По "Антен-2" - второму каналу парижского телевидения - шла очередная серия о расследованиях комиссара Каброля, этакого рассудительного и доброго двойника комиссара Мегрэ. Фильм рассказывал о том, как старый, умудренный жизненным опытом полицейский боролся с "Церковью всеобщего пророка", придуманной сценаристами сектой ориенталистского толка, демагогическими лозунгами о любви к индуистскому богу заманивающей молодежь в свои ашрамы. Картина удалась - и не только благодаря прекрасной игре известного актера Жака Де-Бари в главной роли, но и потому, что затрагивала злободневную и насущную тему. Невозможно сегодня представить географию религий как Франции, так и других стран Запада без организаций, выступающих под маркой восточных культов. Судите сами: в одном лишь Париже можно найти отделения "Крийя йоги" гуру Йоганада, "Йоги танрике" гуру Йоги Бхаджана, секты "Священной Матери" Ма Ананда Майе, "Мандарома" гуру Сарасвати и другие, апеллирующие к древним "священным книгам", преданиям и традициям индуизма. Не меньше выбор и в других западных столицах.
В Париже можно часто видеть эмблему: на фоне ярко-красного сердца синей краской выведено слово "ЖИЗНЬ". Это один из автографов кришнаитов - так сокращенно называют членов "Международного общества сознания Кришны", или "Движения Харе Кришна", пожалуй, самой мощной и богатой сектантской организации индуистского толка.
"Если вы пришли сюда, это не случайно. Тем, кто стремится найти выход из несложившейся жизни, Кришна всегда пошлет духовного наставника!" - скороговоркой причитает одетый в бесформенную хламиду рослый парень с тщательно выбритой головой. Вокруг него на асфальте расставлены позолоченные статуэтки, пластиковые цветы в дешевых вазочках, курительные свечи. Тут же сидят юноши и девушки - кто в желтых и белых самодельных дхоти и сари, кто в джинсах и свитерах. По одежде сразу можно отличить ветеранов секты от новичков, зачастую просто любопытствующих. "Мудрость и спокойствие постигаются не сразу, а медленно и постепенно,- продолжает вещать юный проповедник.- Но уже сейчас, начиная ощущать величие Кришны, вы можете распрощаться с неуверенностью и беспокойством. Со страхом, отравлявшим ранее ваше существование!.. Теперь ваши души недоступны болям и заботам..." Все слушают молча, не задавая вопросов. Эти молодые люди пришли сюда не для того, чтобы повоевать, поспорить, а для того, чтобы приглушить собственные сомнения, услышать голос поддержки и надежды. Им кажется, что кришнаиты - тихие, сладкоречивые, улыбчивые - и есть те самые долгожданные доброжелатели, способные без всякой задней мысли протянуть незнакомым людям руку помощи.
На грязной тряпке у выхода из метро сидит жалкого вида женщина. Она не просит подаяния, а призывает прохожих к оказанию помощи в основании приюта для бездомных детей. Тем, кто откликается на ее мольбу и кидает в пластиковую плошку монету, вручается открытка с примитивным рисунком, увенчанная инициалами АИСК - эта аббревиатура расшифровывается с английского языка как "Международное общество сознания Кришны"...
Интерьер ресторана "Древо желания" экзотичен и уютен. Необычна и кухня - индийская, вегетарианская. И цены невысоки: обед - около 50 франков, ужин - около 100. В других парижских ресторанах за такие деньги не поешь. К тому же тут, рядом, продаются и индийские сувениры: четки, курительные свечи, статуэтки... И невдомек любителям экзотики, что они оставляют свои деньги в кассе сектантов, искусно спекулирующих на интересе людей к восточному колориту. Ведь "Древо желания" - не что иное, как филиал того же "Международного общества сознания Кришны".
Так что же представляет собой эта могущественная организация?
Основатель "Международного общества сознания Кришны" Абхей Саран Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977) изучал английский язык, философию и экономику в Калькуттском университете, потом служил в одной химической фирме, был процветающим бизнесменом. В 1954 году Прабхупада бросил бизнес, расстался с семьей и стал монахом, получив высокий титул свами. В 1965 году он приехал в Нью-Йорк, где стал проповедовать учение, основу которого составляет вера в бога Кришну и беззаветное служение ему для установления с ним "прочного любовного союза". До самой своей смерти Прабхупада совершал вояжи по всему свету, неся "весть о Кришне". Его влияние быстро росло, и ныне только в США насчитывается около 20 тысяч "полных членов" и десятки тысяч постоянных прихожан, многочисленные организации в других странах, прежде всего во Франции, Англии, ФРГ. В каждом ашраме кришнаитов водружена статуя гуру в человеческий рост, отлитая из телесного цвета пластика. Целую империю оставил он своим преемникам, разделившим между собой сферы влияния. Западноевропейскими делами заправляет ныне Шрила Бхагаван Госвами Махараджа.
