Готхоб, он же Нуук
Население 20 тысяч человек. Столица Гренландии (57 тысяч человек)
Маск подключился. Призывает народ Гренландии сделать правильный выбор.
Возникает вопрос - а зачем всё ?
Ответ, на самом деле, один и он связан с недавним наездом Трампа на Панаму. То есть, цена и условия траффика.
Следите за руками. Трамп спит и видит, как бы сделать Америку снова величайшей промышленной державой. В принципе, если негров и других наркоманов заставить работать, то это возможно (им не надо будет пособия платить - а это экономия), а для промышленной державы всегда важно максимально дешево доставлять свою продукцию на рынки сбыта и также дешево привозить сырье, которого нет у самих. Тем более - Америка - страна, где деньги считают, даже когда берут в долг. Дорогой же трафик может наносить практически смертельный удар по экономики государства. Для примера можно привести Великобританию после Первой Мировой войны, с ее мощнейшей и современнейшей промышленностью, которая в силу чудовищных потерь грузового флота во время Неограниченной Подводной войны, не смогла после окончания ПМВ выдержать конкуренции с более отсталой в технологическом плане Америкой, так как себестоимость той же британской электроники была ощутимо выше американской. При этом и импорт того же сырья для англичан по тем же самым причинам был дороже.
Демы упорно наезжали на Россию в контексте предстовления свободного доступа к Северо-Восточному Проходу ("Севморпуть"), но выглядело это глупо, тем более у нас есть средства для его эксплуатации и защиты, а у них де-факто нет. А потом наши начали укреплять регион и в военном плане.
Северо-Западный проход
Постепенно до американской элиты начало доходить, Севпорпуть для американцев ПОКА не тема (думаю, они вполне смогут поучаствовать в его освоении, но не раньше, чем у них появятся подходящие технические средства и восстановятся нормальные межгосударственные отношения), а вот Северо-Западный - другое дело. Однако, если вся трасса Севморпути проходит в территориальных водах России (и хрен Россия пойдет на какие то уступки в этой сфере!), то Северо-Западный проход целиком находится даже не в экономической зоне Канады, а прямо в ее территориальных водах. Да, подойти к нему с Запада, со стороны Аляски американцы свободно могут, но дальше никак просто так никак, надо учитывать, что СЗП признан территориальными водами Канады. Восточной же выход поделен между Канадой и Гренландией. И вот, что важно, Дания, чей самоуправляющейся территорией является Гренландия, чье население составляет менее 60 тыс. человек, треть из которых живет в столице - Нууке (он же Годсхавн), серьезно относится к ее защите, имея определенный флот из фрегатов ледокольного класса.
Таким образом, если бы Гренландия была американской, геополитическая конфигурация в регионе кардинально менялась бы в пользу США, так как не Канада контролировала бы хотя бы один из выходов, а США де-факто, оба.
Кроме желания Трампа сделать США снова тем, чем они были в середине 20-го века, есть еще один момент. Дело в том, что в отличии от Северного Морского Пути, Северо-Западный проход до последнего времени был менее экономически привлекателен. Севморпуть и в прошлые годы хоть совсем недолго, но полностью открывался в летние месяцы ото льда, тогда как СЗП - нет. В 1969 американцы с помощью двух ледоколов (своего и канадского) буквально протащили по СЗП супертанкер SS Manhattan» водоизмещением 115 тыс. тонн, но в последующие годы походы имели разовый характер. Все изменилось в 2007, когда Европейское Космическое агентство заявило, что СЗП стал судоходным, что было на практике подтверждено на следующий год датским кабельным судном впервые в истории прошедшим по СЗП без внешней помощи. То есть, вот прямо сейчас СЗП превращается из гипотетически полезного маршрута в более чем востребованный, тем более, он ощутимо (чуть ли не на 3000 км) короче для плавания между побережьями Тихого и Атлантического океана Северной Америки, чем маршрут через Панамский канал.
