Я знаю, что многие ждут от меня прежде всего красивых фотографий, но дело в том, что мне хочется не только показать, что мы видели, но и самой разобраться в некоторых не до конца понятых на месте вещах, а разобравшись, записать то, в чём разобралась, хотя бы для себя :) Большие куски буду прятать, если вам неинтересно - просто не открывайте!
Несмотря на то, что, как уже упоминалось, я много читала о Японии до этой поездки, некоторые вещи при непосредственном знакомстве с ними стали для меня настоящим открытием. И первое и главное, пожалуй, это потрясающий религиозный синкретизм и религиозная толерантность и заметное даже постороннему глазу участие религии в повседневной жизни простых японцев.
Именно в жизни. В стране зарегистрировано около 200 тысяч различных религиозных организаций и учреждений - храмов, церквей, сект. Большинство из них - синтоистские, чуть меньше буддистских, но есть и другие, принадлежащие христианству, исламу, иудаизму, даосизму. В их ведении находится треть всех частных детских садов, более половины начальных школ, примерно треть средних школ и колледжей, четверть университетов, большое число больниц, домов для престарелых, детских приютов и домов инвалидов. Они владеют многочисленными музеями и художественными галереями, библиотеками, издательствами, интернет-порталами, другими культурными учреждениями и спортивными сооружениями. Даже один из символов Японии, гора Фудзи принадлежит синтоистскому храму Хонгю Сенген, в котором с 1606 года хранится дарственная сёгуна Токугава Иэясу о передаче Фудзи святилищу, а в 1974 году её подлинность подтвердил верховный суд Японии.
Храмы, святилища и алтари, и буддистские, и синтоистские, - неотъемлемая часть пейзажа любой местности, как городской, так и сельской. Куда бы вы не пошли, вы обязательно увидите храм, есть большие, маленькие, а есть просто крохотные для нескольких семей на улице. Все, в основном, действующие, даже те, что являются музейными ценностями и туристическими объектами. Все они почитаемы и посещаемы. В каждом доме чтят своих богов. Но вот не создалось у меня при этом ощущения идолопоклоничества, истовой веры, какой-либо богобоязни. Как-то, в основном, это выглядело очень обыденно, почти по-семейному :) Шёл человек мимо храма по своим делам, подошел к храму, поклонился, в ладоши ударил, пообщался с богами, поблагодарил и дальше пошёл. Быть может, просто не заметила пафоса, не знаю. Меня это так в Японии удивило, что, вернувшись домой, я попыталась хоть как-то разобраться в правильности своих впечатлений о религиозности японцев.
Синтоизм был прежде всего народной религией, регулирующей повседневную жизнь японской общины и поддерживающей национальное самосознание через идею божественного происхождения правящей династии и самих жителей страны. Но, поскольку буддизм был весьма популярен у японской аристократии, было сделано всё для того, чтобы не допустить межрелигиозных конфликтов. Японский буддизм не враждовал с другими религиями и признавал их богов. К синтоистским божествам - ками он отнесся так же, как и к другим - они рассматривались как страдающие существа, нуждающиеся в спасении. Сначала ками были объявлены покровителями буддизма, позже некоторых ками стали ассоциировать с буддийскими святыми. В конечном итоге сложилось представление о том, что ками, как и люди, могут нуждаться в спасении, которое достигается в соответствии с буддийскими канонами.
На территории храмовых комплексов синто стали размещать буддийские храмы, где проводились соответствующие обряды, буддийские сутры читались и непосредственно в синтоистских святилищах. Когда буддизм стал государственной религией Японии, в синтоизм было перенесено множество элементов культа из буддизма. В святилищах синто стали появляться изображения будд и бодхисатв, начали отмечаться новые праздники, заимствовались детали ритуалов, ритуальные предметы, архитектурные особенности храмов. Подобно тому как будда почитались на территории храмов ками, так со временем и буддийские храмы также обзавелись святилищами ками, защищающих будду. Появились смешанные синто-буддийские учения.
В идейном отношении влияние буддизма проявилось в том, что в синто появилась концепция достижения гармонии с ками через очищение, под которым понималось устранение всего лишнего, наносного, всего того, что мешает человеку воспринимать окружающий мир таким, какой он есть на самом деле. Сердце человека, который очистился, подобно зеркалу, оно отражает мир во всех его проявлениях и становится сердцем ками. Человек, обладающий божественным сердцем, живёт в гармонии с миром и богами, а страна, где люди стремятся к очищению, благоденствует. При этом, с традиционным для синто отношением к ритуалам, на первое место ставилось реальное действие, а не показное религиозное рвение и молитвы.
