Была вчера на одном мероприятии в Аптекарском огороде и не могла не заглянуть хоть на полчасика на выставку бонсай, которая там же сейчас проходит, бо давно к этим самым бонсай неровно дышу. И потому что это старинное искусство пришло из Японии, и потому что это умение превращать обычные растения в нечто прекрасное, в арт-объект, как сказали бы теперь, причем особенно поражает то, что для бонсай принято использовать не миниатюрные декоративные сорта, а именно настоящие, изначально довольно большие растения, просто применяя кучу ухищрений для сдерживания их роста. А ещё это всегда прикосновение ко Времени, ибо по-настоящему прекрасный бонсай не вырастить даже за пару десятков лет...
Я даже имела когда-то намерение самой завести такое деревце, не ту имитацию, что продают порой в садовых магазинах, формируя в виде бонсай всякие комнатные мелколистные растения, выращенные из черенков, а, как полагается, начать воспитывать сеянец какой-нибудь сосенки, формируя, подрезая побеги и корешки, переваливая из одной плошки в другую. Мне друзья и книжку соответствующую из Англии привезли :) Остановил меня тогда вопрос зимовки (он многих желающих, кстати, останавливает): зиму растениям устраивать нужно обязательно, но просто в плошке на морозе растение оставить нельзя - корни замерзнут, поэтому нужно как-то организовывать холодную, но не морозную зимовку, что не так-то просто.
В общем, вы уже поняли, что бонсай вызывают у меня восхищение, а потому я сфотографировала себе на память практически все экспонаты выставки ( а некоторые - так и не по одному разу) :)
Правильный прямостоящий (Теккан). Благодаря своим простым и ясным линиям эта форма является первой и наиболее важной для начинающего любителя бонсай. Она характеризуется прямым, конусообразным стволом, толстыми корнями, равномерно распространенными в разные стороны. Нижняя треть ствола свободна от ветвей, ветви уменьшаются к вершине. Этот стиль подходит почти для любого дерева. Многие более сложные стили основываются именно на этой форме.
Неправильный прямостоящий (Мойоги). Отличается от правильного тем, что ствол, может быть, изогнут в любой части. Изгибов может быть несколько, и они уменьшаются к вершине дерева. Корни должны быть видны над поверхностью земли, крона не должна выходить за рамки контейнера. Растения для этого стиля: клен, можжевельник, сосна, дуб.
Ствол на ветру (Фукинагаси). Обозначение этой формы не нуждается ни в каких пояснениях - великолепные наглядные примеры можно увидеть на морском берегу, где ветер дует всегда в одном направлении. Бонсай формируют таким образом, что ствол и ветви направлены в одну сторону. При этом создается впечатление, что дерево постоянно обвевается сильным ветром. Можно использовать сосну, березу.
Наклонный ствол (Сякан). Стиль, часто встречающийся в коллекциях бонсай. Бонсай выращивается с наклонным стволом, толстым или тонким, ветви растут с обеих сторон дерева. По возможности должна быть видна часть корней, чтобы создавалось впечатление, будто дерево немного выворочено из земли ветром. В этом стиле можно выращивать почти все деревья: сосну, тую, можжевельник, клен, березу, дуб, липу и др.
Раздвоенный ствол (Сокан). Два ствола растут от одного корня, один ствол зовется «родитель», другой - «дитя». «Родитель должен быть толще и выше, красота бонсая зависит от сбалансированности в толщине и высоте стволов. Из одного корня могут расти 3-5 стволов. Подходят ель, сосна, береза, секвойя, вяз, можжевельник.
Метлообразный (Хокидати). Это прямостоящий стиль, ветви дерева по форме напоминают веер или метелку, поставленную на ручку. Ветви, и даже корни равномерно расходятся во все стороны. В безлиственном состоянии кроны бонсай с метлообразной кроной выглядят очень изящно, напоминая тонкую графику. Используются вяз, дзельква, клен, кипарисовик. Категорически не подходят береза, ива, дуб.