Перспективный ледокол Береговой Охраны США класса USCGC Polar Security Cutter
Максимальное водоизмещение 23,300 тонн, длина 140 метров, ширина 27 метров. Polar Class 2 (круглогодичное преодоление многолетних льдов толщиной до 3 метров), скорость до 17 узлов, "человековместимость" - 186 человек, автономность 90 суток. Вооружение - 2 30-мм автоматических пушки и 6 12,7 мм пулеметов. Планируются к постройки 3 штуки. Для сравнения современные атомные российские ледоколы проекта 22220 ("Арктика") имеют водоизмещение до 32 747 тонн, длину 172 метра, ширину 34 метра (и то, и другое НЕ по ватерлинии), скорость 22 узла, проходимость во льдах до 2,9 метра. Таких ледоколов введено в эксплуатацию 4 штуки (последний на сегодняшний момент - "Якутия" вошел в строй 28 декабря) и еще два строится. Также эксплуатируются 5 более старых атомных ледоколов.
Кроме российских ледоколов в мире есть единственное судно ледокольного класса, способное предолевать многолетние льды в три метра толщиной - французский круизный лайнер Le Commandant Charcot*, построенный в 2021 году. Его водоизмещение почти 32 000 тонн и он берет на борт до 270 пассажиров.
Американцы, кстати, поняли это сейчас (а не "в будущих войнах вырастет роль дронов" (из интервью военного "икзперда" одному из "патриотических" телеканалов несколько дней назад) и буквально на днях (25.12.2024) Конгресс одобрил выделение 5+ миллиардов долларов (из них 1,1 миллиарда на первый юнит) на программу строительства и поддержки 3 дизельных ледоколов типа PSC (Polar Security Cutter) для нужд Береговой Охраны США. Первый из них, Polar Centinel, будет заложен на верфи в Луизиане в ближайшее время, а вся программа должна быть выполнена к 2030 году. По размерам "американцы" будут аналогичны "старым" советским ледоколам проекта 10580 ("Таймыр"), но по максимальной проходимой толщине льда (3.0 метра) едва ли не превосходить строящиеся сейчас ледоколы проекта 22220. В настоящее же время у американцев есть всего один приличный ледокол - USCGC Healy, построенный в 1999 году и имеющий характеристики, аналогичные российским дизельным ледоколам класса "Капитан Сорокин" (эксплуатируются с конца 1970х - начала 1980х), будучи несколько их крупнее. Второй американский ледокол, USCGC Polar Star меньше, медленнее и то списывается, то восстанавливается. Но сейчас, все же на ходу после многочисленных проблем по жизни. Он введен в строй еще в 1976 году.
Канадцы поняли раньше, но, не имея технических возможностей, очень долго телились, у них крупнейшему ледоколу уже 58 лет, но в этом году должно начаться строительство двух более крупных, чем новые американские и наши 10580-го проекта дизельных ледоколов проекта CCGS Arpatuuq со сроком сдачи в 2029-31 годах. Стоимость девайсов предположительно составит по 680 миллионов канадских долларов за юнит.
И три будущих американских, и два будущих канадских ледокола относятся к международному классу Polar Class 2, то есть имеют возможность круглогодично предолевать многолетние льды толщиной до 3 метров ("Полярный Класс 1" - это возможмность преодолевать круглогодично многоголетние приполярные льды толщиной 4+ метра. В мире таких ледоколов нет, но на такие возможности рассчитан новейший российский ледокол "Лидер" (то есть, "Россия"), который, вероятно, строится в Большом Камне.
Но про ледоколы - это отдельная история.
Не очень замеченным прошло и выдвижение несколько месяцев назад США Канаде требований по изменению границ зон экономических интересов в Арктическом бассейне. Наши "боты" помнится возбудились, начали писать что то про претензии Америки на Советскую Арктику, но потом, когда заказчики разобрались, что это не про нас, сразу же успокоились. А зря.