Что же привлекает молодежь в ашрамы кришнаитов? Прабхупада использовал в своих целях стихийный протест молодежи против буржуазной идеологии и морали, стяжательства и корыстолюбия капиталистического общества, противопоставив им идеал высшей "духовности", стремление к истине и чистоте. Немалую роль сыграли также экзотические ритуалы, непонятные слова и термины. Даже одеваются кришнаиты для европейцев необычно: женщины носят сари, а мужчины - дхоти.
Главный закон жизни человека, учил Прабхупада,- духовное совершенствование, самореализация собственного "я", слияние с чистым божественным миром. А для этого нужно обрести "сознание Кришны" - почитать его, постигать небесную истину, чтобы душа человека слилась с божественным миром. Тогда индивид достигает особого состояния, когда "воспринимает свое "я" чистым разумом, наслаждается собой и находит в этом радость".
Высшего блаженства могут достичь "только те существа,- учит Прабхупада,- которые в материальной жизни с любовью служат личности божества...". Только они "будут подняты в антиматериальный мир, когда покинут материальное тело". Тем самым они получат бессмертие. Поскольку же большинство людей живет в темноте и невежестве, во власти низменных, животных чувств, долг последователей Кришны приобщить их к "божественному сознанию".
Но вероучение "Движения Харе Кришна" можно усвоить (и об этом говорится постоянно), лишь вступив в ашрам - "ворота в духовное небо", где культ Кришны является единственным мотивом и результатом поведения и мироощущения человека. Новообращенные порывают со своими семьями, отказываются от сложившихся привычек и образа жизни, бросают работу. Они получают новые, "духовные" имена. Мужчины бреют головы, оставляя косичку на затылке. На лоб наносится особый знак, тилак, в форме буквы "у".
Едят в ашраме вегетарианскую пищу два раза в день. Существует специальная процедура ее приготовления, так как трапеза рассматривается в качестве особого ритуала "очищения" и обретения духовности. Употребление табака, алкоголя и возбуждающих средств запрещено.
Ашрам просыпается рано - где-то около половины четвертого утра. Едва встав, кришнаиты принимают душ, чтобы "очиститься от ночи", и начинается торжественный ритуал пробуждения богов. Затем в течение трех часов проводятся совместные культовые мероприятия: ритуальные пение и танцы, групповые декламации мантр, изучение санскритских текстов и комментариев к ним. Через пять часов после подъема - завтрак. Потом - работа вплоть до часу дня. Работают или на полях, принадлежащих секте, или в городе, занимаются попрошайничеством. В 13.00 - обед, затем продолжение работы. В 18.30 еще раз душ и еда, состоящая из фруктов и молочных продуктов, а затем снова общие культовые мероприятия до 21.30 и сон.
Кришнаиты никогда не расстаются с ожерельем из 108 четок, которые они перебирают во время декламации или пения мантр. Каждый обитатель ашрама должен ежедневно повторить мантру, которая является лучшим средством для достижения "царства бога", не менее 1728 раз (16 "кругов"). Исполнив мантру, верующий перебирает одну четку ожерелья. Так что "круг" - это 108 мантр. Мантра - это древняя ведическая формула, состоящая из 16 сочетаний слов "Харе", "Кришна" и "Рама". Считается, что ее произношение освобождает человека от чувств материального мира и вызывает реальное присутствие Кришны.
Многочасовое повторение одних и тех же слов вводит человека в особое гипнотическое состояние, когда он легко поддается воздействию "духовного учителя", послушно участвует в тщательно разработанных ритуалах, практикуемых в общине.
