Навигация:
<< Череда авральных эвакуаций - 1 << К оглавлениюДо самолета оставалось чуть менее двух суток, и в частности вагон времени оставался до встречи со спасительным транспортом. Так что мы пошли на спуск уже спокойными - встанем на речке Ыт-Юряге, недалеко от брода вездеходной дороги. Речушка эта была довольно глубокой, но сапоги при ее переходе я уже одевать не стал, так как всё равно был мокрее реки. На противоположном берегу была плотная и ровная площадка, скрепленная дерном - вот там мы палатку и поставили, немного подрагивая от холода на ветру. Сырость вещей сегодня не шла ни в какие рамки, и стоял вопрос, как мы будем спать. Пенок, напомню, у нас не было, а спали мы до сего момента, подкладывая под низ рюкзаки и гермомешки. Но теперь мой рюкзак был похож на размокшую губку. Когда мы затащили вещи в палатку, а ее углах набрались глубокие лужи от стекшей с вещей воды. Так что пришлось включать мозги.
В качестве подкладок в ход пошли сиденья от байдарки и чехол от нее же, плащи и непромокайки. Воду из палатки я кропотливо вычерпал тряпкой, устранив точечно все опасные места. Ну вот, вроде и некий уют появился. Осталось немного сухих вещей, годных, чтобы переодеть их взамен мокрых. Тогда я имел наконец счастье залезть во влажный, но все же согревающий спальник. Мы съели еще немного колбасы, и на душе полегчало.
Утро встретило нас солнечной ясной погодой, соответствовавшей наступающему очень скоро праздничному событию - нашему отсюда отъезду. Тундра быстро просохла, травою играл теплый лёгкий ветерок. По телефону нам было рекомендовано отдыхать и спокойно ждать квадроциклы, чем мы и занялись. Единственное, что меня удивило - люди выехали в нашу сторону без каких-либо средств связи. Но вроде как люди надежные, и будут нас искать, такая перед ними была поставлена задача. Мы не теряли времени даром - освободили палатку, развесили по ивам сушиться вещи, и даже сообразили небольшой костерок, насобирав по округе отдельные сухие ветви единственного здесь древесного растения. На костре заварили себе термос чая. Полярную иву для костра использовать трудно, но сегодня количество времени и погода позволяли. А вообще сухие ветки у этого растения дефицит, к тому же в мокрую погоду гарантированы проблемы, так как для горения нужны будут толстые стволики, а они дефицит еще больший. Позже, когда мужики доехали до нас, они оценили наш костер - «молодцы, не растерялись в нашей тундре». Хотя река Ыт-Юряге довольно крупная, и здесь ивовые заросли растут в промышленных масштабах.
Река Ыт-Юряге, на заднем плане предгорья Хараулаха. По такой реке можно и пешком пройтись с байдаркой на веревочке, царапин конечно будет много, но пеше-водники такое практикуют. В принципе, это один из вариантов пересечения Хараулаха - с той стороны гор тоже будет река.
Ыт-Юряге выходит на ровные просторы тундры, впадая впоследствии в Кенгдей. Это последний правый приток Кенгдея. На заднем плане заканчиваются горы Туора-Сис.
Снежник отступает, открывая путь весне, переходящей из марта в май, и далее в лето - как в сказке "Двенадцать месяцев". Снял под бортиком долины Ыт-Юряге.
На травяных утёсиках долины росли вот такие микроскопические цветы.
Текстура поймы реки. Даже в казалось бы скучной тундре есть интересные рисунки, неожиданные краски и градиенты.
Прокрутка панорамы. От гор Туора-Сис до горного острова участка "Сокол".
