Токио. Асакуса. Часть 1. По большей части историческая.

Jan 27, 2014 10:25

Облака вишневых цветов!
Звон колокольный доплыл… Из Уэно
Или Асакуса?
(Басё)

До Реставрации Мэйдзи 1868 года, когда нынешний Токио еще носил название Эдо, город был разделен на две основные части - Яманотэ (холмистая местность вокруг сёгунского дворца, где проживали князья-даймё и самураи) и Ситамати (более низменная и потому менее комфортная зона обитания купцов и ремесленников). Своеобразная историческая память о прошлом этих кварталов сохраняется до сих пор. Кварталы Яманотэ, цепочкой протянувшиеся по вершинам городских холмов, остаются престижной жилой зоной столицы, где сконцентрированы учреждения культуры и образования.

Северные районы Токио, Асакуса, Уэно и Икэбукуро, представляют город в его традиционном, восходящем к древности виде. Бывшие уголки "нижнего города" Ситамати - Канда, Асакуса, Нихомбаши - сохранились как центры торговли, коммерции, где предпочитают обитать представители именно этих профессий. Асакуса (яп. молодая, невысокая трава) - центр Ситамати, название его отсылает к низине у реки Сумиды, в которой селились ремесленники и торговцы.

Квартал Асакуса знаменит своими торговыми аркадами, кинотеатрами, ночными клубами, но центром района, безусловно, является старейший и наиболее почитаемый в Токио буддийский храм Сэнсодзи (Sensoji), более известный как храм Асакуса Каннон (Asakusa Kannon).



Согласно легенде - о! до чего же мне нравятся японские легенды, сохраняющие не только память о событиях, но и точные их даты и имена участников! :) - , так вот, согласно легенде, 18 марта 628 года двое братьев Хаманари Хиконума (Hinokuma Hamanari) и Такенари Хиконума (Hinokuma Takenari) ловили рыбу в низовьях реки Сумида-гава недалеко от небольшой деревеньки Асакуса, что была рядом с переправой через реку в двух часах ходьбы от Эдо, и вытащили из реки маленькую (всего-то 5 см высотой) позолоченную статую Каннон - божества милосердия (другие имена Кандзэон, Гуаньинь, Авалокитешвара). Не зная, что с ней делать, они швырнули фигурку обратно в реку, но та якобы возвратилась к ним опять. Несколько раз пытались братья освободиться от навязчивой Каннон, а она упорно приходила к ним снова и снова.



Гравюра Андо Хиросигэ "Рыбаки достают статую Асакуса Каннон"
Тогда братья принесли свой "улов" старосте деревни Найджи но Накамото (Haji no Nakatomo). Староста понял, что фигурка послана жителям этой бедной деревеньки неспроста, и пожертвовал свой собственный дом, превратив его в небольшой буддийский храм, чтобы жители деревни имели возможность возносить молитвы милосердной Каннон. Сам Найджи но Накамото принял обет как буддийский монах и провел остаток своей жизни в служении бодхисаттвы Каннон. После серии пожаров, уничтожавших постройки, но не саму статую, на этом месте в 645 году было построено специальное сооружение, теперь старейший храм в Токио. Храм назвали Сэнсодзи - записывается теми же иероглифами, что и Асакуса, а читается по-другому. Согласно Oei Engi, хронике, написанной в 15-16 столетии, единственной описывающей строительство храма Сэнсодзи, в 942 году военноначальник Тайра но Кинмаса (Taira no Kinmasa) перестроил храм и построил новые ворота и пагоду. Говорят, что в храм Асакуса Канон приходил Иэясу Токугава испросить благоволения богов перед решающей битвой при Секигахара (Sekigahara), принесшей ему победу и власть, и изменившей ход движения всей страны на многие десятилетия. Деревенька Асакуса же оставалась до периода Эдо просто деревней рядом с переправой через реку.



Гравюра Андо Хиросиге. Вид на монастырь Кинрюдзан и мост Адзумабаси
Всё изменилось после того, как Токугава Иэясу стал сёгуном и сделал Эдо столицей своего правления.