"Почти постоянно они живут в каком-то трансе, в который вводят себя ритмичным пением мантр, сопровождаемым покачиванием тела,- писал западногерманский журналист Герт Мейер в газете "Криминалист", где были опубликованы его наблюдения за кришнаитами.- Тяжелее всего участь женщин. Согласно гуру, они созданы только для того, чтобы производить на свет детей, помогать в приготовлении пищи и быть прислужницей мужчины. "Работа и тумаки" - так охарактеризовал жестокую судьбу женщин в секте один западногерманский адепт Кришны. Когда организм женщины истощается и психика ее доходит до критической точки, сектанты избавляются от своей недавней подруги, в лучшем случае отправляют ее назад в семью, к родителям. Что же касается детей, рождающихся в ашраме от ослабленных голодом и лишениями матерей, то их участь еще более безрадостна". (D'Eaubonne Fr, S... comme sectes, p. 94-95.)
Судеви кусает губы, с нетерпением дожидаясь своей очереди. Маленькие ручонки в ципках и заусенцах суетливо гладят острые колени, обтянутые грубой материей... И вот дана команда! Девочка бросается вперед и бежит, обгоняя свою подружку, чтобы возложить несколько веток сирени к подножию... пластмассовой статуи гуру! Гудит бубен, в который упоенно бьет Сангара. Судеви и ее подружка Анасуйя простираются ниц перед статуей. Сангаре - 12 лет, Судеви и Анасуйе - по 8. В миру у них другие имена: Мартен, Жоэлль и Софи. Но никто их так не зовет. Там, где они живут, никто не интересуется метриками о рождении. Эти маленькие французы с первого дня своей жизни числятся гражданами Новой Майяпуры. Так зовут свое владение обитатели замка Ублес, что в нескольких часах езды от Парижа.
Тут в живописной долине Луары, облюбованной зарубежными туристами, приблизительно на равном расстоянии между древними городами Блуа и Шатору, в 1975 году кришнаиты осели в ленном поместье средневековых феодалов. Обосновались они солидно: вскопали огороды, восстановили сады... Кроме того, создали собственную школу. Первую во Франции и пока что единственную в мире "ведическую школу" для детей кришнаитов. Здесь бритоголовые мальчики и девочки в разноцветных дхоти и сари осваивают "премудрости", открытые Прабхупадой. Для этого в их распоряжении - танцевальные классы, мастерские лепки и шитья, музыкальные кабинеты, где звучат бубны и ситары... Как отмечает журнал "Монд де ледюкасьон", "оснащенность и обеспеченность инвентарем сектантской школы заставит побелеть от зависти руководителей не только рядовых французских школ, но и экспериментальных учебных заведений". (Le Monde de l'education, 1986, N 4, p. 40.)
Да, кришнаиты в замке Ублес не жалеют средств. Для малолетних поклонников гуру создан тенистый парк, где пасутся коровы, очищен пруд, в котором плавают стайки лебедей и уток, и, конечно, в школе непременно есть комната Кришны, где восседает обвешанная цветами пластиковая скульптура гуру. На одного учителя приходится максимум десять учеников, чаще же всего - четыре или пять. Преподаватели работают бесплатно - какие счеты с Кришной! - и на совесть. Недаром даже инспектор департамента национального образования, заехавший в 1984 году в Новую Майяпуру с рутинным визитом, вынужден был отметить, что его "поразили серьезность и, дисциплина", царящие в школе.
"Ничто у нас не делается из-под палки, мы никого не держим силой,- любит декларировать Брихаспати, такое имя носит в секте директор школы.- В большинстве своем дети могут покинуть "Международное общество сознания Кришны", когда захотят. Но, овладев своими чувствами и познав относительность материального мира, они знают, какой выбор сделать между дальнейшим развитием своего духовного начала или материальными вознаграждениями. Обычная школа, оставляющая детскую душу стерильно нетронутой, реально такого выбора не предлагает". (Le Monde de l'education, 1986, N 4, p. 40.)
Содержание занятий? "Безусловно, мы строго следуем официальной программе,- утверждает Жерар Юже, известный более как Гопа Свами, ответственный у кришнаитов за связь с прессой.- С тем отличием, что мы отдаем предпочтение занятиям математикой и французским языком..." Маленькое уточнение: освоению алгебраических формул и запоминанию неправильных французских глаголов предшествует в ведической школе ежедневный час штудирования истин "Бхагавадгиты", трактата, излагающего основы индуизма, в переводе Прабхупады. Начинаются религиозные занятия ранним утром. До них же - еще обязательное участие маленьких адептов Кришны в общей культовой жизни сектантов: молитвы и песнопения натощак следуют одновременно с первым лучом солнца.
