Очень сложно писать об этом местечке под Балашихой. Не удается найти верных прилагательных, выразительные слова и вспомнить эмоции. Возможно, если бы не пора золотой осени, во время которой мы побывали там то и так бы она осталась слишком серой, ничем не выдающейся. Как жизнь лечащихся там больных туберкулезом. И потом уже по дороге обратно вспомнить особо было нечего, оставалось только поставить очередную галочку в списке мест и благополучно забыть. Вот и фотографии самой цели поездки получились, как мне кажется, без настроения. Но все же это не повод оставлять ее в стороне.
Сохранившиеся ворота при въезде с шоссе Энтузиастов производят обманчивое впечатление - будто сейчас перед глазами встанет неплохо сохранившееся, реставрированное здание. Но увидев импровизированную стоянку около цветочного магазина понимаешь, что ошибся. За необитаемой будкой сторожа, после шлагбаума открывается полупрофиль усадьбы. Это единственный снимок, где она видна более-менее целиком. Потом почему-то в голову не приходило попробовать снять полностью.
1. Правый полупрофиль
Центральная часть классическая - портик с шестью колоннами. В таком же ключе выглядит
Суханово,
Остафьево и
Ивановское. Изюминкой этого места казалась нам едва сохранившаяся галерея, ведущая к павильону. К ней мы еще свернем, а пока подходим "познакомиться поближе".
2. Милое крылечко
Это едва не единственная черта, вызывающая какие-то положительные эмоции. Уютное крылечко выглядит ярким светлым пятном на фоне бледной-желтой выцветшей краски. А красный плющ выгодно отличается от серости вокруг и притягивает взгляд. Полюбовавшись, решаем сразу свернуть к галерее.
3. Вдали видно начало галереи
За грязными стеклянными витражами виднеются больничные принадлежности: кровати, казенные матрасы, стулья. Далеко вглубь заглянуть не удается - окна слишком пыльные. Да и особого желания при такой наполненности не вызывает. Двигаемся дальше по тропинке.
4. Наглядная картина
Этой фотокарточкой можно смело охарактеризовать в целом все состояние усадьбы. Как и у всякого небогатого гос учреждения, а уж тем более медицинского вся жизнь сосредоточена внутри и она, не особо озабоченная состоянием снаружи кое-где прорывается во внешний мир. Для меня совершенно непонятно наличие решеток на окнах. Вряд ли кто-то будет прорываться внутрь при таком экстерьере, а внутри вроде как никого не держат. Ну да черт с ним, мы дошли до галереи.
5. Руины колоннады
В этот момент весь остаток внешнего лоска, видимого при подходе к усадьбе улетучивается со скоростью ветра. Опоры колоннады, когда-то наспех замазанные бетонным раствором скрываются в высокой траве, вдоль дорожки, проходящей по центру лежат осколки кирпичей, в колоннах зияют красным выщербленные дыры. Качая головой, заходим на некий широкий причал. Не знаю как по-другому назвать эту высокую площадку, поднятую примерно к уровню второго этажа. Зачем она была нужна - тоже не совсем понимаю.
6. Взгляд назад
Кстати, в этом асфальтовом полу образовались приличные дыры, а сам он порос мхом и травой. В одном из окон можно разглядеть пустующую палату с двумя железными кроватями. На одной из них стопкой сложены несколько матрасов и одеял. Страшная картина. По другую сторону белеет еще одна колоннада. Она явно не так давно приведена в более приличный вид и за счет этого очень выбивается из общей картины, вызывая полнейший диссонанс и как минимум недоумение действиями рабочих, а точнее их начальников.
7. Колоннада, обращенная к пруду
Отсюда отлично видно то, о чем я говорю - красный кирпич в разрушающейся лестнице на фоне новодела белых колонн. Вдалеке - такое же сооружение, но более благоустроенное - сохранилась ограда, низ обставлен фанерами или листами железа. Издалека кажется, что восточному крылу повезло быть отремонтированным. Подходим ближе к колоннаде, которая никак не хочет влезать в объектив и приходится углубляться в кусты и бурьян. Когда-то на этом месте была белокаменная лестница с чугунными скульптурами орлов, спускающаяся от самого дворца к прудам. Пишут, что от нее остались плиты, но мы ничего не обнаружили.