Богатые купцы и путешественники, направляющиеся в Эдо, останавливались здесь на отдых перед последним этапом своего пути. А когда в 1657 году Йошивара - известный публичный дом невдалеке от Нихомбаши - переселили севернее, Асакуса оказалась на полдороге между городом и его предместьем, в котором кипела ночная жизнь, и в свою очередь стала кварталом развлечений. На узких улочках и аллеях вокруг храма Сэнсодзи расположились лавки с игрушками, сувенирами и сладостями.



Фрагмент свитка "Сцены летом в Асакуса". Школа Sumiyoshi. 1716-1736
По клику на картинку можно увидеть остальные фрагменты свитка. Поверьте, там есть, что поразглядывать :)
Здесь можно было увидеть выступления акробатов, жонглеров и бродячих музыкантов, зайти и попробовать сакэ, были здесь и знаменитые чайные домики. Рыбацкая деревня превратилась в увеселительный район Асакуса: соседство с великим храмом не смущало владельцев публичных домов и питейных заведений.



Храм Сэнсодзи на реке Сумида, гравюра 1820г.
Когда в 1840-х годах театры Кабуки и Бунраку были изгнаны из центрального Эдо, они осели в квартале, что между Сэнсодзи и современной Кокусай-дори. И хотя театры Кабуки находились в Асакусе не столь долго, однако благодаря им за кварталом прочно установилась репутация квартала увеселений.



Андо Хиросиге.Ночной вид на квартал Сарувака-мати (Гравюра из серии "100 видов Эдо")
Квартал, где расположились труппы театра Кабуки, назывался Сарувака-мати. Театры располагались в одном ряду с западной стороны квартала. На крышах этих зданий сооружения - ягура, которые говорят о том, что театры официально разрешены правительством. Хиросигэ изобразил вечернее время, поэтому театры закрыты, спектакли проходили в них днем. Открыты только чайные, показанные в гравюре слева.
Более столетия здесь начинали свою жизнь все направления и стили популярных развлечений, от кино до кабаре и стриптиза. Именно район Асакуса одним из первых отреагировал на изменения после окончания самоизоляции государства в 1868 году. В 1875 году здесь открылись первые в стране фотостудии. Первый в Японии 12-этажный небоскреб Йини-кай был возведен в 1890 году, в нем разместились магазины, торговавшие импортными товарами. Вокруг храма Сенсодзи разбили парк, и близлежащие кварталы разбили на семь частей. Шестой из них - Рок-ку (яп. ??), прославился как театральный. Здесь открылся в 1903 году первый в стране кинотеатр, появились кабаре и мюзик-холлы. Первое питейное заведение с официальным названием «бар» открыло свои двери посетителям в 1880 году и сохранилось до наших дней.

Золотой век Асакусы описан Ясунари Кавабатой в сборнике "Рассказы из Асакуса" (1930). Район очень пострадал от бомбардировок США во Второй мировой войне, особенно сильный урон он понёс в бомбардировке Токио в 1945 году, когда были разрушены не только торгово-развлекательные кварталы, но и основные сооружения храма Сэнсодзи. Через некоторое время после войны Асакуса отстроили заново, однако за эти годы место центра развлечений прочно занял Синдзюку. Тем не менее Асакуса остаётся сердцем старого города. По сей день это самый яркий и традиционный район с особенной атмосферой, сочетающей в себе старомодную утонченность и красоту с современностью. В наши дни на улочках вокруг храма расположены многочисленные рестораны, магазинчики, игровые площадки и парки, так же это один из действующих ханамати, то есть район гейш (в нём работают около 45 гейш). Не удивительно, что это одно из наиболее посещаемых мест в Токио. У нас, к сожалению, времени на прогулку по району не было, и мы смогли побывать только в храмовом комплексе, но для тех, у кого таковое время найдётся, я перечислю, что стоит посмотреть в Асакуса помимо самого храма.




В западной части Асакуса находится парк атракционов Ханаяшики (Hanayashiki), работающий с 1853 года, это старейший парк развлечений в Японии. В увеселительном квартале Рок-ку по-прежнему много небольших театров, кинотеатров, залов игровых автоматов патинко, салонов азартных игр и «питейных» подвальчиков, многие из них "только для взрослых". На проспекте Кокусай-дори вы найдёте магазинчик традиционных музыкальных инструментов Myamoto Unosuke Shoten и Музей барабанов Тайкокан (Taikokan). Улицу Каппабаси-дори местные жители прозвали «Городом кухонных принадлежностей», этот район знаменит своими рынками и магазинами, в которых можно купить любую посуду в любом количестве. Здесь же продают пластиковые сампуру - знаменитые муляжи блюд (которые обычно выставляют на витринах ресторанов и закусочных), сделанные иногда так искусно, что невозможно отличить от настоящих.