Идет урок начальной истории. Малышам в возрасте от 6 до 8 лет учительница рассказывает о Столетней войне: "Война велась между Францией и Англией. Вы знаете, Англия - это страна, где у нас тоже есть ашрам. Кто из вас уже побывал со своими родителями у наших английских единоверцев?.." Затем она переходит к описанию вооружения рыцарей короля Франции Филиппа VI. "У воинов были мечи, арбалеты, шпаги",- говорит учительница. Дети перебивают ее: "А у них не было дисков, которыми уничтожали своих врагов Кришна и Аржуна? На чем ездили всадники - на слонах или на быках?.."
На стене класса огромными буквами написано: "Всегда помните о Кришне и не забывайте его никогда!" Картинки, запечатлевшие житие Кришны и его подвиги, густо облепили и стены класса, где обычно идут занятия по словесности. Неудивительно, что, когда преподаватель литературы предложил детям три темы для сочинения - "Расскажи об осени", "Напиши о том, кого ты больше всех любишь" и "Почему нельзя убивать животных",- о чем бы мальчики и девочки ни писали, все сводилось к одному: прославлению, восхвалению Кришны.
А как складывается день детей в замке Ублес после занятий? "Дети живут в своих семьях, как и их ровесники во всех селах Франции",- заверяли сектанты журналистов "Монд де ледю-касьон". Сами же маленькие кришнаиты по простоте душевной рассказывают совершенно иные вещи. "Бывает так, что я неделю или две не вижу своей мамы,- призналась семилетняя Санга.
- И тогда тобой занимается твой папа?
- Нет, нет!.. Мы живем тут на трех этажах. Я - на этаже для маленьких девочек. Отдельно живут мальчики и женщины. Дом для мужчин - по другую сторону дороги..."
Может быть, в пору отсутствия родителей, которые посвятили себя богу, малышами занимаются бабушки и дедушки, дяди и тети? Но ведь они же "карми" (так кришнаиты называют всех, кто живет вне их общин), "нечистые".
Что знают дети из замка Ублес о мире за пределами их ашрама?
"Разница между "карми" и нами в том, что они убивают животных и едят яйца,- объясняет маленькая Ревати.- И еще "карми" занимаются друг с другом в постелях нехорошими вещами, пьют спиртное. Мне рассказывали, что мой дядя из Марселя выпил однажды так много пива, что сошел от этого с ума. И потом "карми" так плохо пахнут... Ведь они курят табак...
- А играла ли ты когда-нибудь с детьми "карми"?
- Нет. Я не хотела бы жить, как они. Деньги и большие города сделали их злыми. Они должны быть несчастны.
- А счастлива ли ты сама? Нравится ли тебе жить в ашраме?
- О, да! - Личико Ревати расплылось в широкой улыбке".
(L'Evenement du jeudi, 1985, 7-13.111, p. 51.)
Читаешь это коротенькое интервью, опубликованное во французском журнале "Эвенман дю жеди", и невольно задаешься вопросом: пройдут детство, отрочество, юность... Что потом? Кем станут завтра сегодняшние несовершеннолетние обитатели ашрама?
Неоднократно ассоциации, созданные родителями, воюющими с кришнаитами, которые отняли у них детей и внуков, заявляли: необычайно редки случаи, когда удавалось вырвать из тенет секты людей во взрослом, сознательном возрасте попавших в плен к Кришне. Что же остается на долю тех, кто с детских лет, с материнским молоком всосал идеи Прабхупады? "Дети Новой Майяпуры мечтают стать учителями в ашраме или проповедниками. А какой иной выбор может быть у них, когда им приходится выбирать между вселенной спокойствия и бездумности, охраняемой гуру, регламентирующим каждое мгновение их жизни, и между оставшимся мирком, вымазанным в тревожные цвета отчаяния, вожделения и насилия?
Нет нужды обносить Новую Майяпуру изгородью из колючей проволоки - страх перед неизвестной им, чуждой жизнью, похожей на тихое помешательство, удержит у подола гуру маленьких кришнаитов, которые станут взрослыми. Нет нужды и в насильственном принуждении: представление об ужасах, таящихся за периметром ашрама, и опасение того, что самостоятельная жизнь потребует неизбежной переоценки сектантских ценностей, вполне достаточны, чтобы навсегда отдать юные души на службу Кришне". (Le Monde de l'education, 1986, N 4, p. 41.)
