Feb 19, 2010 14:36
Среди многих обещаний, которые мы даем себе - вставать пораньше, вести себя поздоровее, съедать по яблоку в день, бросить то и начать сё, - раз в четыре зимы уже у многих наблюдаю обещание разобраться с правилами игры в кёрлинг.
Не то с бейсболом раз в четыре лета. Он, конечно, тоже вид олимпийский и по правилам непонятный. Но мы-то знаем точно, что их бейсбол - это наша лапта. При этом правила лапты для большинства из нас - такая же tabula rasa, прикопанная в terra incognita; но этого знания нам достаточно. И того, что если бы на олимпиадах играли в лапту, а не в бейсбол, то мы бы их - всех. И навсегда.
Но не случилось лапты. А вот на кёрлинг нет-нет, да и попадешь, переключая каналы.
Кёрлинг завораживает нездешней, мифологической осмысленностью. Особенно женский. Статные девушки, выкатывающиеся вслед за камнями с величием и плавностью волшебных шахматных фигур из первой книги о Гарри Поттере, и другие девушки, натирающие лед швабрами с усердием, способным умягчить сердце любого домостроевца, - все они явно стремятся к какой-то цели. Цель, однако, известна только посвященным. То ли сделать процесс как можно более величественным; то ли попасть скользящими по льду камнями в центр мишени; то ли сложить из них слово "вечность". Или еще какое-нибудь призовое слово.
В силу этих причин, взятых в сочетаниях
величественности и минималистичности происходящего;
домашнего (швабра) и природного (камень);
вечной женственности и женской утилитарности;
явственного целеполагания и неизвестности цели -
кёрлинг вполне державен; и холод как предлагаемое обстоятельство лишь прибавляет специфики этой державности. Разгадка правил кёрлинга вполне могла бы потрафить сфинксу отечественной государственности с его специфическими вопросами о национальной идее, особом пути и т.д. Но с разгадкой - как и в перечисленных случаях - не срастается. То ли непонятно, то ли недосуг, то ли вовсе из боязни, что открывшийся смысл уничтожит поэтику действа. По той же причине в кёрлинге не ждёшь побед российской сборной: пусть другие опошляют процесс результатом. Поэтому, глядя на кёрлинг, удовольствуешься лишь тем, что, во-первых, это красиво.
И во-вторых. И в-третьих.
А потом ты переключаешь канал, выключаешь телевизор, живешь еще недели полторы - и время собирать камни со льда уходит.
Еще на четыре года.