В восточной части Асакуса расположена набережная реки Сумида и узкая полоска парка Сумида-коэн на набережной. Здесь в последнюю субботу июля устраивают грандиозные ночные фейерверки (ханаби тайкай), а еженедельно в выходные - небольшую барахолку. От пристани под мостом Адзума возле здания пивоваренной компании «Асахи» отходят речные трамвайчики, курсирующие по Сумида-гаве.

В северной части Асакуса находятся знаменитые "Весёлые поля", а именно так переводится название Йошивара, которое редко упоминают в путеводителях, ибо по сей день несмотря на официальный запрет проституции в 1958 г., этот район без особых проблем продолжает свою 300-летнюю традицию. Ещё севернее находится квартал Санъя (горная долина), название которого было стерто с карт и указателей 40 лет назад. Во времена Эдо здесь жили буракумины, низшая каста и всяческие криминальные элементы. В наше время население этого квартала - безработные и бездомные, нищие иностранные студенты и тому подобное, хотя внешне квартал производит впечатление просто места жительства для малообеспеченных людей.

Кроме того, на противоположной от Асакуса стороне реки Сумида-гава стоит изумительное, фантастическое здание Музея Эдо-Токио (Эдо-Токио хацубуцукан). Этот музей считается самым лучшим среди городских исторических музеев. Он находится восточнее главного национального Стадиона сумо (Кокугикан). Можно зайти в Музей сумо (Сумо хакубуцукан), он рядом со входом на стадион.

Подробнее познакомиться со всеми этими местами можно здесь, здесь и здесь (последняя ссылка вообще послужила основой для этой записи, а я ещё раз хочу напомнить, что большая часть моих рассказов - старательная компиляция материалов из сети, проиллюстрированная нашими фотографиями).

Свою прогулку в Асакуса мы начали с визита в культурный и информационый центр, который расположен прямо напротив главного входа в Сэнсодзи. Это необычное современное здание построено недавно по проекту архитектора Кенго Кума. О его архитектуре, можно прочесть у naataasa. Кстати, очень рекомендую этот журнал всем, кого интересует современная архитектура Токио (и не только Токио :), поскольку она лежит в области интересов автора, а мы её практически не коснулись. На первом этаже центра мы наконец обзавелись разными картами и схемами (до этого Катя водила нас практически по памяти) и полюбовались деревянным макетом города, а затем поднялись на восьмой этаж, где устроена смотровая площадка.

Первым делом, конечно, обращаешь внимание на новую токийскую телебашню, получившую имя Sky Tree Tower - небесное дерево, и на "украшение" на крыше здания "Асахи". По замыслу автора проекта Филиппа Старка, французского промышленного дизайнера, оно должно было изображать лепесток золотого пламени (Flamme d'Or), но за свою форму быстро получило в народе прозвище "золотая какашка". Собственно, самого здания на фото не видно, его загораживает как раз реклама пива, торчит только верхняя часть (оно черное, необычной формы с круглыми окошками-иллюминаторами).



Если посмотреть вниз, то хорошо виден весь центр района Асакуса, включая территорию храмового комплекса: ворота Каминари-мон, улицу Накамисэ-дори и само здание храма Сэнсодзи с его высокой крышей.



Можно сравнить вид с планом, где основные сооружения обозначены латинскими буквами. Очень удобно ссылаться на этот план при описании :)



Полное официальное название храмового комплекса - Конрюдзан Сэнсо-дзи (буквальный перевод «храм молодой травы на горе золотого дракона»;).



Asakusa Kinryuzan keidai no zu. Ari-Sei Yueido (Print artist). 1854
Когда-то он принадлежал буддийской секте Тендай (Tendai), однако после Второй мировой войны обрел полную независимость. Это один из самых любимых и посещаемых токийцами храмов.