И все-таки! Неужто так цепки путы сектантов? Неужели нельзя найти какой-нибудь выход? Наверное, можно. Однако для этого необходимы если не активное содействие, то хотя бы поддержка государства, всего общества. Пока же действия против кришнаитов ведутся на Западе лишь разобщенными индивидуумами, которым рассчитывать остается только на самих себя, что и делают, скажем, супруги Мишель и Анни Ше-мен. Люди пенсионного возраста, они добились от кришнаитов права участвовать в воспитании своих троих внучек. Разумеется, не по доброй воле сектантов было достигнуто это соглашение. Ему предшествовала долгая тяжба.
Когда дочь Мишеля и Анни Шемен стала членом "Международного общества сознания Кришны", она взяла с собой в ашрам четырехлетнюю Марин. Девочка получила в секте новое имя - Дропади. Там же, в ашраме, родились и две ее сестренки: Анаис и Люсиль - соответственно Радхе и Гауравани. Их отец был тоже кришнаитом, но в 1983 году он оставил секту и смело начал борьбу с бывшими единоверцами. Таким образом, семья раскололась. Суд, в который обратился за помощью в восстановлении своих родительских прав отец, вынужден был пойти на компромисс - решено было разрешить детям встречаться с ним на нейтральной территории: в доме дедушки и бабушки. И вот уже более двух лет, как супруги Шемен принимают у себя в доме по выходным дням и во время школьных каникул Марин, Анаис и Люсиль. Девочки расстаются со своими неизменными сари, одеваются в майки и брючки, но не расстаются с нормами поведения, внушенными им в секте.
"Мы с мужем похожи на корабль, движущийся ночью в сплошном тумане. Только вместо радаров у нас - терпение и такт,- делится опытом Анни Шемен.- Мы стараемся не опровергать напропалую те истины, которые дети усвоили раньше. Готовим только вегетарианскую пищу... Но вовсе не отказываемся от своих убеждений и правил поведения. Главное, чего мы добиваемся, это дать девочкам возможность ощутить вкус материальной, естественной жизни... Конечно, от прошлого разом не откажешься. Например, Люсиль недавно задала мне вопрос: "А правда ли, что наш папа - демон?..". (Le Monde de l'education, 1986, N 4, p. 41.)
К сожалению, не только легендами о богах и демонах индуистской мифологии продолжает напоминать о себе ашрам в доме супругов Шемен. Едва поселяются в нем тихие, молчаливые и замкнутые девочки, как начинают приходить письма от учителей из ведической школы. Духовные наставники основную ставку делают на Марин, она все-таки постарше. Поклонники гуру стремятся в своих посланиях любой ценой поддержать в девочке веру в Кришну. Для этого они сравнивают Марин с одним из героев вед - Прахладой Махараджей, который тоже, "рожденный в семье демонов, никогда не забывал Кришну, несмотря на тысячи страданий, которые он пережил из-за своего отца. Кришна проверяет верность и искренность людей. В духовный мир далеко не просто приобрести входной билет".
Остается добавить: куда как сложнее найти выход из лабиринта "духовного мира" кришнаитов. Тем более, когда в силу воспитания, полученного с детства, люди не знают ничего, кроме ашрама, отупляющего бормотания мантр и религиозных текстов.
Как учат кришнаиты, погрязший в пороке и насилии мир переделать невозможно, остается только найти убежище в духовности и обожать Кришну, терпеливо дожидаясь смерти. Поэтому его поклонников ничто материальное, не говоря уже о деньгах, не интересует.
...Жалоб и возмущенных звонков в западногерманскую полицию было много. В конце концов блюстители порядка в ФРГ решили нанести визит в ашрам кришнаитов во Франкфурте-на-Майне. Обитающих в нем сектантов обвиняли в измывательстве над новичками. Каково же было удивление полицейских, когда вместо молитвенников и благовонных палочек они обнаружили в "доме бога" целый оружейный арсенал плюс 51 тысячу западногерманских марок наличными! Тут же был наложен арест и на хранящиеся в банке на счету ашрама 720 тысяч марок. С похожими результатами завершился и обыск в западноберлинском филиале секты, проведенный практически одновременно. И тут многие кришнаиты скрывали под мешковатыми дхоти оружие. Даже у настоятеля храма Кауфмана обнаружили в складках одежды увесистый парабеллум. "Уж не связаны ли кришнаиты с организованной преступностью? А что, если сектанты сотрудничают с террористическими организациями?" - терялись в догадках газеты и журналы ФРГ. По всему чувствовалось, что назревает сенсация. Но "разоблачение века" не состоялось. По непонятным причинам расследование было приостановлено, а потом и вовсе свернуто. Тем не менее кришнаиты были объявлены в ФРГ вне закона. В спешке поклонники Кришны перебрались во Францию. Здесь сегодня создан их главный западноевропейский бастион.
