"Архиерей N-ский "M" не восстанавливает (не строит) в своей епархии храмы!"

May 11, 2013 17:53

Путешествуя по ЖЖ, часто приходится встречать вынесенное в заголовок концентрированое возмущение малосведущих в теме людей.
Чтоб не переписывать по много раз одно и то же, решил свести все в один пост, и потом просто давать сюда ссылки.

Для начала - общий момент.
Епископ (архиепископ, митрополит, Патриарх) храмов не строят. Нет, конечно, епархия и даже Патриархия может, при необходимости и по возможности, помочь в восстановлении или строительстве храма. Но - именно помочь, а не построить (или восстановить) и преподнести на любование всем желающим храм-как-конфетку, на блюдечке с голубой каёмочкой. Инициатива восстановления или строительства храма ВСЕГДА исходит от христиан - настоящих или будущих прихожан этого храма. И так, кстати говоря, и было всегда - достаточно посмотреть-почитать истории разных дореволюционных храмов. В разделе "Построен" всегда найдется запись вроде "По ходатайству и на деньги крестьян села А (или мещан города Б)", "Построен купцами семьи Л.", "...отставным полковником от кавалерии Д.", иногда - "По высочайшему повелению Его Императорского Величества...".
То есть, каждый построенный храм всегда АДРЕСЕН, всегда есть человек или группа людей, принимавших деятельное участие в его постройке (перестройке, восстановлении после нашествия врага, ...)
Дело в том, что храм - не комбинат бытовых услуг, не магазин и не мануфактура - которые кто-то строит, а окружающие потом просто "пользуются услугами" или "приобретают товары". Любой храм строится там и тогда, когда у живущих вблизи людей (а иногда - и не совсем вблизи, если храм, скажем, находится на месте некоего знаменательного события) возникает в нем насущная необходимость.

Точно такой же порядок сохранился и ныне.

Если где-то возникает необходимость построить (или возродить) храм, то первым делом собирается инициативная группа людей (она же - община храма, она же - приход). Община регистрируется в Минюсте как религиозная община, выбирает правящий орган общины (старосту, казначея),  получает юрлицо, и подает в местные органы власти заявление с просьбой выделить территорию под постройку храма (если храм предполагается восстанавливать - то обращаться к власти необходимости нет, все руины Законм ельцинских времен и так переданы формально во владение РПЦ) и прошение к правящему архиерею епархии о благословении строительства (или восстановления) и назачении священника-настоятеля храма. Прошение, естественно с подписями.

После благословения и назначения священника и начинается собственно строительство или восстановление, в основном - силами и на деньги заинтересованных прихожан. Епархия же, по мере финансовых возможностей и ввиду стараний и рвения самой общины может тоже помочь - деньгами, материалами, а иногда - и направлением богатых жертвователей. Просто порой в епархию обращаются в той или иной мере богатые люди с примерно такой речью: "Владыка, я богат, хочу помочь Церкви, но вот не знаю, как именно помочь..." И, если в епархии есть такая старательная, но финансово бедная община, то архиерей и ответит: "А знаешь, раб Божий, в селе таком-то люди храм строят (восстанавливают), да денег им не хватает. Пойди, помоги им!"

В общем, все по Евангелию: "Ищите, и обрящете, просите, и дастся вам!"

Иногда порядок может немного меняться - инициативу может проявить священник какой-либо церкви, тогда за благословением к архиерею обращается именно он, но дальше - все так же, собирается община, и т.п.
Так обычно бывает в городах, где на окраинах часто явно не хватает зданий храмов, и в праздники существующие набиты буквально битком, части прихожан даже не удается войти внутрь на службу.

Но, в любом случае, инициатива всегда идет снизу - "Благословите, Владыко, и помогите храм Божий поставить", а не сверху: "Вот, храм для вас, братья и сестры, построили, берите и пользуйтесь!"