Преддверием Сэнсодзи являются Каминари-мон (Kaminari-mon) (А на карте) или Ворота грома.



Ворота охраняются двумя грозными божествами, один из которых (справа) повелевает ветром - Фудзин (Fujin), а другой (слева) - громом - Райдзин (Raijin) или Каминари-сама (каминари означает «гром», а райдэн - «гром и молния»), поэтому ворота еще называли и "Фурайлзин мон" - Ворота Богов Ветра и Грома.



Эти ворота были построены в 942 году и сначала находились в южной части Асакусы, в Комагата. На нынешнее место они были перенесены в период Камакура (1192-1333). В это же время заняли свои места по обе стороны ворот статуи богов Райдзин и Фудзин. И вот уже тысячу лет у этих ворот люди молятся о хорошей погоде и обильном урожае, просят защиты от тайфунов, пожаров и наводнений, а так же мира во всем мире.



Keisai-Eisen-(1790-1848)
В проёме ворот подвешен огромный фонарь. По форме и цвету (красный) он повторяет традиционные бумажные фонари, которые издавна украшали дома и улицы городов. До сих пор они воспринимаются как непременный атрибут Японии и их охотно покупают иностранцы - как чисто японский сувенир. Этот фонарь стал уже как бы визитной карточкой храма и всего района Асакуса (Asakusa).



Андо Хиросиге. Монастырь Кинрюдзан в Асакуса (Гравюра из серии "100 видов Эдо")
За время своего существования ворота неоднократно сгорали в огне пожарищ и восстанавливались снова.



Kaminari-mon in Asakusa (Senso-ji). Katsushika Hokusai,1790
Обратите внимание - на этом изображении фонаря нет



Asakusa Kanzeon Kaminari-mon no zu (1790-1803). Tamagawa Shucho.
В 1865 году ворота были снова уничтожены пламенем огромного пожара, бушевавшего в Эдо, и долгое время на этом месте ничего не было. Японцы мрачно шутили по этому поводу: “Только имя, и ничего материального”. Каминари-мон были восстановлены только через 95 лет - в 1960 году. На воротах золотыми буквами написано название горы “Kinryuzan” (Гора Золотого Дракона), на которой находится храм Асакуса.



А фонарь, который висит в центре ворот, был подарен храму Коносукэ Матсуситэ (Konosuke Matsushita), президентом и основателем компании Matsushita Electronics Company после того как боги храма Сэнсодзи вылечили его от боли в колене, происхождение которой не мог определить ни один врач. Его размеры 4 м в высоту, 3.4 м в диаметре и вес 670 кг. Под этим гигантским фонарём принято делать традиционное туристическое фото :)



От Каминари-мон до самых ступеней храма ведет всегда празднично украшенная улочка Накамисэ-дори (Nakamise-dori), по сути являющаяся бесконечной чередой магазинов (отсюда и ее название - "среди лавок";).



Апрель 2010 г.

С древних времен около храмов всегда шла бойкая торговля не только культовыми предметами, амулетами и сувенирами, но и всякой всячиной, включая еду. Так и в Асакуса ещё в 1688-1735 годах окрестным жителям, которые принимали и обслуживали прибывающих в храм верующих, было даровано специальное разрешение, позволяющее торговать на улице, ведущей к храму. Это стало началом истории Накамисэ.



Гравюра Хиросиге
В эпоху Эдо в окрестностях храма располагалось около 20 чайных домиков и множество магазинов, торговавших сладостями, закусками, сувенирами и игрушками.



Гравюра Kunitaka.1857. Kinryuzan Asakusa-ichi.



Гравюра Хиросиге.
Во времена реставрации Мэйдзи отношение к буддизму изменилось, и земли, принадлежащие храмам, были конфискованы правительством. Храм Сэнсодзи стал подконтролен правительству Токио, которое разбило на этой территории 5 парков и лишило прежних владельцев магазинов права торговать. В мае 1885 года всем торговцам было приказало съехать, а уже в декабре здесь были построены магазины из красного кирпича в европейском стиле. Так родилась Накамисэ эпохи Мэйдзи.



В 1923 году улица была разрушена Великим землетрясением Канто. Отстроенная в 1925 году, она была вновь уничтожена во время Второй мировой войны в 1945 году и восстановлена вместе с храмом в конце 1950-х.



