sd3

Прогулки 2013. Яуза - ж/д ветка завода Кристалл

Dec 30, 2013 05:36

Наконец я заканчиваю флуд в жж. Итак, последняя прогулка.

Хоть это был и выходной с запланированной прогулкой (7 декабря), но восстал среди живых я только к вечеру. Так что о большой прогулке в этот день думать уже не стоило. Однако маленькую и приятную мы с Юлей всё же собирались предпринять. Решили пройтись по коротенькой веточке завода Кристалл, тем более, что это одна из последних московских веток, на которой я не бывал. Точнее говоря, бывал я только на её начале, до Серпа, но лучше обо всём по порядку.

Этой прогулкой я собирался убить двух зайцев - попробовать новое мытищинское пиво Жигули Бархатное, которое, я знал, продаётся в Сокольниках (что-то пока мало его), и пройтись по ветке. Соединяет две эти мысли река Яуза. И надо сказать, что эта прогулка в результате объединяет всё то, что я больше всего люблю в Москве - товарные ветки и малые реки. Всё тут есть для счастья. Стало быть, мы с Юлей оказались в Сокольниках, взяли пива и пошли гулять.







Моя с детства любимая модель Линкольна - Towncar 1990-го года



Оказались мы на улице Гастелло. Это деревянный дом 1903 года постройки



Гинекологическая больница №1.
Основана как Романовская больница при Покровской общине сестер милосердия в 1913 году в честь 300-летия царствовавшего Дома Романовых



Рабфаковский переулок



Площадь со всякими НИИ, мне нравится название института слева - Тяжпромэлектропроект



Вот и Яуза, по ней мы будем гулять. Вид с Рубцова моста



Сам мост



Вдоль Яузы чудеснейшим образом можно было бы рекреацианировать, если бы не шумный поток машин с обеих сторон,
плюс опять же вездесущее ТТК, которое появилось тут и опять нас... впрочем, об этом чуть позже



Идём вниз по течению. Этот район по обоим берегам занят кварталами МГТУ им Баумана и учреждениями так или иначе к нему относящимися



...



Госпитальный мост



...



Вот тут как раз шли мы шли, и незаметно подкралось столь нелюбимое мною ТТК, отрубив нам путь к отступлению. Для прогулок эта трасса - вреднейшая вещь.
В данном случае тротуар внезапно закончился и мы оказались на крыше автомобильного туннеля. Обратно идти очень далеко. Еле смогли перебежать на сторону зданий,
вымазавшись об ограждение. Никто и не подумал сделать тут пешеходного продолжения набережной или перехода



А перебежав, мы оказались у здания главного корпуса университета им Баумана



То самое место, не проходимое по набережной. И у меня такое, совсем смутное впечатление,
что раньше тут перейти как раз можно было: из университета - к реке

На викимапии тоже ругаются:
"Ловушка для пешеходов на набережной". Пешеходы, идущие с юга, попадают в неприятнейшую ситуацию - тротуар постепенно сужается. Пешеход идёт по узкому проходу, пролезая мимо столбов, затем тротуар исчезает. Все это дело обычно сопровождается крайне непристойными ругательствами. Остаётся либо пилить назад, либо подобно канатоходцу балансировать на узком бордюре, рискуя упасть с высоты на ТТК или в Яузу. Такая же ситуация для всех приходящих с севера."



Улица Радио



Яуза с Лефортовского моста



Красноказарменная улица. Слева Красные казармы, справа здание манежа Алексеевского военного училища

Тут дело дошло и до Бархатных Жигулей. Я оттестировал их в сквере манежа (Юля успела сделать это за пару недель до меня). Ну... должен сказать, что не плохо, однако меня смущает один тон, одна какая-то отдушка, которая кажется мне неприятной. Мой выбор среди тёмного пива по прежнему за Томским Бархатным и некоторыми сортами беларуского пива. Чорного Козла я давно перестал пить в виду его дороговизны, а калужский вариант не воспринимаю. Однако, вернёмся к казармам...



Так потихоньку и с приключениями мы добрались до Волочаевской улицы. Я почуял, что железка уже близко.
Слева Астраханские (Волочаевские) казармы, потом ставшие Военным институтом иностранных языков Красной Армии и сейчас наконец это Военный университет министерства обороны РФ



Ну, я же говорил, что железка близко. Я всегда это чувствую...

Теперь совсем кратко об истории этой железки.