С ветерком по тундре
Но вот назначенное время подошло. Мы даже несколько закопались в сборах, и были готовы лишь к часу дня, но пока всё равно никого не было видно и слышно. Поднявшись из долины реки, мы прошли еще пару сотен шагов, чтобы оказаться на пригорке, с которого на многие километры хорошо просматривалась тундра. Так мы на этом пригорке и просидели, пока время не перевалило далеко за обед. Успели даже еще раз перекусить, а квадроциклов всё не было, и в бинокль их нигде не было видно, хотя долина Кенгдея просматривалась отсюда очень далеко. В конце концов нервы мои сдали, и я решил выйти навстречу - не знаю, сильно ли это могло помочь, если учесть встречную скорость квадроциклов, и насколько ничтожно будет пройденное мною расстояние по сравнению с их путём. Но другого шанса успеть на самолет у нас не будет, кроме как сейчас, и в такой ситуации даже грамм помощи мог быть критичен. Так оно и оказалось в итоге. Я оставил Антона с вещами, дав ему задание выставить наверх что-нибудь яркое, а сам налегке двинулся в путь по тундре параллельно вездеходной дороге, одев сапоги и яркий спасжилет, и не взяв с собой даже фотоаппарата, о чем позже сожалел - погода была хорошая, и когда я касался предгорий, возникали интересные сюжеты с синими от неба речушками и сочно-зелеными оврагами, но остались эти снимки только в моей голове. Тундра была такая же кочковатая, с какой мы боролись ранее, неся 35-килограммовые рюкзаки, и даже несколько более болотистая, но налегке мне шлось по ней довольно быстро, и вскоре я уже не был способен разглядеть Антона невооруженным глазом. В этот момент ко мне пришло понимание, что найти нас будет очень сложной задачей. Позже Антон мне рассказывал, что на каком-то этапе он со своим 12-кратным биноклем тоже перестал меня видеть. Эта мысль заставляла меня продолжать идти, и тогда же я решил, что если я никого не встречу, я не пойду уже назад, а пошагаю до самого Тикси, чтобы там искать помощь. Антон бы конечно остался в неведении, но у него был и спутниковый телефон с последними вызовами, и последняя еда, и палатка с теплыми вещами, а у меня не было ничего, зато я уже прошел в сторону Тикси десятую часть расстояния, и может быть к утру смог дойти полностью. Но к счастью, радикальные меры не потребовались. Когда я перешел очередную стекавшую с гор речку, и выбрался из ивовых кустов на следующий холм, навстречу мне по вездеходной дороге засветили прожекторы фар двух квадроциклов. Мужики остановились в очередной раз осмотреть в бинокль окрестности, но внезапно и неожиданно близко к себе увидели меня, размахивающего красным спасжилетом.
Выяснилось, что искали нас мужики совсем в другом месте. В нашу сторону по вездеходной дороге они поехали уже на удачу, причем до того они точно так же ездили в другую сторону. Здесь они тоже скоро собирались разворачиваться, суммарно уехали от начальной точки довольно далеко. Но видимо мужики все же имели некоторое понимание, с какого направления мы попали в тундру, потому самостоятельно догадались, в какой стороне стоит сделать упор на поиски. Да, благодаря эффекту сломанного телефона вышла неувязочка. Пока мы ехали в сторону Антона и оставленных с ним вещей, шла речь о том, хватит ли нам бензина на обратную дорогу. А ехали мы до Антона невообразимо долго - я несколько раз успел осознать, что погорячился, сказав, что до этого места совсем недалеко. Еще как далеко. А квадроциклы - это всё же не вездеходы, и скорость по тундре могли развить совсем небольшую, и то расстояние, которое я прошел за час, обратно мы покрыли где-то за полчаса. Хотя даже на малой скорости пассажирам квадроцикла я не стану завидовать. Дорога к Антону подготовила меня морально к тому испытанию, какое нас ждет в течение ближайших нескольких часов. А Антону это удовольствие еще предстоит прочувствовать, пока что он радовался, видя в бинокль долгожданные фары.
Когда мы доехали, мужики видно что были рады передохнуть, но от совместного перекуса на дорожку отказались - не хотели терять время. Мы распихали вещи в контейнеры квадроциклов, оставшееся добро привязали снаружи, и двинулись в дорогу. Дорога в Тикси заняла у нас около 7 часов, и вернулись мы глубокой ночью, благо спешить в это время года не обязательно. Но уже скоро, недели через три по словам наших водителей, начнутся относительно темные ночи: останавливаешься в тундре, и щурясь, высматриваешь горы - говорил один из них. Могу только сказать, что с этих пор Антон зарекся ездить на квадроциклах. Мужики были русский и якут, и общались между собой на смеси русского и якутского, привлекая периодически и матершинный диалект каждого из них. Нервы у них были очень крепкие - как было мне ранее сказано по телефону, люди эти надежные. Как выяснилось, работают они в Тикси на заводе. Одного звали Валера, и он выехал за нами сразу после ночной смены, и потому, хотя был всегда весел, выглядел неважно, особенно под конец дороги, и всю дорогу хотел пить, для чего мы всегда держали поблизости бутылку с водой, и пополняли ее из попутных речек. Имя другого, который якут, я уже не помню, он выехал за нами вместо своей смены, и как потом выяснилось, человек, который должен был его заменить, на работу не вышел. В общем, напрягли из-за нас людей конкретно, но все же от нас они некую прибыль получили за свои мучения. В эту поездку я узнал, что квадроцикл - это не только дачная игрушка для богатых, которая портит почву, но в некоторых случаях вполне практичный вездеходный транспорт. Но все же не вездеход. Трясло нас конкретно, ведь ехали мы по кочкам. Часто застревали в болотистых местах, приходилось слезать, и всем вместе толкать машину, умываясь столбами грязи. А при пересечении одной из речек вышел даже небольшой переворот. Руки я себе быстро отбил о поручни, за которые держался на заднем сиденье, и повторные удары по синякам продолжались всю дорогу. Но у синяков есть конечно один плюс - это проблема, которая со временем устраняется сама собой. На пути постоянно случались трудности с поиском свободной от болот дороги, мы тыкались по холмам, а однажды уперлись в травяной ручеек шириной метр и глубиной метр, и пришлось делать значительный крюк. Но в конечном счете мы очутились в достаточной близости от города, и тогда выбрались на старую грунтовую дорогу, по которой в былые годы проходил подъезд к ныне заброшенному антенному полю. Дорога шла через несколько покинутых объектов, в том числе мимо небольшого города-призрака, и в конце концов вывела нас на трассу Тикси-1 - Тикси-3.
