Важная черта, роднящая эллинов и Декарта, состоит в том, что истина - не предмет веры, истина - предмет достоверного знания. И в основе достоверного знания - непосредственный опыт. В истине можно удостоверится только лично, в неопровержимом опыте.
Именно, поэтому, полагаю, у греков была так развита доказательная геометрия. Геометрия связана с приведением доказательства к самоочевидным аксиомам, к тому, что прямо видно глазами и что уже несомненно. Геометрическая аксиома - это то, что «вот!».
Такая жажда непосредственной самодостоверности знания всегда появляется только на фоне жесточайшей нехватки. Эллины и Декарт - люди постапокалипсиса. Эллины пережили коллапс Бронзового века, а Декарт - Тридцатилетнюю войну. На месте большого Другого - зияние пустоты. Античные эллины, к тому же, всю свою историю были народом религиозно гетеродоксальным. «Всех ли богов мы почтили?» - самый частый вопрос полисных делегаций к Дельфийскому оракулу. Нет авторитетного догмата и кругом лишь мнения. Никому верить. И тогда человек начинает сам искать истину, такую, которую можно пережить, как собственное событие.
Попробуйте помыслить бытие в качестве эйдосов. «Эйдос» (εἶδος) буквально значит «вид, видность». Что-то видно. Бывает ни черта не видно, а вот когда видно, то это эйдос. В известном смысле, бытие и эйдос суть синонимы. Человеческое бытие (а про другое бытие ничего не знаю) дано как самодостоверность. Бытие - это точноестность вещи. Бытие - это несомненность. В этом смысле бытие всегда связано с реальностью возрождённой, живой, активной души. И эйдос есть видность, самоочевидность бытия. «Смотри, смотри, эта вещь точно есть, у неё есть бытие, она не просто эйдолон-призрак (εἴδωλον), она не привиделась».