Ветка к заводу Кристалл, так называемая Таможенная ветвь - старейшая московская товарная ветка. Основу её составляет соединительная ветвь от путей Нижегородского направления к Петербуржскому. Эта ветвь соединяла первые два московских вокзала - Николаевский (1851 г.) и Нижегородский, который был выстроен в 1861 году (вдоль современной Нижегородской улицы) (Курское направление открыто в 1866 г.). Тогда, после строительства Нижегородского, она и появилась. Ус от неё к месту, на котором сейчас стоит Кристалл, начал обозначаться на картах с конца 70-х годов XIX века. Тогда он заканчивался складами Северного общества на берегу реки Яузы. Развилка с основной ветвью находилась в районе её пересечения Второго Проломного проезда, который потом стал называться проездом Завода Серп и Молот, так как он делил территорию этого завода пополам. В поздний советский период, где-то в 70-х годах, Серп и молот, расширяясь, поглотил бывшую соединительную ветвь и разорвал её на своей территории (на месте примыкания ветви к главному ходу со стороны Курского вокзала до недавнего времени существовали подъездные пути сортопрокатного цеха). Впоследствии по направлению проезда Завода Серп и молот прошло ТТК, ветку при этом аккуратно пустили над туннелем автодороги. Но это уже конец ХХ-го века, а за сто лет до этого, в начале 80-х годов XIX века, вдоль самой соединительной ветви только начали строиться железопрокатные мастерские Юлия Гужона.

"В 1883 г. француз Юлий (Жюль) Гужон, сын обосновавшегося в 1845 г. в Москве Пьера Гужона, хозяина гвоздильного производства за Бутырской заставой, подал прошение московскому начальству: "разрешить железопрокатное производство, с постановкой машин и станков, на вновь устраиваемом мною заводе". Разрешение было получено, и в этом же году у Рогожской заставы появились мастерские Гужона, изготовляющие проволоку. В 1885 г. завод полностью выгорел, и по Москве ходили слухи, что сам хозяин и инициировал поджог - страховая премия была отнюдь не символическая. В 1890 г. Гужон поставил здесь первую мартеновскую печь, а с 1908 г. на заводе начался листовой прокат стали."

Завод же Кристалл возник уже в ХХ-м веке.

"В 1896 году указом министра финансов России Сергея Юльевича Витте в Российской империи была введена государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков.
В 1901 году монополия пришла в Москву. "Московский казённый винный склад №1", будущий завод "Кристалл", расположился на берегу Яузы, и являлся самым крупным и мощным предприятием. В год он должен был выдавать 2 млн. 100 тысяч вёдер вина (около 2,6 млн. декалитров), в то время как два других "склада" лишь по 1 млн. 50 тысяч вёдер (казённое водочное ведро - 12 литров).
На складе №1 в то время трудилось около полутора тысяч человек.
Открытие и освящение склада №1 состоялось 24 июня 1901 года. В начале своей истории завод производил всего три разновидности водки: "простую", "улучшенную" и "боярскую". Первоначально планировалось выпускать 600 тысяч вёдер водки высшего качества в год. Однако уже через неделю после открытия завода, ввиду огромного спроса на казённое вино высшей очистки, встал вопрос об увеличении его производства. Для этого было предложено: сначала увеличить число батарей (фильтров) для выпуска высококачественной водки, а затем и "перестроить весь склад ради выделки вина высшей очистки".
Будущий "Кристалл" с самого начала являлся передовым промышленным комплексом, оснащённым самым современным оборудованием и имевший многоступенчатую систему контроля качества продукции.
К 1914 году ассортимент выпускаемой продукции расширился до пяти наименований: теперь здесь выпускали водки "Московскую особенную", "Хлебное вино", "Столовое вино", "Горилку" и наливку "Запеканка". "Московская особенная" - пожалуй, самый знаменитый сорт русской водки, разработанный великим химиком Д. И. Менделеевым.
С 31 октября 1914 года завод был закрыт в связи с введением в стране "сухого закона" на период войны. Некоторое время в его здании располагался военный госпиталь, однако запрет на производство не был абсолютным. Складу №1 позволялось производить спирт для нужд армии и "учреждений народного здравия", отпускать вино иностранным гражданам и дипломатическому корпусу, выполнять заказы на поставку спирта союзнической Франции. Часть производственных мощностей была переориентирована на выпуск лекарственных средств на спиртовой основе."

Потом был советский период, а потом начался и последний период жизни завода.