Хотя буддизм являлся официальной государственной религий с VIII века вплоть до 1868 года, синтоизм не только не исчез, но и всё это время продолжал играть роль идеологической основы, объединяющей японское общество. Несмотря на уважение, оказываемое буддийским храмам и монахам, большинство населения Японии продолжало исповедовать синто.
После периода феодальных войн объединение страны, проведённое Токугавой Иэясу, и установление военного правления (1603-1868) привели к усилению позиций синто. Миф о божественности императорского дома стал одним из факторов, обеспечивающих целостность объединённого государства. Тот факт, что страной император фактически не управлял, не имел значения - считалось, что японские императоры поручили управление страной правителям клана Токугава. В то же время государственный буддизм использовался в качестве удобного орудия по искоренению получившего в Японии распространение христианства, а также помогал властям осуществлять негласный надзор за населением. Каждая семья была приписана к конкретному храму (независимо от личных симпатий к определелённой школе), в котором должна была регистрироваться.
В этот период под влиянием морально-этического учения конфуцианства, сложилось синтоистское учение кокутай (буквально - «тело государства»). Согласно этому учению, ками живут во всех японцах и действуют через них. Император - живое воплощение богини Аматэрасу, и должен почитаться наравне с богами. Япония - государство-семья, в которой подданных отличает сыновняя почтительность к императору, а императора - родительская любовь к подданным. Благодаря этому японская нация является избранной, превосходит все другие по силе духа и имеет некое высшее предназначение.
После восстановления императорской власти в 1868 году император был немедленно официально провозглашён живым богом на Земле, а синто получило статус обязательной государственной религии. Первосвященником был также император. Все храмы синто были объединены в единую систему с чёткой иерархией: высшее положение занимали императорские храмы, в первую очередь - храм Исэ, где почитали Аматэрасу, затем государственные, префектурные, уездные, деревенские. Многие буддийские храмы были закрыты, однако это не свидетельствовало об окончательной утрате буддизмом своих позиций. Когда в 1882 году в Японии была установлена свобода вероисповедания, синто, тем не менее, сохранило статус официальной государственной религии. Её преподавание было обязательным во всех учебных заведениях.
Государственный статус синто утратило в 1947 году, после принятия новой конституции страны. Император перестал считаться живым богом и первосвященником, оставшись лишь в качестве символа единства японского народа. Синтоизм стал одной из религий, распространённых в Японии.
В настоящее время подавляющее большинство населения Японии официально считается последователями буддизма, хотя отношение японцев к религии проявляется преимущественно на внешнем уровне, прежде всего как к части традиции. К тому же следует учитывать, что храмовый синтоизм рассматривает свою веру и свои храмы как нечто совершенно особенное, специфически японское и коренным образом отличающееся от веры и церквей иных религий. Поэтому совсем не порицается и считается в порядке вещей двоеверие, когда прихожане синтоистских храмов одновременно являются буддистами, христианами или последователями других ветвей синтоизма. На сегодняшний день обе основные религии сосуществуют, поделив сферы влияния: буддизм взял на себя погребальные и заупокойные обряды, синтоизм обслуживает людей на этом свете, например при свадебных церемониях. Японцы стойко придерживаются традиционной семейной обрядности, которая так или иначе связана с религией. Соблюдение обрядов считается необходимым условием приличий и достойного общественного поведения.
Вековое культивирование синто в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает ритуалы, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Японец обычно не стремится вникать в суть и происхождение синто, для него это и история, и традиция, и сама жизнь. Такое положение порождает парадоксальную ситуацию: с одной стороны, буквально вся жизнь Японии, все её традиции пронизаны синтоизмом, с другой - лишь немногие из японцев считают себя приверженцами синто.
Ну вот, теперь можно вернуться в парк Уэно и пройти к ещё одной сохранившейся от пожара 1868 года постройке буддистского монастыря Кэнъедзи - святилищу Тосёгy.
Впрочем, нет, придётся сделать ещё одно отступление и хотя бы немного поговорить о личности и судьбе Иэясу Токугава - военного правителя, основавшего последний японский сёгунат.
