Так уж вышло, что
«Ведьмак» от «Питерского формата» (2014 г.) я не мастерил, поэтому самым крупным проектом, администрированием которого я занимался ранее, был бастильский
«Кринн» (208 человек, 2011 г.).
По численности игроков
«Стимпанк» был всего лишь в 2 раза больше, но за минувшие 5 лет подходы к обеспечению больших игр изменились кардинальным образом. Я изучил отчеты моих коллег по цеху, поэтому старался не наступать на грабли «Ведьмака». Впрочем, грабель всё равно оказалось достаточно.
В этом отчете я расскажу об особенностях (в первую очередь - тех, с которыми столкнулся я сам) снабжения и логистики больших проектов в нашем прогрессивном 2016-м. На примере игры
«Стимпанк: Век разума» (6-10 июля 2016 г.).
Текст еще не дописан, поэтому выглядит (и, собственно, является) «рваным». Ждите вторую часть - я заполню «дыры».
Прием денег
Каждый раз примерно за год до игры мы мечтаем автоматизировать прием взносов (и избежать всех этих SMS или писем вида «Я оплатил столько-то за тех-то»). И каждый раз нас душит жаба. Разумеется, «Стимпанк» не стал исключением.
Я смотрел, в частности, условия сервиса
Ticketforevent. На момент написания отчета (июль 2016) там бралась комиссия 7,5% за транзакцию. Год назад (август 2015) было 6% + 1$, но суть от этого не меняется. Для приема 1 млн руб. (а именно столько игроки в итоге перевели удаленно) пришлось бы отдать «дяде» 70-80 тыс. руб.!
Мы решили, что за такие деньги продолжим отмечать взносы по старинке. Кое-что, впрочем, удалось улучшить: факт сдачи взноса игрок теперь сам отмечает в своей заявке в
JoinRPG, а мастер должен лишь подтвердить операцию.
60% игроков (240 человек) сделали всё как мы просили. Оставшиеся 40% (180 человек) честно забили на то, чтобы отмечать деньги (мол, перевели/отдали - и ладно). Из этих 180 игроков 80 сдавали взносы наличкой, и их можно понять - деньги взял мастер, он пусть и отмечает (благо, функционал JoinRPG позволяет без особых хлопот делать это с мобильника). Т.е. реально разбирать пришлось около 100 онлайн-платежей. Самый смак - когда человек переводит деньги через терминал (который не дает никакой информации об отправителе) и вообще никак об этом не сообщает. На втором месте - расследования, кто же скрывается за всеми этими «Борис Сергеевич З. перевел вам...».
В середине июня (перед последним повышением взноса), когда взносы прилетали ежедневно пачками, я столкнулся с ограничениями от банка Тинькофф. До этого я восхвалял их
сервис бесплатных переводов с карты на карту и считал его универсальным решением. Ан нет! В моем случае случилось то, что в Условиях описано как «Банк ... может ввести дополнительные лимиты на переводы по номеру карты. Рекомендуем уточнить их в службе поддержки вашего банка.»
К счастью, ничего смертельного не произошло. Отправитель просто получал ошибку «Платеж с карты ... на карту ... не выполнен. Операция с данными реквизитами получателя/отправителя невозможна» и делал перевод на следующий день или другим способом.
Кстати, о способах. Несмотря на то что мы весь год продвигали Тинькофф, лидером среди онлайн-платежей всё равно остался Сбербанк. Вот статистика по полученным деньгам (речь, напоминаю, идет о 994 тыс. руб.):
- Сбербанк - 46%
- Тинькофф - 34%
- Альфа-банк - 17%
- Яндекс-деньги - 3%
Подобно тому, как вКонтакте захватил мир с точки зрения общения, Сбербанк захватил мир платежей*. 20% всех расходов (280 тыс. руб.) я оплатил, переведя деньги на личную карточку представителя поставщика. Никто меня не кинул, кстати.
И по-прежнему выглядят лишь пугалками все эти истории про «Банк заблокирует карточку, если увидит много платежей туда-сюда и с комментариями, так как решит, что ты занимаешься предпринимательской деятельностью». Не заблокировал пока. Но на всякий случай - тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!
* Увидев мои цифры, Энно отметил, что статистика по банкам отправителя тоже важна. Согласен, интересная тема. Но, увы, чтобы собрать такую информацию, потребуется очень много сил.
Полигон
Долгое время у #Бастилии практиковалось традиционное развлечение: осенью и весной искать новые полигоны, а летом всё равно проводить игру в Заходском. С «Ведьмаком» получилось примерно так же, но вместо Заходского остановились на Яппилях.
Перед «Стимпанком», разумеется, мы тоже развлекались как могли. Осмотрели, в частности вот такие странные варианты:
- Поля между Шлиссельбургом и Ладожским мостом через Неву.