Вполне официально бюро "Международного общества сознания Кришны" расположены на улице Самбр-э-Мёз в X округе Парижа и на улице дю Жур в I округе. Активно действует и филиал в Тулузе, что на авеню дю Фронтон. В Мезон-Альфоре обосновалась штаб-квартира парфюмерной компании "Духовный полет", основанной кришнаитами. Принадлежала сектантам и студия грамзаписи, тиражировавшая "духовную музыку" и послания гуру. Открытая в обход действующего во Франции налогового законодательства, она работала подпольно вплоть до мая 1984 года, когда полиции удалось обнаружить и закрыть ее. До 20 миллионов долларов приносит "Движению Харе Кришна" продажа кришнаитской литературы. В первую очередь это книги и переводы Прабхупады, а также журнал "Назад к божественности", выходящий 500-тысячным тиражом. Расположенное в Париже издательство "Эдисьон Бхактиведанта" является французским отделением мощного треста печати "Бхактиведанта Бук Траст", созданного кришнаитами в 1971 году в Соединенных Штатах. В 90 процентах американских библиотек - в университетах и колледжах, культурных центрах и лицеях - можно найти творения гуру. Немалые суммы поступают в казну "Международного общества сознания Кришны" от богатых меценатов. Но основную прибыль обеспечивают гуру не сомнительного качества духи и сбываемые из-под полы пластинки с записью уханья барабанов и звона цимбал, а попрошайничество, граничащее с назойливым вымогательством.
И в этом немалая роль отводится санкиртану. В Индии санкиртан является частью индуистского культа. Это яркое, торжественное шествие по улицам, объединяющее людей, освобождающее их от подавленных желаний и эмоций. На Западе кришнаиты используют санкиртан для привлечения в секту новых членов. Красочное шествие последователей Кришны, под звон цимбал поющих и пританцовывающих на ходу, одетых в белые, розовые, желтые, шафранные экзотические одежды, невольно привлекает к себе внимание. С другой стороны, усилия заставить кого-либо купить по явно завышенной цене сочинение Прабхупады или другую религиозную литературу, а тем более выклянчить деньги требуют предельного нервного напряжения, так как кришнаитам приходится сталкиваться с презрением и враждебностью прохожих. И санкиртан для них является средством психологической разгрузки, дает возможность отождествить вымогательство со служением "всемирно-исторической миссии" - "распространением сознания Кришны". В Париже кришнаиты выходят в те районы города, где чаще всего бывает молодежь. Скажем, Латинский квартал. Там они танцуют, поют, распространяют листовки, журналы, издаваемые сектой. Иногда устраивают бесплатную дегустацию вегетарианских блюд. Организация маленьких уличных столовых имеет две цели. Одна - официальная, громкая, пропагандистская: приобщая людей к своей пище, кришнаиты якобы очищают их для восприятия своего учения. Другая же цель более практичная: благотворительными обедами сектанты покупают доверие безработных, бездомных, бедных студентов. За первым знакомством обычно следует вторая встреча за бесплатной трапезой, а там, глядишь, и стало одним членом секты больше...
Сбор денег в секте рассматривается как высокий религиозный долг. Обычно устанавливается суточная норма. Кришнаиты часто выходят на "работу" в джинсах, майках, свитерах. Они не поют мантры на углах улиц, а идут на выставки, ярмарки, массовые распродажи - туда, где большое скопление народа. Они продают кришнаитскую литературу, пластинки, видеокассеты... И, конечно, занимаются попрошайничеством - не вульгарным нищенством, а хладнокровным, циничным сбором денег. Для выполнения этой деликатной миссии, возложенной на них гуру, сектанты нередко прикрываются официальными благотворительными кампаниями, объявленными представительными международными или национальными организациями.
