В туристическом понимании "летний сезон" - понятие растяжимое. Можно говорить о лете как о теплом времени, а можно взять шире, и называть летом всё время, когда нет снега, и при этом температура хоть раз за неделю бывает выше нуля. На практике я бы говорил о степени пригодности сезона для походов. С наступлением поздней осени пригодность снижается - всё реже и реже попадаются дни, пригодные для вылазок, и всё сильнее чувствуется теснота ограничений. Но если научиться такие дни выгадывать, можно продлить себе лето очень надолго, что мы и попытались сделать в эти ноябрьские выходные. Попытка выбраться на водохранилище предпринималась нами еще в конце октября, но так сложилось, что лишь в ноябре погода стала более подходящей. В ноябре является искусством подгадать выходные с солнцем, в противном случае поход не принесет ничего, кроме темени и промозглости.
И конечно важна компания. Один бы я не поехал в место, где уже был, в такое рискованное с точки зрения погоды время. Но так как у меня была цель агитировать своего друга Антона на покупку байдарки, то повод поплавать явно был - для него это был бы тест-драйв, а мне уже тоже давно хотелось проветрить мозги, а повода не было. Ну и сезон закрыть все-таки нужно, иначе зимы не будет. Так что несмотря на все погодные риски, поездка грозила состояться. Билеты были куплены мной и Антоном заранее, но в последний момент поездка чуть не сорвалась, т.к. я сильно задержался по делам в Москве - когда я освободился, то увидел, что на улице почти стемнело, а времени от заката до поезда было в обрез. Пришлось ехать домой, срочно принимать душ, а потом доупаковывать рюкзак и параллельно с этим ужинать - и всё это за полчаса. Не сослужило службу и РЖД с опоздавшей на 10 минут электричкой. Так что в свой вагон поезда Москва - Псков я вбежал за полминуты до его отправления, перед этим потренировавшись бегать с 30-килограммовой байдаркой на тележке (по лестницам и не только). Антон ждал у поезда заранее, но влетел в вагон задолго после меня, потому что, как оказалось, он ждал не у того вагона (а по бумажной квитанции ЭР пускают сесть только в свой вагон). Иными словами, поездка была на грани срыва. Но сев в вагон и загрузив вещи на полки, мы отметили чаем наш все-таки успешный старт. До Волочка поезд ехал чуть более 3-х часов, потому даже поспать не сложилось, а как максимум вышло поваляться - благо, что прибытие было всего лишь в 23 часа.
Мы вытащили наши баулы на платформу. К тому моменту остальные пассажиры уже расхватали такси, и на стоянке осталась лишь одна машина без опознавательных знаков. Но водитель ее оказался тем, кем надо, и вскоре мы уже ехали к месту своей ночевки за вполне умеренную цену. Место я присмотрел еще заранее по карте, оно располагалась в километре за кладбищем поселка Красномайский, где был и лес, и подход к воде. Водитель, сам будучи рыбаком, с энтузиазмом довез нас до самого места, рискнув свернуть с шоссе на лесные дороги. Потом мы распрощались, и стали ставить палатку. Водитель говорил нам, что дров здесь давно уже нет - всё собрали рыбаки. Но пока мы ехали по лесу, я запомнил по пути одну сушину, потому некоторая определенность на утро была. Антон припас нам небольшой ужин из кильки с хлебом, которые мы съели в палатке. Всю капитальную работу мы оставили на завтрашний день, потому что времени поспать и без того едва хватало.
Осенние походы дисциплинируют в плане режима, а о ноябрьских походах и говорить не приходится - день сократился до 8.5 часов. Такое дорогое светлое время не позволяет себя просыпать. Наутро мы конечно позволили себе поваляться, но встали тем не менее в 5:30, за 2 часа до рассвета. Планов на утро было много, основное время съедала сборка байдарки. Так как в вопросе байдарки был компетентен в основном я, то мы с Антоном разделились - я занимался при наличии выбора только байдаркой, а Антон - всем остальным (костром, готовкой, палаткой - одним словом, дежурством). Но пока еще не рассвело, байдарку собирать было нельзя. Сперва конечно мы сходили за сушиной. Оказалось, рядом валялись еще деревья, так что сырья было вдоволь. Попилили, развели костер. Дорога была вся в плотном инее, песок на берегу водохранилища смерзся, а камыш был скован ледком. Свободный от камыша залив не замерз, что успокаивало. Когда начало светать, на машинах приехали и другие рыбаки. Часть неба со стороны зари была свободной от облаков, потому пригодное освещение установилось довольно рано, и к непосредственно рассвету у меня уже были какое-то результаты касаемо байдарки.