"В январе 1987 года завод получает своё нынешнее название "Кристалл". В 1993 году регистрируется Открытое акционерное общество "Московский завод "Кристалл" и его торговая марка.
В 1998 году к основному производству ОАО «Московский завод «Кристалл» присоединен филиал - спиртовой завод в деревне Корыстово в Каширском районе Подмосковья.
Спиртзавод «Корыстово» ведет свою историю с 1883 года, когда помещики Литвиновы, братья Николай и Владимир, построили на берегу Оки Винокуренный склад №19.
С 1951 года завод плотно сотрудничает с ВНИИ ПБТ в развитии новых технологий по производству спирта, в Корыстово ведется активная научная работа. Некоторые новшества в технологическом процессе были внедрены на заводе впервые в спиртовой промышленности.
В 2009 году ОАО «Московский завод «Кристалл» начинает развитие новой производственной площадки по розливу ликероводочной продукции на филиале «Корыстово». Закуплены линии розлива на 6 и 12 тысяч дал, оборудованы цеха.
С апреля 2012 года производство ЛВИ в Корыстово запущено на полную мощность."

Линии завода Московский Кристалл были остановлены 15 мая этого года.

А с Серпом и молотом было так. В течение всего ХХ века завод развивался и наращивал мощности (хотя и несколько сдержанно, в виду нахождения его на территории Москвы и связанными с этим ограничениями), продолжая отстраиваться даже в 80-е годы, а с начала 90-х, как и везде, по всему бывшему СССР, начался спад производства. Восстановиться в своих силах заводу уже не удалось, он стал умирать. В начале этого тысячелетия по территории предприятия прошло ТТК. Вообще, ТТК в Москве - это как Рубикон в Италии или Исакогорка в Архангельске - пока не проедешь, туалеты не откроют. Вот и тут, пока ТТК не построено, вроде ещё что-то работает, но я отвлёкся. В 2008 году литейное производство и прокатный стан были перенесены в город Ярцево Смоленской области. Сейчас девелоперы ходят вокруг завода и никак не могут поделить территорию для застройки высотным жильём, выставочными центрами, многофункциональными торгово-офисными комплексами, телецентрами, медиапарками и прочим, что теперь строят в Москве.

С исчезновением двух основных заводов на этой ветке, со временем исчезнет и она сама. Теперь это дело недалёкого будущего.



Переезд на Волочаевской улице. Пересечение с трамвайными путями в одном уровне, что в Москве встречается сейчас всего в паре мест - на Измайловском валу и
на Симоновском валу, если заброшенную Симоновскую ветку до сих пор не разобрали, а то я давно там не был



Идём сначала посмотреть на завод



Вид обратно на переезд



Тут далеко ходить не надо, вот уже ворота завода Кристалл



Ручные стрелки обязаны быть воспетыми



...



Вид обратно на ветку. Я почему-то не сразу заметил, что светофоры погашены



Вид от ворот



Рядом с заводом храм Троицы Живоначальной у Салтыкова моста



Резервуар с краниками и окошками напротив музея водки



Корпуса завода



...



Юля в метель у Кристалла



...



Самокатная улица



Возвращаемся на ветку



...



Переезд на Волочаевской улице



За Волочаевской улицей слева освещает метель новопостроенный офисный центр



Раньше тут были продовольственные склады, и к ним даже шёл путь со стороны Серпа и молота.
За офисным зданием доживает последние дни 101-й центральный автомобильный ремонтный завод



Вид обратно к переезду



А справа за забором Трамвайный ремонтный завод, бывший Золоторожский трамвайный парк 1909 года постройки.
Про это предприятие пишут, что оно будет закрыто до конца 2013 года



В этом месте когда-то в староглиняные времена существовал подъездной путь к неким складам - это хорошо видно по забору.
Вообще, 50 лет назад весь район вокруг был целиком промышленный



Вид обратно



...



Спирт весь вышел...



...



...



Вот тут слева шёл путь к продовольственной базе



Близок конец открытого участка ветки



Золоторожский вал, путь заходит в монументальные ворота Серпа и молота



Навсегда погашенные светофоры



Переезд на Золоторожском валу



...



Недалеко от пассажирской платформы Серп и молот.
Бывшая Московская мебельная фабрика "Мосмебель". ММФ Мосмебель основана в 1925 году и является старейшим предприятием мебельной промышленности России. Теперь это офисы.
Возможно до 25 года это был один из корпусов Серпа и молота

Что касается части ветки от её начала на Нижегородской магистрали (теперь от МОЖД) и до Серпа и молота, а именно станции Северный пост, то я как-нибудь выложу оттуда фотографии. Частично можно на эти места полюбоваться тут и тут.

всё

спускайте шторы, ж/д краеведение, Ж/Д, Яуза

Previous post Next post
Up