Роща (Есуэуэ). Сажают в один контейнер деревья одного вида, но разные по возрасту и толщине, имитирующие лесной пейзаж. Обычно используют деревья одного вида, но для усиления впечатления иногда применяют сочетание вечнозеленых и листопадных деревьев. Минимальное число растений - пять. Для этого стиля необходим контейнер овальной формы.
Писатель или литературный (Бундзинги). Это очень своеобразный стиль с частыми изгибами и оборотами ствола и слегка наклонной общей линией. В качестве исходного материала используют густоветвистые деревья, нижнюю часть ствола которых освобождают от веток. Обязательным условием является молодая верхняя часть на очень мощном, старом основании ствола. Эта форма является естественной для дерева. Для этого стиля походят кедр, сосна.
Каскадный (Кенгай). Каскадные формы деревьев встречаются в природе на крутых обрывах и отвесных скалах. Они очень глубоко укореняются в скальных породах и растут вниз, свисая со скал. Ствол дерева в каскадном стиле также круто наклонен к горшку. Контейнер должен быть высоким, верхушка дерева может опускаться ниже контейнера. Для этого стиля подбирают пластичные растения, такие как азалия, можжевельник, кизильник.
Полукаскадный (Хан-Кенгай). Исходная природная форма полукаскада встречается у деревьев в горах, растущих на наклонном основании. При формировании полукаскадной формы бонсай, ствол и ветви располагаются горизонтально по отношению к контейнеру и могут опускаться до середины его высоты. Можно использовать кизильник, можжевельник, сосну, азалию, плющ.
Дерево, стоящее на корнях (Неагари). Корни дерева выступают из почвы, что придает ему необычный вид. Для этого стиля подходят растения, которые образуют воздушные корни, например: фикус притупленный, фикус крохотный, фикус бенгальский. Фикусы очень быстро и обильно образуют воздушные корни, которые причудливо переплетаются между собой, придавая дереву неповторимый облик.
Плот (Икада). Плотообразная форма встречается в коллекциях бонсай редко. Ее формируют из односторонне растущего дерева, ствол которого располагают горизонтально на почве и заново укореняют. Благодаря этому, часть ветвей дерева располагается почти вертикально, и через некоторое время выглядит как много стволов. Это возможно, если растение хорошо укореняется. Подходят некоторые виды можжевельника, бересклет, фикус.
Таримики. Ствол лишен коры по типу мертвого дерева. В природе можно увидеть дерево, в которое попала молния, и его часть обгорела, а другая остается живой. Этот стиль довольно сложен, нужно искусственно умертвить часть дерева так, чтобы это выглядело красиво и не привело к гибели всего растения. Подходят почти все долгоживущие деревья.
Банкон. Ствол закручивается в тугой узел у основания. Для этого стиля подойдут фикус и гинкго. Формирование нужно начинать в очень молодом возрасте, чтобы ствол не ломался. При дальнейшем росте растения части ствола, завязанные в узел, будут утолщаться и со временем срастутся в красивое утолщение.
Сожу. Этот стиль достаточно прост. Деревья одного вида и разного размера сажают близко друг от друга, и группа деревьев выглядит, как одно. Подходят все виды, пригодные для выращивания в виде бонсай.
На выставке стили подписаны не были, но мне показалось, что представлены были практически все.
В листовке, которую давали на выставке, написано, что владельца коллекции зовут Валерий Пител.
Напомню, что все фотографии можно по клику рассмотреть в большем размере на Яндекс-фотках, а там (если вдруг кто не знает) их тоже можно ещё немного увеличить, если нажать на кнопочку "ещё", а потом выбрать "оригинальный размер" (в данной подборке от 1200 до 1800 px). И, как обычно, название и возраст растений появляются при наведении курсора на фотографию.
А вечером, когда уже совсем стемнело, и наша встреча закончилась, пошел снег, огромными хлопьями, тихо-тихо...
И так прекрасен был Аптекарский огород в этом вечернем снегопаде, так сказочно светились павильоны и оранжереи, так волшебно отражались огни в воде, что уходить от этой тихой красоты не хотелось вовсе...