Взойдя, солнце ярко осветило сосны, но очень скоро скрылось за облаками, в прочем не очень толстыми. Восход выглядел уже по-зимниму. Небо уходило, потому были причины полагать, что днем нас ждет серая погода. Морозец с рассветом не ушел, дорога оставалась белой от инея, но скоро нас согрел теплый завтрак и чай из термоса. Прилетели несколько синичек, которые явно рассчитывали добыть у нас еду. Синички вели себя смело, забирались под прислонённый к дереву рюкзак, садились на край котла с кашей, пробегали в метре от сидящего Антона. Я кинул им немного гречки, которая была ими найдена. Животные меняются с поколениями, привыкают к людям - что-то вроде белочек. Конечно, вдвоем с Антоном управляться было гораздо проще и быстрее - где-то даже с байдаркой мне одному было сложно справиться. Но на этот раз мы задержались на лишний час из-за моей долгой возни с рулевым управлением. Около полудня иней начал сходить с дороги, установилась плюсовая температура. Где-то в этом районе я победил байдарку, и мы с Антоном отнесли ее к месту погрузки. К этому времени погода начала на удивление улучшаться, а листва на береговой иве приобрела как будто весенний оттенок.
Солнце выглядывало всё чаще. Вещи были уже приготовлены, распиханы по гермомешкам, так что уложить всё в байдарку не отняло много времени. Недалеко от нашего места виднелись Лисьи острова, и за утро туда уже два раза успел сходить корабль. Собственно потому мы отсюда и стартовали - чтобы далеко не плавать, а сразу оказаться среди островов. Сбор был долгим, зато старт - быстрым. Антон, плавая до этого под веслами лишь на надувной лодке, удивился быстроходности каркасной байдарки. Скорость байдарки может сравниться со скоростью неспешного бега трусцой. Да и с рулем я промучился не зря. Спустя незначительное время мы были уже на просторах Лисьего архипелага.
Была идея осмотреть северную группу мелких островков, в основном покрытых лиственным лесом. При этом неплохо было бы пройти через один узкий пролив. В районе пролива преобладали камышово-болотистые острова, и мы начали приближаться к их торфяным берегам.
Происхождение островов связано скорее всего со всплытием торфа в зоне затопления. Водохранилищу сейчас уже более 300 лет, за это время всплывший дерн хорошо закрепился, и даже порос мелким березняком. Но "плавучее прошлое" берегов дает о себе знать - видно, что камыш растет лишь на суше - значит сразу возле берега находятся значительные глубины, более полуметра-метра. Действительно, вертикально опущенное непосредственно возле берега весло ушло под воду полностью, не коснувшись дна. На следующей фотографии видна бобровая хатка.
Последнее фото снято в районе узкого пролива, через который мы пытались пройти. Увы, пролив был скован ледком, а через метров 5 пути по ледку мы уперлись в уже настоящий ледище. Это обстоятельство заставило нас развернуться. Лёд закрепился в основном в ветровых тенях островов. Ветер дул с юга, потому я решил попробовать пройти более южным проливом (он пошире), хотя шансов было мало. Лед на нашем пути был вовсе не редким явлением - видно, вода водохранилища уже остыла, и готова была замерзнуть полностью уже в первые пригодные для этого заморозки.
Полностью обогнув длинный остров Ключино вдоль его теневого берега, мы вновь вышли на солнечную сторону, где листья камыша смотрели в одном направлении и почему-то были темными. Там мы сделали небольшую санитарную остановку. На мели рядом с байдаркой стоял окунёк - видно, рыбы здесь много.
Остров Ключино был мало посещаемым. Это по сути два сросшихся островка с болотистой перемычкой, через которую ни байдарке проплыть, ни пешеходу перейти. На березках еще оставались немногочисленные листья.