Так, западногерманские кришнаиты начали шумную кампанию по сбору средств в помощь индийским детям. Совершенно случайно стало известно, что весомая часть марок, собранных якобы с чисто благотворительной целью, оказалась в казне "Международного общества сознания Кришны". Столь же успешно сектанты использовали в своих целях и объявленный ООН Международный год ребенка.
Кришнаиты наступают, атакуют, умело приноравливаясь к идеологическому, культурному и духовному рельефу западного общества.
...По пустынным улицам деревушки Плесси-Бельвиль в отчаянии бежала молодая женщина, за которой неслись два парня в дхоти с бритыми головами. Они догнали ее и поволокли, избивая на ходу. Женщина позвала на помощь. Из соседних домов один за другим стали выглядывать крестьяне. Странно одетые молодцы старательно награждали тумаками Анну Миранду. Рядом избивали и ее мужа Альберто, пойманного в другом конце поселка. Супружеская пара - колумбийка и венесуэлец - не так давно поселилась в поселке. Работящие, общительные, они пользовались симпатией односельчан, спокойно растили двух детей - и вдруг такое.
Кто-то позвонил в субпрефектуру, и вскоре появилась полиция. Бритоголовые хулиганы были задержаны и опознаны. Ими оказались американец Томас Милано, англичанин Мэй Стюарт, пакистанец Хуссейн Азхар и француз Мишель Дюэн. В секте же их зовут по-другому, ведь приехала эта "группа захвата" в Плесси-Бель-виль прямиком из замка кришнаитов в Эрменон-виле.
Оказалось, что Анна и Альберто Миранда в течение нескольких лет были кришнаитами, но, разочаровавшись в "Движении", они забрали своих детей и сбежали из секты. Бывшие единоверцы в конце концов разыскали их и решили любой ценой вернуть в секту, чтобы другим неповадно было следовать дурному примеру.
Карательная экспедиция кришнаитов обернулась для ее участников скамьей подсудимых. В очередной раз западная общественность услышала напоминание об опасности кришнаитов. И осознанием этой угрозы явилось создание Ассоциации защиты ценностей Эрменонвиля - общественной организации, ставящей перед собой задачу изгнания сектантов из замка в Эрме-нонвиле, а затем и из всей Франции.
"Мы не желаем больше жить по часам "Бхагавадгиты"!" - заявил представитель Ассоциации. И это не просто сравнение, точная метафора. Это образ, на фоне которого проецируется летопись французской истории. Ведь два с небольшим столетия назад именно в замке Эрменон-виль нашел себе последнее убежище великий французский философ и просветитель Жан-Жак Руссо. Там же в парке было захоронено его тело, ныне покоящееся в Пантеоне. Для каждого француза это живописное место так же свято, как для русского человека Михайловское или Ясная Поляна... Однако теперь Эрменонвиль - это центр святости иной, кришнаитской, в основе которой - деньги.
Добывание денег у кришнаитов поставлено на "научную" основу. На компакт кассетах даже специально размножены наставления по "сан-киртане". Вкратце звучат они следующим образом: "Главная цель вашей предприимчивости и изобретательности - "карми" с набитыми деньгами карманами. Деньги эти предназначены для греха - на них будут куплены мясо, табак, развлечения... Абсурдно бросать деньги на ветер. Тем более, если "карми" становятся все глупее и омерзительнее... Вы должны отобрать эти деньги. Что для этого необходимо сделать? Прежде всего заставить "карми"... получить ваш маленький подарок! После этого любыми средствами вы должны подчинить "карми" вашей воле. Если вы будете неустанно думать о Кришне, то сможете принести ему вечером до 10 тысяч франков!.."
Характерная деталь: ни разу в этом наставлении не прозвучало слово "человек" - только презрительное "карми".
Для каждого здравомыслящего человека на Западе давным-давно не секрет, на защите чьих интересов стоят гуру и их верноподданные. И символичен вселяющий оптимизм знак нашей эпохи - все больше людей во всех концах света проникаются сегодня сознанием - нет, не легендарного Кришны, а своей ответственности за будущее планеты. Как заявили в своей декларации активисты Ассоциации защиты ценностей Эрменонвиля: "Для нас секты, подобные "Движению Харе Кришна", представляют собой вызов свободе жить и мыслить, вызов демократии, вызов самой духовности, если хотите. Это постоянная опасность для наших детей". (Le Figaro, 1986.26.11)
Глава из книги: Привалов К. Б. Секты: досье страха, - М.: Политиздат, 1987. - 191 с. / c. 128-148.