Токугава Иэясу родился в 1543 году, в небольшом самурайском роде Мацудайра, его отец был даймё (князь-правитель) провинции Микава. Однако детство он провел политическим заложником у соседних правителей, которые использовали слабых Мацудайра в своих политических играх. Сначала западный сосед в надежде на отказ рода Мацудайра от союза с врагами похитил шестилетнего ребёнка и на три года заточил его в монастырь. За это время будущий сёгун подружился с сыном своего похитителя, Одой Нобунагой, а его отец погиб, и род Мацудайра остался без главы. Затем восточный сосед, глава клана Имагава, сумел захватить в плен другого сына Оды и согласился обменять его на девятилетнего сына своего вассала. Однако не отпустил ребёнка, а поселил у себя в замке в Сунпу, планируя воспитать в нём безоговорочную верность и ликвидировать формальную автономию его владений. Фактически тот снова стал политическим заложником.
Хотя будущий сёгун попал в род как заложник, Имагава относились к нему как к члену семьи. Юноша получил не только новое имя, но и лучшее по тогдашним меркам образование, и стал сначала приёмным сыном, а потом, благодаря браку, родственником главы рода Имагава Ёсимото. В 1557 году Имагава поручил ему войска, с которыми он успешно выиграл свою первую битву на западной границе.
В 1560 году семнадцатилетний военачальник возглавил авангард армии Имагавы, напавшей на владения Оды Нобунаги, друга его раннего детства. Смерть Имагавы в сражении развязала руки бывшему заложнику. Он сумел безопасно вывезти из владений Имагавы жену и сына и захватить свой родовой замок, а затем открыто выступить против рода своего вынужденного сюзерена. В 1562 году молодой глава рода Мацудайра заключил союз с Одой Нобунагой, по которому обещал воевать с врагами на востоке. Ещё через год в знак окончательного разрыва с родом Имагава он изменил данное ему при совершеннолетии имя на Мацудайра Иэясу.
Первоочередной задачей для Иэясу стало создание собственной администрации и восстановление экономики в принадлежащей ему провинции Микава. Объединив земли провинции, он в 1566 году получил от императорского двора титул Микава но ками (Защитник Микава) и изменил свою фамилию на Токугава, потомков древнего рода Минамото. Под этим именем Иэясу Токугава и вошёл в историю.
Я не буду вдаваться в подробности политических и военных деяний Иэясу в 1560 - 1580-х годах, в результате которых Токугава удалось значительно расширить свои владения на восток и усилить военно-экономическую мощь.
В 1582 году, после неожиданной гибели от руки политических противников его сюзерена и союзника Оды Нобунаги, Иэясу вступил в борьбу за его наследство, однако проиграл её Тоётоми Хидэёси и был вынужден в конце концов в 1586 году признать себя вассалом последнего. В сентябре 1587 года Хидэёси, который в прошлом году получил от императора аристократическую фамилию Тоётоми, выпросил у двора должность императорского советника для Иэясу и отблагодарил его тем самым за признание своего сюзеренитета.
1590 году войска Тоётоми Хидэёси и всех подконтрольных эму даймё, включая Иэясу, количеством в двести тысяч самураев окружили Эдо - главную цитадель обладателя региона Канто Го-Ходзё - и за несколько месяцев осады взяли её. По приказу Хидэёси завоеванные земли были переданы Токугаве, взамен его старых родовых владений. Хотя прибыль новых земель был выше старых, власть Иэясу в них была непрочной - он оставался «чужаком» для большинства местной знати. Кроме этого, большая часть земель была свободная, а коммуникации не развиты. Несмотря на эти трудности, Иэясу и его вассалы смогли за короткий срок поднять экономику региона Канто, отремонтировать транспортные пути, построить крепкие замки и открыть много портов международной торговли. За десять лет была создана мощная социально-экономическая база, которая в будущем обеспечила победу Иэясу в борьбе за объединение Японии и стала новым политическим центром Японии.
После кончины Тоётоми Хидэёси в 1598 году Иэясу воспользовался внутренними распрями в его роду. Он возглавил радикальную военную группировку вассалов Тоётоми, и в битве при Сэкигахара в 1600 году ликвидировал «мозговой центр» враждебной семьи, после чего стал фактическим правителем Японии.
