sd3

Новокурьяново. Backdate post

Nov 20, 2011 23:59



Гуляли вдвоём с Юлей, 20 ноября





Я намерен немного подробнее описать эту прогулку, поэтому, думаю, можно будет придать ей статус краеведческой, если никто не возражает конечно. Итак, возражений я не вижу, тем более, что вкупе со следующей прогулкой краеведческая ценность её только повышается. Но об этом ниже.

Целью прогулки в этот раз было село Новокурьяново. Это необычное село расположено межу Южным Бутово (и к нему административно относится) и Щербинкой. Село со времени своего основания (с 30-х годов) сразу было окружено испытательным жд кольцом ВНИИЖТа (диаметром около километра). Я прочитал, что все жители этого села являлись переселенцами из села Курьяново, что недалеко от Перервинского монастыря. Это нынешний район Печатники. Так вот, жителей выселили и стали строить станцию очистки сточных вод. Она стоит там и поныне - это Курьяновская станция аэрации - цель следующей прогулки.

А что касается жителей Новокурьяново, то они счастливо жили в железнодорожном кольце, пока окончательно не сошли с ума от постоянно катающихся и гудящих со всех сторон поездов. Мы с Юлей хотели на это посмотреть. (Точнее, я-то это уже когда-то видел и был немало впечатлён.)

Село Новокурьяново небольшое. Окружено полями. Со стороны Москвы есть лес.

Я позволил себе украсть из википедии картинку. Она очень наглядная:



Тут видно: испытательное кольцо ВНИИЖТа с посёлком в центре;
влево от посёлка уходит в сторону Щербинки единственная дорога из села;
в левом верхнем углу военный аэродром (мы видели, как туда садятся самолёты);
справа лес и в той же стороне Москва; наверху Южное Бутово и Московское метро

Итак, мы встретились в Щербинке на рассвете заполдень, даже уже несколько ближе к вечеру...



Центр Щербинки



Там же



Практически там же



Там же, чуть подальше

А потом пошли искать дорогу в Новокурьяново.

Я хотел обойти кольцо немного слева и выйти на ту самую единственную дорогу в село. Через некоторое время мы подошли к раскрытым жд воротам позади института ВНИИЖТ. С этой стороны можно попасть на задворки института. Внутри виднелись ржавые паровозы и какой-то народ. Мы прошли дальше и вдруг увидели, что по кольцу катается электричка (я потом засёк - она делала круг примерно за пять минут).

Перед нами оказалась довольно занятная конструкция - железнодорожный мост через ничто. Просто конструкция моста, стоящая на земле. Впрочем, некоторые её опоры стояли в бетонной ванне, наполненной водой. При первом взгляде на это сооружение, становилось ясно, что оно давно не используется. Рельсов сверху не оказалось, всё заросло деревьями. Таким образом мы нашли отличное место, чтобы выпить чаю с бальзамом.

Подкрепившись, мы спустились на дорогу и вошли в село. Смеркалось.

Село это довольно смешное. Аккуратненькое, совсем маленькое. На одном из дворов мы заметили гараж, на стене которого была нарисована натуральная туристическая карта Новокурьяново. Достопримечательностей конечно там указано не было - слишком было бы жирно, - но зато она давала совершенно чёткое представление об улицах и их дурацких названиях. (Я вычитал из той же википедии, что в 1986 году улицы с вполне вменяемыми названиями были переименованы зачем-то в номерные Железногорские. Я уверен, что это такой стёб над уже выжившими к тому времени из ума жителями. Если ты ничего в жизни не знаешь кроме паровозных гудков, то и улица у тебя должна быть 6-я Железногорская.)



Новокурьяново живописное



Юля тоже

Впрочем, нам вольно было ходить и издеваться над бедными селянами. Мы заценили памятную стелу в честь не вернувшихся с Войны новокурьяновцев и пошли качаться на качелях на школьный двор (да, в Новокурьянове есть школа!). Из школы нас прогнали. Мы вышли в поле и стали пить бальзам с чаем. Тут совсем стемнело.

Пить что-нибудь в поле - это на самом деле офигенно. Я всем рекомендую. Особенно здорово это делать ночью и зимой. Нет, я не шучу, я знаю в этом толк.

А выпив всё, что у нас было, мы подумали, что пора домой.



Живописное Новокурьяново



Опушка леса. Отсюда видны огни большого города - там Южное Бутово

Электричка немного отдохнула и опять начала нарезать круги. Я задумался, насколько быстро можно действительно сойти от этого с ума... Есть в этом что-то навязчивое.

К сожалению, мы не выбрались из кольца засветло. Это был большой прокол в моём плане. Пока перед нами шла еле видная полевая дорога, но я знал, что впереди болото и пустырь. В какую сторону идти, было ясно. Огни Бутово манили. Там было метро и цивилизация...

Но сначала надо было миновать диавольскую электричку.



Мы внимательно присмотрелись к ней и выскочили из кольца точно в пяти-минутную паузу. Идти по пустырю было интересно. Тут росла трава высотой по грудь. В сторону города не было видно ничего из-за слепящих огней. Мы шли наощупь, спотыкаясь, хотя, стоило оглянуться в сторону кольца, и там всё представало освещённым как на сцене. Я нашёл дорогу, которая некоторое время шла в нужную сторону, но потом пришлось с неё свернуть на тропинку. В темноте мы не заметили, как тропинка ушла под воду. Мы оказались в болоте. Это был, кажется, первый мороз, так что подморозило слабо и воды вокруг было достаточно. Пришлось пропрыгать обратно по кочкам и снова идти по дороге. Рискнув с другой тропинкой и перебравшись через ручей, наконец, мы выбрались к городской улице с бензоколонкой и жилыми домами.

Я помню, меня увлекли мысли о моём родном Левобережном районе, который за 10 лет до моего рождения тоже был форменной деревней. Паслись коровы у болот, бежали ручьи, можно было идти по грибы к ближайшему лесу. Теперь вся эта радость доступна жителям Бутово.

Счастливо спасшись от электрички и миновав болото, мы сели на метро и уехали домой.

---------------------------

Но с Курьяново не всё!
Это было только половиной истории. Потому что через неделю мы продолжили исследовать тему Курьяново и решились на обход Курьяновской станции аэрации по берегу Москвы-реки. Да, я не один год уже вынашивал мечты об этом маршруте, и наконец-то!

Москва, ж/д краеведение, Ж/Д, гифки, Краеведение Москвы

Previous post Next post
Up