Продолжаем знакомство с Конрюдзан Сэнсо-дзи, главным храмовым комплексом Асакуса.
Улица Накамисэ-дори заканчивается у громадных двухэтажных Ворот-Сокровищницы Ходзо-мон (Hozomon) (обозначение В на карте), возвышающихся над входом в главный храмовый комплекс.
Апрель 2010 г.
На верхнем этаже, действительно, хранятся сокровища: китайские сутры XIV века, объявленные Важным культурным достоянием страны. И сами ценности, и храм сторожат два божества - Нио, традиционные стражи буддийских храмов, на задней стороне ворот висят их сандалии из рисовой соломы.
Один из стражей (правый)
Эти сандалии должны наводить на мысль, что если уж стражи имеют такие громадные ступни, то лучше пройти мимо, чем замышлять дурные действия.
Ворота Ходзо-мон (сначала называемые Нио-мон), были построены, так же как и ворота Каминари-мон, в 942 году военноначальником Тайра но Кинмаса (Taira no Kinmasa), который молился в храме о возможности стать правителем провинции Мусаси (в настоящее время это Токио и близлежащие территории). Когда его желание исполнилось, он построил эти ворота.
Ворота не раз сгорали во время пожаров и каждый раз их востанавливали в первоначальном виде до XVII века, когда они вместе с главным зданием были перестроены третьим сегуном, Иэмитсу Токугавой. Новые ворота были закончены в декабре 1649 года. В 1692 году они были украшены табличкой с надписью «Сэнсодзи», сделанной монахом, принцом Ryosho (он был членом королевской фамилии) и являвшимся настоятелем Manjuin, известнейшего храма Киото.
Asakusadera seiran. Torii Kiyonaga (1752-1815)
Затем ворота простояли более 250 лет и были вновь уничтожены во время бомбардировок Токио в марте 1945 года.
Современные нам ворота были реконструированы на средства Yonetaro Otani, основателя Hotel New Otani, одной из самых больших сетей отелей в Токио.
Под большим красным фонарём ворот Каминари-мон мы фотографироваться не стали,
а вот на фоне одного из фонарей ворот Ходзо-мон традиционное фото сделали :)
Специально построенное здание для поклонения чудесно обретённой статуэтке Каннон появилось в 645 году, после того как во время своих путешествий Асакуса посетил известный буддистский священник Шокай Шонин, и ему явилось откровение, что изображение должно быть скрыто от человеческого зрения (эта традиция сохраняется до сих пор).
Изначально небольшой храм на протяжении веков неоднократно перестраивался, территория расширялась, добавлялись всё новые и новые строения. Сейчас комплекс включает до десятка сооружений, занимая достаточно большую, но компактную, правильной, почти квадратной формы территорию.
План 1858 года.
Сразу за воротами Ходзо-мон открывается широкое открытое пространство с главным залом Каннон-до (Kannon-do Hall) (С на карте) на заднем плане и пятиэтажной пагодой слева от него. Здесь всегда шумно, многолюдно и празднично, несмотря на то, какой на календаре день.
Перед тем, как посетить святыни, принято совершить традиционное омовение.
Цукубаи (Tsukubai)
Дракон над источником
А перед входом народ задерживается у бронзовой курильницы с дымящимися благовониями, которые продаются тут же, в лавках вдоль площади. Считается, что этот едкий дым - дыхание богов, которое обладает целебными свойствами.
Купленную палочку сначала нужно поджечь.
Люди толпятся, стараясь привлечь как можно больше дыма в свою сторону. Дымом "обмазываются" с головы до ног, особо тщательно "втирая" его в больные места.
Главное здание храма, Каннон-до стоит на одном месте уже более тысячи лет, с 942 года. Нынешние очертания храм приобрел в начале XVII веке, когда он был перестроен в 1649 году по приказу Токугава Иэмитсу для проведения ритуальных служб памяти его именитого деда - Токугава Иэясу.
Ещё один фрагмент свитка "Сцены летом в Асакуса". Школа Sumiyoshi. 1716-1736
По клику на картинку можно увидеть остальные фрагменты свитка.
В таком виде храм пережил землетрясение 1923 года, но серьезно пострадал во время Второй мировой войны: в 1945 году он был превращен в руины американскими бомбардировками. Однако уже в 1958 г. все строения были воссозданы в их первозданной красе, вплоть до мельчайших деталей (хотя и в современных материалах) на деньги верующих со всей Японии.
Kinryuzan no bosetsu. Torii Kiyonaga. 1781
Одна из главных особенностей главного здания, сразу бросающаяся в глаза, это высокая крыша, не слишком типичная для японских храмов. Она покрыта черепицей из 70 тысяч элементов.
Величие главного здания, считающего национальным достоянием Японии, и его мощь трудно передать словами. Поднявшись по довольно высоким и крутым ступеням, попадаешь в сумеречную и величественную атмосферу буддийской культуры, где невольно проникаешься ощущением вечности.
Площадь главного здания (более тысячи квадратных метров) разделена на две части: naijin - внутреннее святилище, пол в котором застелен татами, и gejin - внешнее святилище, здесь пол бетонный.
Статуэтка Бодхисатвы Каннон находится в центре внутреннего святилища, в сверкающем позолотой, богато декорированном резьбой миниатюрном храме-алтаре, называемом gokuden. Она является хибицу, так называемым скрытым образом, то есть слишком священна, чтобы выставляться на обозрение.