Как я и ожидал, пролив с другой стороны от Ключино также замерз. Причем лед начинался еще заранее. В начале ледового поля из воды торчала группа торфяных бугорков, потрогав которые, мы развернулись вновь. Делать было нечего - только огибать остров Лисий. С другой стороны от него широкое пространство открытой воды, и там уж точно льда не было бы. Заодно была возможность посмотреть на опытную базу для исследования ящура, которая выходила как раз на этот берег, стоило лишь повернуть за остров. Туда утром и плавал корабль, по крайней мере мне так думается, да и водитель наш про такой корабль говорил. Нам пришлось снова идти против солнца. Солнце светило уже не переставая, довольно низко, и нам прямо в глаза. Небо расчистилось почти полностью. На берегах острова через каждые 50 метров на деревья были прибиты таблички - издали было не разглядеть, но скорее текст был "Причаливать запрещено". Часть строений находилась в лесу, но большинство стояли на открытом месте. Напротив базы росла очередная зеленая ива.
Там по берегу снова начался ледок. Антон хорошим зрением разглядел лису, бредущую по пляжу. Лиса вышла к воде напротив нас, точнее ко льду. Не повезло ей конечно, застрять на таком острове. Будем надеяться, ящур ей не грозит - иначе зимой эта лиса, сбежав с острова, заразит своих коллег. В прочем, водитель нам говорил, что по-моему база уже давно не функционирует по назначению, и стала рыбообрабатывающей - кто знает. Лед вдоль берега расширялся по мере нашего продвижения, но нам хватало открытой воды.
В своем самом широком месте ледовое поле заинтересовало нас, и мы подошли ко льду вплотную.
Проливы между Лисьими островами, мне виделось, все были закрыты льдом. Мы пошли вдоль южной стороны Лисьих островов. Самый последний из проливов все-таки оказался чистым. Он вел в закрытое от ветров внутреннее море со множеством островков. Само это "море" конечно смерзлось, но мы хотя бы на него посмотрели. Солнце опускалось всё ниже. Следующие виды сняты изнутри пролива.
Ветра как такового не было, по открытому пространству воды шли пологие колебания. Низкое солнце отражалось колеблющейся гладью в виде бегущих ярких полос на камышах и кронах деревьев. Фотографии конечно всего не передают, но было здорово.
А это видео, где можно оценить динамику:
Click to view
Вскоре нам потребовалась еще одна санитарная остановка. Берега Лисьего острова очень красивы, и имеют определенное разнообразие.
Дальше проливов уже не было. До заката оставалось около получаса, а то и меньше. Я уже задумал, где мы заночуем, так что оставалось просто плыть.
Приближаемся к мысу, берега которого имеют каменистый пляж. Причаливаем в попытке что-то сфотографировать.
Правда, по такому низкому солнцу дно уже оказалось не освещено, так что гальку видно плохо. Пляжи сейчас основательно засыпаны листвой. На листве, кстати, лёд. Что ж, плывем дальше.
Остров Лисий закончился, и мы заходим за его крайнюю юго-восточную точку. Здесь берег имеет невысокий обрыв. Опять виднеется ледок на пляже. Декабрь уже близко, скоро всё замерзнет к чертовой матери.
За поворотом показались другие острова, скрывавшиеся за Лисьим - сначала остров Дергуны, а потом и архипелаг Саменец. В это время солнце полностью зашло, но так как светлого времени еще немного оставалось, мы доплыли до острова, на котором я изначально планировал встать. Этот безымянный остров хорошо мне запомнился по прошлой поездке (см.