А инициативы снизу часто просто нет. Где-то и желающие вроде бы есть, да мало их, или неинициативны они - привыкли, что все само в руки упасть должно: "Вот пусть только построят (восстановят), а мы уж тогда!!!", а в абсолютном большинстве случаев - просто нет людей вокруг заброшенных и разрушенных сельских храмов. Вымерли, опустели деревни и села на христиан, сперва после раскулачивания, потом индустрализации и "раскрестьянивания", длительного периода атеизации, потом - "Перестройки и демократизации", сопровождавшихся совершенно наплевательским отношением к деревне и селу.
И такое наплевательство, кстати, продолжается буквально до настоящего момента - чего стоит одна политика "повышения эффективности учреждений образования и здравоохраниния", приводящая, по сути, к ликвидации последних сельских школ и амбулаторий. А приведет это к постепенному вымиранию последних, чудом выживших сел и деревень: кто ж поедет туда жить (или даже останется там!), если ближайшая школа - за 25 км, а школьный автобус то ли есть, то ли нет (спасибо Медведеву, по его инициативе прекратили выпуск "коробочек"-КАвЗов":


дескать, "некомфортные они, нельзя на таких "скотовозах" возить детей - цветы жизни!". А поразмыслить и понять, что по нашим "направлениям" комфортные автобусы-пузотерки просто не пройдут, завязнут и развалятся - это уже выше "царского разумения", он к московским-питерским дорогам привык), а если и есть еще - то то ли ходит, то ли сломался опять; если до ближайшей не то, что больницы - простой поликлиники все те же 25 км, да на рейсовом автобусе, который четырежды в сутки ходит (если ходит), а до шоссе и автобуса 5 км пехом топать, а случись что - скорая или пожарные приедут часа через полтора-два (вспомним недавний пожар в психбольнице в Раменском - пожарным пришлось добираться около часа, и это в относительно благополучном Подмосковье!).

Так что улучшений в этом плане пока не просматривается никаких, нет пока шансов на массовый возврат людей в деревни, а значит - и на восстановление заброшенных сельских храмов...

Можно, конечно, задать вопрос: "А почему РПЦ, такая богатая, не восстановит сама, своими силами и средствами, эти храмы?"
Ответов больше одного.
Во-первых, много, чудовищно много их, забытых-заброшенных храмов. Достаточно, например, зайти в сообщество ru_abandoned, и поискать по тэгам церковь, церкви или храм, да посчитать навскидку количество, да поглядеть на состояние, да прикинуть расходы на восстановление (нигде меньше десятка миллионов не обойдется, а в большинстве случаев - на порядкок-два больше!). И станет понятно - нет у Церкви таких средств, и никаких "часов и лимузинов Патриарха" не хватит на такое восстановление.
Во-вторых, пусть даже хватило бы. И дальше что? Ну, восстановили, отреставрировали, храм-конфетка, любители архитектуры, случайно попавшие в эту глушь, восторгаются. Но ведь в храме надо службу вести, а кто на нее придет? Глянуть, например, в Викимапии любой из таких храмов, да прикинуть села-деревни в радиусе хотя бы 10 км (между прочим, два часа хорошим туристическим ходом!), да посчитать всех жителей в них - выйдет от ста до трехсот человек. А если еще и сообразить, что там обычно доживают древние старики да старухи, которым не то, что 10 км - в соседний лесок за хворостом сходит - уже подвиг, да учесть, что данные обычно от 2004-2006 годов, а сколько тех стариков-старух поумирало за прошедшие годы (этого никто не знает), то станет совершенно ясно - не будет у этих храмов никакого прихода в обозримом будущем. Зато прохожие да проезжие любители "прибрать то, что плохо лежит" имеются в избытке, и ен постесняются многие из них и храм пограбить. Значит, сторожа надо держать еще при пустом храме, да не дедка с ржавой берданкой - народ-то нынче дерзкий. А если не держать сторожей - то лет за пять восстановленный храм без людей снова в то же состояние придет, будто и не восстанавливали.

Вот такая печальная действительность вырисовывается...

богоборцы, Православный ликбез, православное

Previous post Next post
Up