Чуя-Курай 2016 - Вводная

Aug 07, 2017 21:09




Дошла очередь и до Алтая. Долгое время я игнорировал эти горы, так как они у всех на слуху, а к раскрученным брендам я отношусь с подозрением. Наверное, до сих пор не побывал бы там, если бы не посмотрел природу Алтая своими глазами во время путешествия в западную Монголию - тогда мы проехали транзитом по Чуйскому тракту. Эта автодорога пересекает почти все природные зоны Алтайских гор. С тех пор я отметил себе задачу съездить сюда как-нибудь.

Подходящее время наступило осенью 2016 года. За полгода до поездки, очень бегло наметив маршрут, я купил авиабилеты в Барнаул. Дальнейшие уточнения я оставил на потом, вплоть до того, идти ли пешком, или использовать велосипед. Общая идея маршрута от этого не менялась - я думал посмотреть Чуйскую и Курайскую котловины, и окружающие их горы. Плюсы есть как у велосипеда (широта охвата), так и у пешего прохождения (большая детальность, возможность пройти горами). В конечном счете, когда оказалось, что компании на поход не набирается, пешка показалась мне более реальной. Для этого, правда, пришлось основательно покумекать, чтобы максимально сократить маршрут, не потеряв в его разнообразии. Ведь пешком по горам и пересеченке за день много не пройдешь, плюс нужно заложить дни на плохую погоду. Правда плохая погода была маловероятна - сентябрь в Чуйской котловине стабильно сухой, для наглядности количество осадков в августе и сентябре различается в 5 раз. Помимо осенних красок, именно этим был определен сезон похода.

Как добираться из Барнаула в Кош-Агач, достоверно я не знал. Знал, что как-нибудь доберусь, на дорогу в один конец были заложены два условных дня. На первой маршрутке, которую не пришлось ждать, я выехал из аэропорта на вокзал. Маршрутка, вместо выхода сразу на шоссе, в самом начале делает крюк через пафосные коттеджи, не ясно ради чего. В Барнауле ЖД-вокзал и автовокзал находятся в одном месте. На автовокзале процветает частный извоз, потому все детали я очень быстро узнал у нужных людей. Из Барнаула в Кош-Агач никто не возит, а вот из Горно-Алтайска, откуда собственно и начинается Чуйский тракт, с автовокзала регулярно машины набирают людей. Так что под звучание русского рока из магнитолы я и еще несколько пассажиров помчались в Горно-Алтайск в большой белой машине. В Горно-Алтайске на автовокзале мне сказали, к кому подходить. Важный момент, что Кош-Агач, хоть это и крупный поселок, не имеет автобусного сообщения с большой землей. Самый дальний автобус по Чуйскому тракту ходит до Шебалино, то есть едва ли на четверть расстояния до Кош-Агача. В Кош-Агач можно доехать лишь на попутке или на "такси" - это когда в машину набирают четверых пассажиров, берут с каждого по тысяче рублей, и отправляются в дорогу длиной 460км, занимающую весь день. Места за Шебалино я бы не назвал малонаселенными - следом идет крупный поселок Онгудай, да и еще много средних селений.

Попутчиков выбирать не приходится. Машина, на которой я уехал, ждала отправления 2 часа. Сначала пришел один укурок с другом, они постоянно дико смеялись, хотели отвезти в Кош-Агач сумку, но в итоге договорились с водителем на 500 рублей, что он завезет сумку сам. Потом пришли два полупьяных маргинала, и мы поехали по кварталам Горно-Алтайска искать некий дом, откуда они тоже должны были забрать багаж. Вспомнить место они после вчерашнего не могли. Мы изъездили все тесные каменистые дороги, петляя между заборами поселковых кварталов вверх и вниз по склону, потеряли много времени, но все же чудом приехали куда надо. Один из маргиналов, как оказалось, уезжать в Кош-Агач не собирался, а только показывал дорогу. Позже вторым пассажиром стал солидного вида казах, которого мы забрали от подъезда непосредственно перед выездом. Третьего пассажира не было - я решил заплатить за двоих, лишь бы не ждать в Горно-Алтайске еще пару часов. Ценник для такого расстояния более чем доступный, даже помноженный надвое. Мы отправились в дорогу.

Все в машине кроме меня были этническими казахами, как и положено жителям Чуйской котловины. Хотя водитель не знал казахского - глухонемой, учился в русской школе для глухонемых, и сейчас едва говорит, но все же. Остальные два сидели сзади, и "развлекали" нас всю дорогу. Который маргинал, постоянно просил включить ему "казахскай музыка н@&уй", и громко с харкающими звуками отрывисто выругивался на смеси русского и казахского языка и отборного мата. Второй, который с виду солидный такой, в рубашечке, к моему удивлению тоже подключился к этому гулу - так они двое и гудели в своем уголке, перекрикиваясь друг с другом и со вселенной. Который маргинал, тот до всех докапывался - до водителя, что тот не говорил по-казахски, и до меня тоже. Но когда мы достигли Чаган-Узуна, в котором мне выходить, все пожелали мне удачи, и быть аккуратнее тут, предложив не принимать всерьез все их маты, которые я имел удовольствие слышать. Чаган-Узуна мы достигли к 10 часам вечера, двигаясь последние пару часов по темноте. Итого потратили на дорогу 7 часов.

Поселок находился на другом берегу Чуи от тракта, к нему вел мост, после которого дороги расходились по лесу в разные стороны, к светящимся где-то далеко тусклым огонькам. Но поблизости поселок был в кромешной тьме и полной тишине. Пассажиры вышли на воздух, и перекурили под светом фар. Я спешно перепаковал рюкзак, достав теплую одежду и фонарь. Был уже далеко не май месяц, ночью на улице температура была немногим выше нуля, но без росы, подчеркивая сухость Чуйского климата. По проселочной дороге я двинулся в сторону леса, на берег одноименной с поселком реки (Чаган-Узун, приток Чуи), где до утра разбил лагерь на подстриженной овцами траве под прибрежными тополями. Так как поселок я миновал в темное время суток, я до сих пор не знаю, как он выглядит. Таким образом я затратил всего один день, чтобы добраться из Барнаула в точку начала своего маршрута.



Маршрут. Точками указаны все ночевки:
  1. На реке Чаган-Узун близ одноименного поселка
  2. На Чаган-Узуне близ меловых гор
  3. Кускуннур, у первого горного леса
  4. Перевальная ночевка за Чарату
  5. Терраса выше Кызылярыка
  6. В лесной чаще на Кызылярыке, у начала лесной дороги
  7. Горная долина реки Тюте, в верхних островках леса
  8. Рядом со степным склоном после выхода Тюте из гор
  9. Возле озера Джангысколь
  10. Возле гигантской ряби течения
Оглавление:
  1. Вводная (вы уже находитесь на этой странице, читать выше)

  2. Марс

  3. Бельтир

  4. Кускуннур

  5. Чарату

  6. Выше Кызылярыка

  7. Кызылярык

  8. Тюте: подъем в горную долину

  9. Тюте: выше леса

  10. Тюте: субальпийский пояс

  11. Курайская степь

  12. Джангысколь

  13. Гигантская рябь течения

( Перейти к глобальному оглавлению)

курайская, чуйская, сентябрь, алтай

Previous post Next post
Up