- Строящаяся база отдыха в Прибылово на берегу Финского залива (это на 30 км дальше, чем оз. Высокинское).
- Ломоносовский район, окрестности трассы А120 (вообще голяк!).
Каждый раз хотелось всё бросить и объявить полигоном старые-добрые Яппиля... Однако полигон «Ведьмака» не подходил «Стимпанку» по двум критериям: во-первых, расстояния между городами получились бы очень большие, во-вторых, фура не смогла бы доехать до поляны с роботами.
Ох уж эта фура! И ох уж эти роботы! Вот она, ключевая особенность логистики больших игр - в лес должна проезжать фура!!! Аааа!!!
В общем, с точки зрения транспортной доступности оз. Высокинское мне понравилось. Да, пешком от электрички не дойти, но какой ролевик в наше прогрессивное время ходит пешком более 2 км? Зато автобусы и прочий транспорт доезжают буквально до стен локации!
Но несмотря на всю вышеупомянутую прогрессивность нашего века, Питер еще не настолько прогрессивен, как Москва. Согласовывать полигоны с властями у нас по-прежнему не принято... На самом деле мы боялись получить отказ, поэтому решили действовать по принципу «Лучше просить прощения, чем разрешения».
В результате 6 июля на полигон прибыла полиция, поэтому проведение игры мы «согласовали» прямо на месте (обменявшись заодно телефонами). А 7 июля мимо проезжал представитель администрации Приморского городского поселения, который предложил нам на следующий день подъехать в администрацию и рассказать о себе.
К утру 8 июля мы вызвали подкрепление, поэтому к визиту в администрацию были готовы. Но в результате цепочки телефонных звонков всё обошлось, никуда ехать не потребовалось. «Я вижу, вы ребята хорошие. Думаю, у вас всё пройдет спокойно.» - после такого напутствия мы выдохнули и немедленно выпили.
А если по существу - с местной администрацией действительно надо подружиться. Возможно, провести на Высокинском
«Чистые игры». Места здесь неплохие, хочется делать игры еще.
Фура из Москвы
Всё началось с того, что мы решили строить ОБЧРов из синих строительных лесов, которые весят почти 5 тонн и хранятся в Москве. А машины из Москвы до полигона стоят примерно одинаково - что 5-тонник, что 10-тонник, что 20-тонник.
Классическая фура (14-метровая и 20-тонная) до поляны с будущими роботами не проехала бы, поэтому для рейса «Москва-Стимпанк» мы выбрали 10-тонник... Свою цель он выполнил - железо доехало ровно до поляны. Но для не поместившихся вещей из Москвы пришлось заказывать еще и газель.
Обратно вещи ехали уже в 20-тоннике. Мы решили, что лучше потратим деньги на дополнительных грузчиков (ибо есть разница - «грузить 5 тонн железа сразу с земли в кузов» и «сначала перенести всё это на 100 м»), чем на дополнительную машинку.
Ну и, конечно, нас сильно подкосил тот факт, что фура внезапно перенеслась с ВС на ПН. В связи с этим мы ожидаемо съели приличное количество говна от игроков, поэтому после игры я даже воскликнул в сердцах - мол, больше никогда не буду возиться с фурой из Москвы, надо было заказывать только 5-тонник для синих железок!
Но сейчас, на холодную голову, всё выглядит иначе. Если везти из Москвы только строительные леса, это обойдется в лучшем случае в 80 тыс. (2×30 тыс. - машина, 4×5 тыс. - грузчики). Не говоря уже о том, что владельцы железа могли захотеть каких-то денег за аренду.
В нашем случае расходы, связанные с транспортировкой вещей из Москвы и в Москву, составили 150 тыс. (из них 53 тыс. - «портер»-челнок и грузчики). С игроков мы собрали 97 тыс. Т. е. доля роботов в транспортировке - 53 тыс.
Плюс фура повышает мотивацию иногородних игроков выехать в другой регион, да еще и с кучей вещей. Резюме: как ни крути, на большую игру фура нужна. Но строго в комплекте со специально обученным человеком, который будет заниматься только ею.
Огромные Боевые Человекоподобные Роботы
Изначально мы закладывали на роботов 150 тыс. руб. расходов. Так уж вышло, что в конечном итоге бюджет ОБЧР вырос до 205 тыс. руб. Подробности о том, что туда попало и почему так получилось,
читайте у Йолафа, а я отмечу лишь следующее:
Сталкиваясь с очередной проблемой в процессе разработки роботов, мы негласно руководствовались следующей концепцией «Уже вложена куча сил и средств, обидно оставлять здесь дыру, поэтому - чего уж - давайте добавим».