Та самая Красная Скала, Валера уговорил меня ее снять, и не зря. Теперь будет фото на память. Эта скала - местный ориентир, здесь зимник из Тикси выходит на просторы тундр Кенгдея, и здесь же находится развилка дорог - основная на Лену, и гораздо менее наезженная на левый берег Бедера.
На карте я обозначил наш путь. Синий цвет - на катере с рыбаками; зеленый - пеший переход; бордовый - начало пути на квадроциклах. Точка 2 - избушка на протоке Тас-Ары; точки 3 и 4 - места наших ночевок в тундре. В сумме пешком прошли всего 15 километров, примерно поровну на каждый день. Конечно, дни были не полные, и наверное за 3 полных дня мы осилили бы с нашим грузом 30 километров, но это все равно почти в 2 раза меньше нужного расстояния.
Оказалось, что на квартире в Тикси нас ждали, так что мы даже заночевали с удобствами. Времени было уже за полночь, и нас зарекали не шуметь, потому что в соседней комнате спала немецкая группа, и «они не поймут». Но немцам в ту ночь досталось на славу, и вовсе не из-за нас. В Тикси отопление работает круглогодично, но в середине лета отключается на неделю на профилактику. И период отключения в аккурат совпал с нашим путешествием по Лене. А сегодня, примерно в 6 утра, дали напор. И похоже, не все трубы успели заварить к тому моменту. С потолка начала течь вода. Сначала по стене ванной, потом уже и в прихожей, а потом и с потолка той комнаты, где были расквартированы немцы. До нашей комнаты дождик не добрался - службы успели отреагировать. Немцы, правда, были в детском восторге, участвуя в борьбе со стихией.
О вреде неоднозначностей
Но последний аврал случился у нас перед самым вылетом. К аэропорту мы запланировали ехать на автобусе, а расписание до того посмотрели в нём же, когда он стоял на конечной близ церкви. Так в расписании и значилось: «время отправления от церкви». Я еще тогда спрашивал, нет ли в Тикси-3 (который у аэропорта) еще одной церкви - мне сказали, что церковь здесь только одна. Так вот оказалось, что некоторые местные люди даже на таком малом клочке цивилизации имеют в своей голове белые пятна. И церковь в Тикси-3 все же есть, и расписание было как раз по ней. Когда мы пришли с вещами на остановку, оказалось, что автобус ушел час назад. А с транспортом в городе были сейчас большие проблемы, так как бензин всё еще не завезли. Тут пришлось снова понервничать. Что огорчало, группа немцев сегодня улетала на том же самолете, и недавно они отправились к аэропорту на машине, в которой оставалось три свободных места. До самолета оставалось уже совсем немного времени. Но из ситуации удалось вырулить. Мы пошли к выходу из города на главную дорогу, покрытую плитами, и там мне удалось остановить большой джип, видавший виды, водитель которого направлялся в аккурат в Тикси-3. Нервишки по дороге щекотал еще тот факт, что начало регистрации мы пропустили, а значит у нас, как у последних в очереди, есть шанс не пролезть по багажу в самолет - такая проблема на местных рейсах существует. Но на этот раз всё прошло гладко. Мы улетели.
Эпилог
Мы улетели, но поездка в эти края запомнится мне надолго. Здесь я впервые побывал в столь высоких широтах, и впервые прочувствовал полярный день. И что главное, моя мечта осуществилась - я прикоснулся к местам, к которым стремился, и которые раньше мог видеть только на редких фотографиях. Будет ли продолжение у моих встреч с низовьями Лены, я наверняка не знаю, но хотелось бы, чтобы эта встреча была не последней.
Навигация:
<< Череда авральных эвакуаций - 1 << К оглавлению