Апрель 2010 г.

Сейчас протяжённость улицы составляет приблизительно 250 метров, на ней расположены 89 магазинов: 54 магазина с восточной стороны и 35 - с западной.



Здесь торгуют не только сувенирами и традиционными сладостями, можно купить всё, что угодно, от храмовых принадлежностей до одежды и обуви или видеоигр. Яркие веера, зонтики и китайские фонарики, кимоно, катаны или палочки-хаси - выбор очень богат. Пожалуй, это единственное место в Японии, где можно найти продукцию со всех уголков страны, а не только из столичного региона. Надо признаться, что, не купив сразу кое-какие понравившиеся вещи на Накамисэ-дори, я потом не раз грустила об этом, потому что больше они нигде мне не встретились. (Особенно сильно я сожалела о некупленных учебных палочках - детских и подростковых размеров со специальными колечками и выемками, чтобы учиться фиксировать их в руке.)

Предлагаю прогуляться по Накамисэ-дори и заглянуть вместе с нами в её магазинчики.



Апрель 2010 г. Магазинчики украшены цветущими ветками сакуры.



Апрель 2010 г.

Можно подойти поближе :)



Это дешевые китайские сувенирные кимоно из яркого полиэстра для иностранных туристов. Впрочем, похожие, хотя и подороже, можно увидеть и на молодых японках, которые хотят выглядеть "красивенько".



А вот в глубине этой лавочки, скорее всего, можно найти и настоящие японские кимоно.



Веера и фурошики - такие специальные "платочки", в которые можно красиво упаковать что-то или завернуть особым образом в узелок для переноски. Активно используются японцами и сейчас.

Веера Кате были особенно интересны, поэтому мы останавливались возле всех лавочек, которые ими торговали :)



Вот этот магазинчик специализируется на веерах.





А в этом кроме вееров торгуют всякой всячиной.

На Накамисэ-дори продаётся множество съедобных сувениров в подарочной упаковке. Это вообще особенность Японии - в любой местности обязательно будут продаваться в качестве сувениров красиво оформленные местные вкусности. Что-то готовится прямо у вас на глазах. Вот, например, делают печенье с какой-то начинкой (вообще-то это снято в двух разных магазинчиках, но процесс один и тот же :) ):



В форму наливают тесто



Здесь уже разложена начинка, и её заливают тестом сверху



Одновременно приходится контролировать процесс выпечки в остальных формах



А здесь из форм достают уже готовое печенье, и девушка сразу упаковывает его для продажи

Практически всё можно попробовать:



Вот стоит открытая коробка с чем-то воздушным, откуда можно взять по штучке на пробу



Катя выясняет у продавца, из чего сделано лакомство, чем-то напоминающее на вкус кукурузные палочки. Продавец говорит, что всё сделано из риса :)

А это мы покупаем попробовать (а заодно и перекусить) хрустящие лепешки:



На выбор предлагается четыре вкуса по разной цене

И мы, и девочки посещали Асакуса во второй половине дня, поэтому возвращались уже вечером, когда стемнело, и зажглись огни:




Основные покупки уже сделаны, и мы глазеем на сувениры. Вот, например, магазинчик слева торгует манеко-неко - кошками, приманивающими удачу.






Вот их сколько :) Очень популярный сувенир



Обязательно присутствует среди любых сувениров :)




Вот ещё смешной магазинчик, торгующий собачьей одеждой. Можно нарядить свою любимицу гейшей :)



Народу уже совсем мало...



Продавцы тоже уже устали и думают об отдыхе.



Магазинчики закрываются один за другим. Жалюзи многих из них украшены рисунками с японскими пейзажами.



Upd. Увы, но под спойлерами расползается любое форматирование :( Я просто вынуждена от них отказаться :( Заранее прощу прощения у тех, кто вынужден будет терпеть мои многокилометровые опусы!

Ещё Upd. Я как-то не напоминала специально, а может, зря :( Все картинки, на которые можно кликнуть, увеличиваются для более подробного разглядывания деталей, то есть, если на картинке стрелочка превращается в ладошку, то можно делать "тыц" :)

арт, моя Япония, пиар-пиар!, попутный ветер, вглубь времён, этот большой мир

Previous post Next post
Up