Здесь я выложу фотографии с одного дня на Байкале, куда нас с Антохой занесло совершенно внезапный образом. В конце июня мы ездили в Монголию, и завершили свою программу чуть раньше запланированного. В тот день недели из столицы Монголии по счастью уходил поезд Улан-Батор - Москва, позволявший нам сэкономить дополнительно еще кучу времени за счет того, что он сравнительно быстро пересекает границу. И именно там, в здании международных касс Улан-Батора у нас появилась идея взять ЖД-билет не до Улан-Удэ, откуда у нас был самолет в Москву, а чуть дальше - до Слюдянки.
До этого я пересекал монгольскую границу только через автомобильный КПП, потому на сей раз я узнал много нового. В купе мы были вдвоем на нижних полках, пассажиров ехало мало. Не успел поезд отойти, как дверь нашего купе периодически стали открывать (и не закрывать) проходящие мимо люди. Так бы продолжалось до самой границы, если бы мы не закрыли дверь на замок. Навязчиво добрые проводницы принесли нам какие-то мега-одеяла, и отказывались брать плату за чай. Проводницы были по монгольским меркам довольно красивыми - международный поезд, все-таки. Ближе к границе ситуация обострилась. Проводницы попросили нас положить к себе на полки какие-то свои пакеты. Потом к нам пришла какая-то женщина со своими пакетами. Мы предупредили ее, что активной помощи ей не окажем, но она всё равно запихала свои пакеты к нам на верхнюю полку.
Монгольская таможня прошла быстро и незаметно. Потому меня сразу удивило, от чего же на российской границе поезд по расписанию стоит 2.5 часа. Оказывается, вот почему. Российские таможенники заглянули во все купе, не сказав при этом ни слова. В этом был глубокий замысел - позже прояснилось, что они высматривали случаи, когда в разных купе лежат одинаковые вещи. Ну вы поняли. Что было потом, можно конечно рассказывать, но лучше вы сами как-нибудь съездите на этом поезде. Расскажу лишь итоги - обыск продолжался где-то час, остальное время ушло на разбирательство, допросы и выяснения, какие пакеты чьи. Одеяла конечно же конфисковали, все пакеты конфисковали (в пакетах была различная китайская одежда). Мы никого не выдали, отделавшись общими характеристиками, чтобы не портить в глазах монголов репутацию россиян. Таможенники даже приводили к нам одну из подозреваемых на опознание - она или не она. Мы слышали со стороны тамбура, как таможенники угрожали проводнице высадкой с поезда за то, что она не следила за путешествиями пакетов. В итоге конечно никого с поезда не сняли, но вот пакетов заметно поубавилось - казалось, что таможенники унесли всё. Одним словом, были унесены найденные все вещи, хозяева которых не объявились.
Поезд прибывал в Слюдянку около часа дня. До этого времени с самого утра мы ехали вдоль Байкала. Проводницы от плохой жизни собрали с нас деньги за предыдущий чай. В Слюдянке, на 2-минутной стоянке, мы были удивлены - та из проводниц, у которой был отсыпной день, вышла на платформу и стала торговать вещами!! Вот это предпринимательский дух, я понимаю. Моё понимание замкнулось в целостную картину.
У нас оставалось еще довольно много времени до заката, особенно с учетом длинного июньского дня. Мы купили немного продуктов, и не медля взяли такси в Култук, договорившись и об обратном вывозе нас в назначенное время. От Култука мы шли пешком по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД) до тех пор, пока не достигли сравнительно диких мест за деревней Ангасолка. Я еще не бывал на озере настолько ранним летом. Зелень была еще свежей, а вода в озере - около 8 градусов.
Начну фотоповествование с вида наверх. Вы наверное думаете, что это одуванчики.
При более близком рассмотрении это всё же нечто из лилейных.
Вот вся правда-матка:
Мы немного посидели на берегу озера, вынашивая мечты о купании, но вода была слишком холодной, потому я решил просто помедитировать и поизучать фауну на мелководье. Это один из видов байкальских бокоплавов, среди племени которых попадаются сравнительно крупные звери - до 4-х сантиметров и иногда больше. У местных рыбаков такие бокоплавы идут на приманку, так как их добыть гораздо проще, чем червей или кузнечиков - достаточно пошарить под камнями.
Байкальский бычок попался мне совершенно случайно. Увидеть бычка, а потом еще и поймать его руками - этого я сам от себя не ожидал, специально такое не загадаешь. Как-то увиделось, поймалось.
В приозерной полосе и флора, и фауна мало того что очень богаты, так еще и разнятся от сезона к сезону. Не посетить дикие склоны - всё равно что не побывать на Байкале. Не обязательно лезть на самый верх - достаточно набрать метров 5-10 высоты.
Рядом с густой травой встречаются и ксерофитные растения.
Буйство жизни двояко. Не надо забывать про суровые зимние морозы, и влажный ветер с не замерзшего озера большую часть зимы. Именно поэтому все березы на береговых склонах полуживые, половина веток на деревьях мертвые и трухлявые, а нередко такая участь постигает и всё дерево целиком. На фотографии на заднем плане видны и другие деревья, среди которых присутствуют более удачливые.
Выше в горах разнообразие увеличивается. Правда доминируют все равно лилейные - это и желтые, и красные (саранки).
Крупные планы. Те, что из ромашковых, городские люди могли видеть на газонах - а тут они и в природе растут.
Встречаются южные виды насекомых. Муравьиный лев не част в Московском регионе, а здесь - обычен.
Берлога? Место как будто растоптанное. Это уже довольно высоко, люди здесь не ходят.
Средний уклон берегового склона - более 45 градусов, но подниматься вверх довольно легко и безопасно (благодаря возможностям, предоставляемым деталями рельефа). Главное не упасть с таких вот обрывов.
И быть осторожным, находясь на всяких таких местах:
А теперь просто горы, суровые, без цветов.
И свежие, с цветами.
Вечерело, солнце завернуло за горы. Мы должны были спускаться.
Спуск был продолжительным - мы высоковато залезли. Спускались по некому подобию косого оврага, весьма крутого, но вариантов не было. Мы очень сильно разогрелись во время спуска, и решили этим воспользоваться для покорения 8-градусной воды. Без передышки мы занырнули в озеро.
Обратно мы пришли почти вовремя к приезду такси. Из Слюдянки у нас был ночной поезд до Улан-Удэ, и потом самолет в Москву, так что можно было сказать, что наш сложносоставный путь домой начинался сразу после того, как мы искупались в озере.
(
Перейти к глобальному оглавлению)