В 1603 году 60-летний Иэясу Токугава получил от императора титул «Великого сёгуна завоевателя варваров». Он создал в Эдо новое самурайское правительство - сёгунат. Это был третий и последний сёгунат после аналогичных, созданных родами Минамото и Асикага. Господство нового правительства под управлением клана Токугава продолжалось более 250 лет.
В 1605 году Иэясу передал титул сёгуна своему сыну Токугаве Хидэтаде. Этим он хотел избежать проблемы наследования и ослабления рода, которые уничтожили достижения его предшественников - Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. Все рычаги власти Иэясу продолжал держать в своих руках.
В 1607 году Иэясу перенес свою резиденцию в город своей молодости Сунпу, оставив в замке Эдо своего сына. В Сунпу отставной сёгун занимался созданием правительственной системы, которая бы гарантировала долговечность его сёгунату.
В 1611 году Токугава посетил коронацию императора Го-Мидзуноо в городе Киото. Во время этого визита Иэясу заставил своего формального сюзерена, Тоётоми Хидэёри, сына Тоётоми Хидэёси, прибыть к нему в столицу. В японском обществе того времени особы выше по социальному статусу не посещали низших. Поэтому посещение Иэясу сюзереном Тоётоми Хидэёри толковались средневековыми японцами как неформальное признание родом Тоётоми власти сёгуна как высшей. За два года последующих года Токугава сумел ограничить права столичных аристократов и императорского двора, которые к тому моменту часто вмешивались в японскую политику, натравливая самурайские роды друг на друга.
В свою очередь первый сёгун принял все меры для уничтожения рода Тотоёми, существование которого оставалось препятствием на пути окончательного объединения Японии. Истощив казну своего формального сюзерена, он начал войну против него. В двух осакских кампаниях (1614 и 1615 гг.) Токугава удалось окончательно ликвидировать Тоётоми и объединить страну под своим началом.
В отличие от Оды Нобунаги, который поддерживал отношения с Португалией и Испанией, а также способствовал распространению католичества в Японии, Токугава предпочитал отношения с протестантскими Нидерландами. С 1605 года консультантом Иэясу в вопросах европейской политики стал английский моряк и голландский агент Уильям Адамс. Благодаря советам последнего, сёгуны Токугава начали проводить политику истребления христианства в стране, которая привела к закрытию Японии для Запада. Монополию иметь отношения и торговать с японцами получили только голландцы. А в 1614 году Иэясу издал указ, который запретил пребывания «белых» иностранцев и христиан в его стране.
Наконец, в 1615 году Токугава издал «Уложение о самурайских родах» («Букэ сё хатто») , определявшее нормы поведения самурая на службе и в личной жизни, где в сжатой форме были кодифицированы традиции военно-феодального сословия Японии (бусидо), ранее передававшиеся устно. Самураи были преобразованы из воинов-землевладельцев в безземельных городских чиновников.
Став полновластным и единственным правителем Японии, даровав японцам долгожданные мир и стабильность, Иэясу в 1616 году был награжден императором должностью главного министра страны дайдзё-дайдзин. Однако через несколько месяцев после этого он тяжело заболел.
22 мая 1616 года, в 10 часов утра, 73-летний Иэясу умер в замке Сунпу.
Похоронен "первый сёгун" был в своей вотчине, в Сумпу (совр. г. Сидзуока).
Через год после смерти Иэясу Токугава, в 1617 году ему было предоставлено посмертное имя Тосё-Дайгонгэн (东照大権现 «Великий бог-спаситель, что озарил Восток»), под которым он был зачислен в список японских божеств ками. Над могилой сёгуна был воздвигнут первый храм, посвящённый новому божеству - Кунодзан Тосёгу. Кроме того тосё-гу (а так называются все синтоистские храмы, посвящённые новому ками Тосё) были построены на землях всех родственных кланов: в Эдо, Кавагоэ, Хиросаки, Нагое, Вакаяме и Мито. Хотя наибольшее число храмов тосё-гу появилось в XVII веке, их продолжали строить вплоть до конца XIX, и сейчас по всей Японии их насчитывается около сотни.
Храм Уэно Тосёгу (Ueno Toshogu Shrine) основал последователь Иэясу по имени Тода Такатора (1556-1630) на территории своей усадьбы. Построенный в 1627 г. и перестроенный в 1651 г. этот сложный комплекс является одним из немногих сохранившихся в Токио сооружений периода Эдо. Здесь был временно перезахоронен прах великого Токугава Иэясу до того, как его перенесли в главный храм Тосёгу в Никко.