Однако когда Ennin (794-864), самый высокопоставленный священник Тэндай-школы буддизма, посетил Сэнсодзи в середине девятого века, он создал идентичную скрытой статую, которая могла бы быть выставлена для обозрения и поклонения.
Во внешнем святилище среди росписей на потолке можно увидеть изображения небесных вестников с цветами лотоса в руках - это подлинные работы художника Домото Инсё (1891-1975), который работал в стиле нихонга.
Помимо небесных вестников с потолка на людей сурово смотрят драконы.
Украшающие внешнее святилище огромные фонари были подарены гейшами из различных районов Токио в память о той важной роли, которую играл район Асакуса в период Эдо, являясь основным развлекательным местом города.
Гравюра Kasamatsu Shiro. 1930-е.
В зале внешнего святилища всегда многолюдно и оживленно: звенят монеты, бросаемые в большой деревянный сундук, клубится священный дымок, люди молятся, покупают амулеты и талисманы, листочки с предсказанием судьбы, заказывают службы.
Чтобы получить предсказание омикудзи в Каннон-до, нужно заплатить 100 йен, а затем вытрясти из специального деревянного контейнера бамбуковую палочку с номерком
...трясём...
и по номеру, который написан на этой палочке, найти в стойке соответствующий ящичек, в котором лежит бумажка с предсказанием.
...и добываем...
Три раза в день (в 6:00, 10:00 и 14:00) из зала доносится гул барабанов, там священники нараспев читают сутры под позолоченным пологом алтаря. Открыто главное здание с 6.00 до 17.00 (с октября по март - с 6.30). Вход свободный.
Слева от главного зала Каннон-до находится Пятиэтажная Пагода (Gojunoto) (D на карте).
Так же, как и прочие основные храмовые сооружения, пагода была построена в 942 году военноначальником Тайра но Кинмаса и многократно сгорала в пожарах, а затем восстанавливалась. Токугава Иэмитсу перестроил её вместе с другими строениями храма.
Гравюра Андо Хиросиге
В 1911 году пагода была объявлена национальным достоянием.
Фотография 1890 г.
Полностью уничтожена в 1945 году и впоследствии восстановлена на пожертвования, собранные со всей страны, но, судя по всему, перенесена при этом на новое место (на старых гравюрах и фотографиях видно, что раньше пагода находилась справа от ворот Ходзо-мон).
В 1973 году была снова перестроена и несколько видоизменена, в частности, была добавлена комната для погребальных дощечек. На верхнем, пятом, этаже хранится главная реликвия монастыря - «настоящие» или «правильные» мощи Будды (Shinsei-Busshari).
Слева от ворот Ходзо-мон находится Дэмбо-ин (Demboin) (J на карте) - резиденция настоятеля храма Сэнсодзи с давних времен. Demboin включает Kyakuden, здание, где принимали и принимают гостей храма, ворота (и то и другое построено в 1777 году), Ojoin (библиотека и храмовая школа, построено в 1871 году) и резиденцию самого настоятеля. Ранее известное как Kannonin или Chirakuin, имя Demboin эта часть храма получила в 17 веке. Здесь монахи молятся за умерших, проводят ритуалы и церемонии.
Фото
отсюдаСад, окружающий Дэмбо-ин, площадью 12,200 кв.м, считается одним из самых красивых в городе. Сад был создан мастером Кобори Еншу (Kobori Enshu), гением ландшафтного дизайна Дзен и сохранился почти в первозданном виде с XVII века. Обычно он пуст и в нем очень тихо. Единственное, что нарушает невозмутимую тишину, это пение птиц и плеск рыбы в пруду. Кстати, в пруду сада живут не только карпы, но и черепахи. Официально сад закрыт для публики, но в одном месте я прочла, что, несмотря на это, разрешение на посещение можно приобрести в администрации Сэнсодзи, которая находится у подножия пятиярусной пагоды. Остальным остаётся довольствоваться тем немногим, что видно с улицы Дэмбоин-дори, вдоль правой стороны которой он протянулся примерно на 50 метров (Дэмбоин-дори отходит от середины Накамисэ-дори к востоку).
Отсюда же, с Дэмбоин-дори, можно попасть в маленький храм Chingodo Hall (K на карте), известный как Otanuki-sama (tanuki - енотовидная собака). По поверьям, тануки являет собой божество, защищающее людей от таких бед, как пожар и ограбление, поэтому он очень популярен в Японии.
Фото
отсюдаНачало этому храму было положено в 1883 году, когда настоятель Yuiga Shoshun объявил, что во сне ему было явлено, что тануки поселился на территории Demboin. Здание, которое можно увидеть сейчас, был построено в 1913 году. Каждый год 17 марта здесь проводится большой фестиваль, посвященный божеству-защитнику. В 1978 году рядом с Chingodo Hall была установлена статуя Mizuko Jizo . “Mizuko” имеет отношение к детям, умершим в утробе матери или в младенческом возрасте. Буддийская поминальная служба, посвященная этим детям, проходит 24го числа каждого месяца в 10:00.
Полностью обойдя резиденцию и парк, мы снова попадаем на основную территорию Сэнсодзи, где есть ещё много интересных объектов для осмотра, о которых я расскажу в следующий раз.