здесь, на карте он обозначен как №33). Он является фронтовым, перед ним - большое пространство открытой воды с ветром и волнами. Для нас этой ночью было критично, чтобы вода вокруг острова не замерзла хотя бы с одной стороны, так что место было весьма подходящим. После полудня температура успела неплохо подняться, нам в байдарке даже стало жарко, особенно мне, в трех шерстяных кофтах и непродувайке. Но как только солнце зашло, стало ясно, что температура внезапно отрицательная. По остаткам света мы доплыли до острова, разгрузили байдарку, и будучи вытащенной на берег, она тот час же промерзла. Как по заказу, начались сильные волны, а за ними и устойчивый ветер. На пляже было много плавника, дров хватало. До нас на острове были единичные посетители. Росло много грибов, на вид съедобных. Пришлось их собрать, т.к. они росли в единственном пригодном для палатки месте. Мы развели костер и разбили лагерь. Небо к тому времени покрылось звездами, а температура стала приблизительно -3 градуса. Прогноз погоды не обещал таких событий, потому я даже позвонил жене уточнить последние сводки по Волочку. По-прежнему обещали, что завтра будет выше нуля, и что ночь также будет не сильно морозной. Хотя я все равно не упустил возможность ответить, что лед вокруг нашего острова стремительно нарастает, и лишь как-нибудь к середине декабря мы выберемся отсюда. Ветер не позволял особо погреться у костра, так что вскоре мы залегли в палатку, предварительно обложив все щели рюкзаками, гермомешками, декой от байдарки и так далее. Внутри палатки это дало эффект, было действительно тепло, и не поддувало ни разу. Ночью волны еще больше усилились. Небо затянуло, пошла снежная крупа. Из-за раннего залегания нам хорошо спалось лишь сначала, пока мы были уставшими и подмерзшими на ветру. Но к часу ночи мы оба проснулись, и решили покусочничать. Потом уже как-то додремали до утра, и в 5:30 встали. Была сухая минусовая погода, небо освещалось Волочком, волны достигали в длину двух метров. Костер на ветру разжегся не сразу. Весь остров был покрыт белой крупой, земля смерзлась камнем. Потихоньку начало светать. Около 8 утра мы вышли грузиться с подветренной стороны острова (остров был по сути узкой полоской). Грибы мне так и не удалось сделать, т.к. мы объелись базовым набором питания что утром, что вечером. Вот сейчас пишу это всё, и вспомнил, что грибы так и лежат в пакете в не разобранном рюкзаке - пожалел их, привез домой, но теперь видимо они уже не годные. Да, погода была уже не та. Особенно по утру, пока солнце не поднялось высоко. Стоял туманный смог, фу. Но к острову Дергуны мы все равно поплыли - я там не был, а судя по спутниковой карте он был исключительно с лиственными деревьями, причем с какими-то особыми. Оказалось, остров полностью покрыт липами. На берегах росли и тополя. Кстати, местами берег был каментстым, даже с валунами. Всё сходится - спутник делал съемку осенью: березы желтые, сосны зеленые, а липы уже опали к тому времени, потому остров выглядит блекло-зеленоватым. Вот вам и остров, простите уж за погоду:
Чувствовался контраст со вчерашним днем. Волны и ветер были хороши, но после Байкала я знал, что они не представляли проблемы. Достигнув ближайшего мыса острова Дергуны, мы развернулись и поплыли назад, в ветровую тень острова Саменец. К сожалению, по такой погоде высадка на Дергуны не имела никакого интереса. В подветренных бухтах Саменца встал лед. Далее мы заплыли во внутренний пролив между Саменцом и соседним вытянутым островом, и сделали санитарную остановку. Льда в проливах явно поубавилось - погода хоть пакостная, но теплее вчерашней.
Сосновый лес одинаково выглядит в любой сезон. Сосны, мох, брусника - всё это вечнозеленые растения. Интересно, что вечнозеленостью отличаются именно тропики и тайга, а находящиеся между ними широколиственные леса зимой свою зелень полностью теряют (и там нет мха и брусники). Погода убавила интерес к планам, задуманным вчера. Мы решили просто сплавать вдоль другого берега Лисьего острова, в его ветровой тени.
Далее наше время вышло. Мы вернулись на Саменец для приготовления горячей пищи, а после этого двинулись в сторону Вышневолоцкого берега. Нацеливались на уже знакомую мне бухту, где я в прошлый раз также заканчивал свой маршрут. Перед этой бухтой есть живописный торфяной островок:
Click to view
Далее мы причалили, и вдвоем очень быстро управились с разборкой байдарки. К частью, значительных осадков не было, а морось за день была лишь разок в течение получаса. Резюмировать можно, что в ноябре день короток. Вчера мы большую половину дня собирались, и меньшую часть плавали. Сегодня плавали чуть дольше, но все равно причалили заранее, так как собирать байдарку также лучше не в темноте. Проплыли мы в сумме не менее 21.5 километра (измерил линейкой по яндекс карте), что вполне неплохо на мой взгляд.
(
Перейти к глобальному оглавлению)