Комплекс начинается массивными каменными воротами тории, открывающими аллею с огромными каменными фонарями.
Тории, вероятно, самый узнаваемый символ Японии, эти ритуальные ворота без створок, из двух столбов, соединённых поверху двумя перекладинами, ведут в потусторонний мир, где каждый пришедший может пообщаться с божествами ками. За воротами тории находятся ещё одни, деревянные, в китайском стиле.
Под их крышей закреплены таблички вроде как с именами жертвователей. Кроме них на воротах можно увидеть множество бумажных наклеек сунсяфуда - с именами не столь благочестивых, сколь тщеславных паломников. Это что-то вроде нашего "здесь был Вася", только менее разрушительно. Обычай оставлять наклейки со своими именами был моден вплоть до недавнего времени, пока храмовые и муниципальные власти не стали с ним усиленно бороться. Но старые наклейки никто не соскабливает.
Аллея старинных каменных фонарей-стражей, выстроившихся вдоль дорожки, поневоле настраивает на торжественный лад.
Ещё множество фонарей, но уже не каменных, а металлических составляют целую рощу у входа в храм.
Апрель 2010 г. Рядом - колодец для ритуальных омовений
и молитвенный колокол в форме специфического бочонка.
Апрель 2010 г. Каменных фонарей вроде как две сотни, а металлических - 48 (хотя в некоторых источниках написано наоборот). Мы не считали :)
Апрель 2010 г.
Фонари в свое время были подарками сильных мира сегуну в знак верности и почтительности. Они не использовались для освещения - в них зажигали огонь только во время ритуальных действий в храме.
Апрель 2010 г.
Апрель 2010 г. Здание храма носит название Konjikiden (Золотой дворец) и является великолепным образцом архитектурного стиля гонгэн. Оно знаменито резьбой в китайском стиле и росписями мастеров школы Танъю Кано в зале для молитв (конец XVI века) и считается национальным сокровищем. Строительство святилища было закончено в 1651 году, и с тех пор оно сохраняется без изменений, но несколько лет назад было закрыто на реставрацию. Весной 2010 года можно было видеть только изображение храма на полотнище, закрывающем леса.
Апрель 2010 г. В этот раз мы смогли увидеть отреставрированный кусочек знаменитых ворот Карамон (Karamon), которые украшены изображениями китайских драконов, вырезанных известным скульптором XVII века - одноруким мастером Дзингоро Хидари.
Таблички-эма. На них почему-то изображен толстый довольный котяра с цветком пиона :)
Кагурадэн - сцена для ритуальных танцев. Апрель 2010 г.
В 1990 году на территории святилища Тосёгу был открыт памятник жертвам Хиросимы и Нагасаки с вечным огнём и традиционными гирляндами бумажных журавликов.
Аллея каменных фонарей святилища Тосёгу - одно из лучших мест, чтобы любоваться пятиярусной пагодой XVII века Канъэйдзи Годзю-но то. Это еще одно из немногих сооружений, оставшихся от храмового комплекса Канъейдзи, пережившее и землетрясение, и войну, сейчас оно находится на территории зоопарка Уэно.
На этом фото не очень заметно, но пагода тоже закрыта на реставрацию и укутана в строительное полотно.
Кстати, белые цветы - это камелия. Хотя зима ещё не началась, во многих местах цветы уже появились.
Первым настоятелем монастыря Канъэйдзи был знаменитый монах Тенкай (1536-1643). Принявший сан священнослужителя в возрасте 11 лет, он со временем занял самые высокие позиции в буддийской секте Тендай. Тенкай получал большую поддержку от Токугава Иэясу. Не обошли его вниманием и сын, а затем внук великого сёгуна - Хитедата и Иэмитсу. После смерти Иэясу, именно Тенкаю поручили провести священные ритуальные действия, в результате которых бывший сёгун получил посмертное имя Тосё и стал божеством для нации. Он же выступал главным кольсунтантом при строительстве храмового комплекса Тосёгу в Никко. Текай прожил очень долгую жизнь: он умер в возрасте 108 лет и по завещанию был похоронен на горе Никко. Для увековечивания его памяти, в парке Уэно была установлена небольшая пагода, которая носит название Hair Pagoda. Говорят, что в ее основании хранится прядь волос великого монаха. Мы эту маленькую пагоду во время прогулки по парку пропустили, так что я украла фото из сети :)