Таким образом, если говорить только о деньгах, 20% взносов ушло на ОБЧР. И мы считаем, что они того стоили!
...
Расчеты на регистрации
После шквала взносов и платежей за стройматериалы я решил, что, пожалуй, хватит тратить ценное время на разгребание переводов. В итоге места в автобусах (для игроков) и фуре (для вещей) мы бронировали без предоплаты. Главное условие - взнос должен быть оплачен, а все остальное с вас возьмут во время регистрации. Идея сработала.
Слава большим играм и современным стандартам их проведения! Теперь нельзя просто так приехать в лес и начать играть. Сначала нужно зарегистрироваться и получить кучу раздатки. А для этого, хочешь не хочешь, придется оплатить все имеющиеся долги.
Типография
Это оказался настолько большой блок, что мы позвали специального человека заниматься только им (полиграфию взяла на себя Марина «Львенок»).
Печатных материалов для игры набралось гигантское количество, поэтому мы заказали их изготовление в типографии. Одной только бумаги получилось 70 кг (это 14000 листов А4).
Отдельно хочу отметить прогрессивный способ изготовления «аскольдокарт». Делая их по старинке (ламинация, а потом наклеивание изоленты), мы бы точно убились. Поэтому решили заморочиться на нанесение скретч-слоя (это который принято стирать ребром монетки). Получилось, конечно, круто! Но актуально только для больших игр, ибо маленький тираж печатать невыгодно (всё упирается в изготовление макета-маски).
В итоге получилось 1000 карточек формата А6 и 500 - формата А5. Обошлось в общей сложности в 15 тыс. руб., т.е. 7,5 руб. за карточку А6 и 15 руб. за карточку А5.
Также надо иметь запасной план, как доделывать карточки на месте, если их не хватит (у нас он был).
Не побрезгую прорекламировать и саму типографию. Это
Superwave. Менеджер Андрей готов работать с ролевиками:
akozlov@swgroup.ru.
...
Вывоз мусора
Тут всё просто. На «Ведьмаке» был один контейнер 27 м3, и его не хватило, поэтому на «Стимпанк» мы заказали два таких контейнера.
Расскажу про нюансы. Так как фирма была готова поставить контейнер всего на 3 дня, я назначил следующие даты:
- привезти - 5 июля (ВТ),
- заменить - 8 июля (ПТ),
- убрать - 11 июля (ПН).
В результате мы весь четверг пытались заставить игроков «вынести мусор» - мол, завтра контейнер увезут пустым, будет обидно! Но всё оказалось просто. Я позвонил диспетчеру и передоговорился на 9 июля, а потом (когда и 9-го контейнер не наполнился) - на 10-е. А увоз второго контейнера перенесли с 11 июля на 12-е.
Резюме: если контейнеров два, первый надо заказывать на ЧТ-ВС, а второй - на ВС-ВТ. Если один - на ПТ-ПН. Всё равно до игры и в процессе игры никто мусор не выносит.
И в качестве бонуса: в обоих контейнерах у нас случился небольшой пожар. Дело в том, что игроки последовали нашему совету про пожарную безопасность, и разводили костры в мангалах. Это очень хорошо! Но в следующий раз будем добавлять в организационные правила - «Не выбрасывайте в мусорный контейнер тлеющие угли».
Зато Юся прописала в правилах указания о том, какой мусор куда следует выкидывать. До раздельного сбора еще далеко, но первый шаг сделан. Нам кажется, правила сработали. Мы собрали много батареек, которые сдали отдельно, баллонов из-под газа и краски (хорошо, что их не было в контейнерах, см. абзац выше!), а также продуктов.
...
Финансовые итоги игры
Мироздание не дремлет! Высшие силы не позволили бюджету игры уйти в большой плюс. Слишком много вещей оказалось, я не побоюсь этого слова, проёбано - что-то украдено, что-то залито водой, что-то без вести пропало...
К счастью, мы были к этому морально готовы и делали финансовое планирование с запасом. В итоге небольшой профицит у игры всё-таки есть. Будем считать, что перехитрили судьбу!
Сам бюджет (таблица с расходами и доходами) будет выложен позже. Общие цифры уже посчитаны, осталось сделать детализацию и структуру.
Продолжение следует
В следующей части я планирую пройтись по остальным аспектам снабжения и логистики больших игр:
- АХЧ-заявки от других мастеров (сюжет, модели) и закупка необходимого;
- Вода и дрова (покупные) для игроков;
- Футболки и прочая «сувенирка»;
- Автобусы из города на полигон;
- Заказ строительных материалов через мастеров;
- Логистика на самом полигоне;
- Наемные грузчики;
- Питание в мастерском лагере.
UPD:
Читайте вторую часть отчета.