(no subject)

Jul 31, 2021 20:14

Разбирая тему древнегреческой любовной магии, в одной из статей нашёл я шикарную цитату из Прокла:

«Вожделея (πόθῳ) непознаваемую природу и исток блага, всё стремится быть лишь его синфемой и лишь участвовать в нем. Взобравшись к этой Причине, оно [застывает] в безмятежности и избавляется от присущих всему по природе мучений и любви (ἔρωτος) по отношению к непознаваемой, невыразимой, не допускающей участия в себе (ἀμεθέκτου), сверхполной Благости» (Proclus, Theologia Platonica II, 56, 16-24. Пер. Л.Ю. Лукомского).

«Избавляется от присущих всему по природе мучений и любви». Можно, конечно, пофантазировать на буддийскую тему желания, как источника дукхи, но эллины были и сами с усами. Прокл - платоник и речь тут ведёт о нехватке. В связи с этим, сразу вспоминается любимый сюжет всех лаканианцев - рассказ посвящённой Диотимы об Эросе из платоновского диалога «Пир». Эрос - не бог. Он даймон, бастард богини нужды Пении и бога богатства Пороса. Имея такую двойную природу, Эрос - воплощённое желание-нехватка.

Кому интересно, могут продумать тему желания, как нехватки, в платонизме и неоплатонизме и шире - в древнегреческой духовной культуре. Меня же с некоторых пор нехватка больше не интересует.
Previous post Next post
Up