. Борьба идет между Россией и США, а задачи Южной Осетии и Грузии можно сформулировать просто: извлечь из этого противостояния максимальные политические дивиденды. Вот мы, кстати, и вернулись к Южной Осетии.
Которая сейчас никаким крючком не является, как бы ни бились утверждать обратное ее недоброжелатели. Не является с чисто прагматической точки зрения. Но это нисколько не облегчает ее положения в сложном регионе, где этим самым крючком может в конкретный временной промежуток стать кто угодно. Поэтому внешнеполитический императив у юго-осетинской элиты должен быть один: сделать «сдачу» своего государства невозможной и невыгодной региональным игрокам, прежде всего России. Что для этого нужно делать?
Исходным пунктом в решении этого вопроса является понимание того, какие проблемы испытывает Россия на Южном Кавказе, какие она для себя здесь видит угрозы в общем и в Грузии в частности. В значительной степени эти проблемы являются проблемами и Южной Осетии. Далее нужно консолидировано работать в одном направлении: предложить России проект, в рамках которого найдут решение и проблемы русских, и проблемы южных осетин с Грузией. Сделать это сейчас абсолютно реально, потому что внешнеполитическая конъюнктура у Южной Осетии неплохая. Устраивающие обе стороны решения есть, а потому есть и пространство для маневра. Вопрос только в том, понимает ли ее элита то, что ей нужно работать над своим региональным проектом. Пока вместо этого она занималась только борьбой за какие-то смешные ресурсы. Выглядел процесс со стороны патетически. Это не то, что требуется Южной Осетии.
Нужно пока на сценарном уровне проигрывать варианты реальности, в которых Южной Осетии есть достойное место. Формировать свою стратегию с внятными целями, базисом которой будет дальнейшее укрепление осетинского государства в содружестве с Россией.