8. Относительный новодел
Около проросшей лестницы настигает запах больничной столовой. Кажется, он в каждом учреждении здравоохранения одинаков - ни с чем не спутаешь. На последнем фото едва видно стульчик, заботливо поставленный около двери. Видимо, для отдохновения в часы досуга кого-то из служащих диспансера. Неплохое место для рабочего перекура - вид на парк и пруды. Кроме этого стульчика под сводами высокого потолка почти ничего нет, если не считать железной лестницы на третий этаж. Может быть, там кабинет директора? Или палата-аппартаменты с прямым доступом на улицу вкупе с кухней?
9. Очередной вопрос
Наверное предположение о кухне оказалось верным, ибо голуби не стали есть изюм, щедро отсыпанный им. Хотя, может они и вовсе его не едят. Как бы там ни было через лужайку направляемся к дорожке вдоль пруда и по ней - к руинам флигеля, к которому примыкает галерея. Надо сказать, что в былые времена здесь была целая система прудов, вместе заросшей высокой травой беспорядочной лужайки - английский парк с "малыми архитектурными формами". Например, беседками. Ныне от этого великолепия не осталось ничего, кроме прудов, потому как им вообще сложно куда-либо подеваться. Дабы должным образом сфотографировать флигель, а точнее то, что от него осталось, приходится снова лезть в кусты.
10. Руины флигеля
На ступенях щедро рассыпаны жестяные банки, внутри земля изрыта, словно после бомбежки, грязно и пусто. Пройдя насквозь двигаемся по галерее обратно к усадьбе. Конечно, после скрытого от посторонних глаз "заднего двора" фасад кажется почти идеальным. Но удовлетворения это, конечно, не приносит. Как и архитектура усадьбы. Каких-то особых изысков в ней не видно, привлекают внимание эскедры - полукруглые выступы с крытым балконом.
11. Эскедр
Мало того, что восточное крыло отремонтировано, так оно еще имеет в себе три арки, соединяющие площадь перед усадьбой с парком. Здесь явно интереснее: территория ухожена, не бросается в глаза разруха и в целом приятно.
12. Арки
Про парк, пруды и природную составляющую усадьбы стоит написать отдельный очерк, который обязательно последует. Думаю, что она того вполне заслуживает. А пока сосредоточимся на архитектуре, коей осталось не слишком много. Пройдя через арки приближаемся к парку. Ах да, около них нас окликнул отдыхающий и спросил для какого издания мы фотографируем и где будем публиковать. Когда получил ответ, что для себя, то очень удивился и похвалил. А около парка нас очень приветливо и настойчиво звали посмотреть грот постояльцы диспансера. До грота еще дойдем, а вот так должна была выглядеть достроенная западная галерея и флигель.
13. Восточная галерея с флигелем
Совершенно же другое впечатление! Изысканно и приятно. Далее последовал променад по парку, после которого мы вышли к заключительной части архитектурного осмотра - гроту. Он искусственный, имеет три входа-выхода и теперь уже дыру в потолке, в которую с любопытством заглядывают все, кому не лень взобраться на горку.
14. Вход в грот
Те, кто заглядывает сверху внутрь ничего особенного для себя не открывают - посередине следы от костра, в углах угадывается стихийный общественный туалет и больше ничего представляющего интерес попросту нет.
15. Внутри грота
Естественно, мы не преминули прогуляться внутри и были разочарованы. Ничего особенного он из себя не представляет, отчасти похож на какой-то блиндаж времен войны. Может быть по наивности ожидали чего-то занимательного, не знаю.
16. Дыра в потолке грота
После него мы пошли к пруду, но об этом подробнее расскажу позже, когда подготовлю фотографии одной из главных достопримечательностей Горенок - природы.
17. Дорога домой
В общем и целом нельзя сказать, что Горенки плохи и не годятся к посещению и осмотру. Усадьба находится совсем недалеко от Москвы, потому съездить все же стоит, однако не за эмоциями восторга и смакования архитектуры. Оттуда увозишь другие ощущения, задумчивые, недоуменные и несколько неудовлетворенные.
При написании использовались материалы сайта
Подмосковье.ру