Территориальные претензии в Арктическом бассейне
То есть, вы поняли, что идея купить или как то по другому присоединить самый большой в мире остров - это не блажь Трампа (и, уже и Маска), а вполне себе логичное решение транспортной проблемы (которой, наверное, еще нет, но она безусловно возникнет, если у MAGA все пойдет как планирует будущее руководство Соединенных Штатов), становящееся все более актуальным по мере быстрого таяния арктических льдов. Ровно те же вводные объясняют и внезапный и очень жесткий наезд на Панаму. Ну и, естественно, совсем уж странные рассуждения о желательности присоединения, ну чтобы два раза за водкой не бегать, еще и Канады. Хотя у последнего есть и другие, более иррациональные причины (например, наконец закончить Войну за Независимость, еще в начале которой войска повстанцев ходили на Монреаль, но не очень удачно, с тех пор, видимо, "пепел Белого Дома стучит в сердце" "истинных" патриотов США, а также окончательно реализовать Доктрину Монро - французам приготовиться).
Текущий статус-кво в Арктике
В идеале, Трамп сможет создать "географический аналог" России с собственной кругополярной транспортной магистралью. Китай же с Россией, ничего особенного с этого не потеряют. Даже потеря Панамского канала приведет лишь к строительству канала в Никарагуа, что откладывается вот уже лет 110.
В этой истории самое позорное - это собственно Европа. Уж Карл III, как глава (хоть и номинальный) Канады мог бы хоть слово вякнуть в защиту своих подданных, но за последние 30 лет большинство европейских странокончательно потеряли всякое желание иметь суверенитет (по опросам в ФРГ года 3 назад, только 1/5 немцев готовы защищать свою страну в случае вторжения внешнего врага, хм... а у нас сколько интересно ?). Дания вроде бы пока дергается, но конституция Гренландии подразумевает возможность провозглашения независимости по результатам референдума. 57 000 человек, 10 штук баксов на рыло - всего полмиллиарда и "Greenland is our", учитывая, что основная масса населения острова довольно бедная. А можно баржу со спиртом подогнать. Потом косплей Аляски с выплатами тем, кто согласиться на острове жить. Датчанам, конечно, обидно. Они вложились в остров по полной, ничего в ответ толком не имея. Например, именно датчане отучили местных дикарей следовать древнему красивому обычаю заживо замораживать пожилых людей, неспособных самостоятельно ходить на рыбалку и охоту.
Новенький Airbus A330-800 авиакомпании Air Greenland в новеньком аэропорту Нуука
А буквально на днях, в ноябре 2024, достроили, наконец, международный аэропорт непосредственно в Нууке (раньше рейсы Air Greenland приземлялись на военной базе в нескольких десятках километрах от главного города острова, оттуда пассажиров везли в Нуук на небольших самолетах вроде DHC Dash 8 Q200) и купили островитянам настоящий широкофюзеляжный авиалайнер Airbus A330-800 ! Вот скажите - есть в России авиакомпании в городках с населением 50 000 с широкофюзеляжными лайнерами, летающими куда то в Европу ? А в Гренландии есть ! Правда, косяки тоже были. Одна "плодотворная идея" по переселению эскимосов в обычные многоквартирные дома, где они застревали в своих парках в дверных проемах, а канализация была забита свернувшейся кровью и кишками рыб и морских млекопитающих (погуглите "Block P" - очень интересная история).
Но "пепел недозамороженных стариков" бьется в сердце местного свободолюбивого руководства (у них там сейчас премьер-министром разведенный национал-социал-демократ 37 лет от роду, дальний потомок первого датского епископа острова) и оно уже заговорило о необходимости борьбы с колониализмом.
Что получат гренландцы от аншлюса ? Ну... более доступные наркотики, менее доступное здравоохранение и п*здец экологии. Дело в том, что американцы там уже были, то есть, есть - на севере острова, в месте назывыемом Туле (в 2020 переименовано в Питтуфик). Появились они там в 1953, первым делом выселили местное население, построили радары и ВПП, откуда начали летать Б-52, один из которых в 1968 потерял водородную бомбу и так удачно, что в регионе произошло радиоактивное заражение. После окончания Холодной войны бомбардировщики улетели, но несколько радаров осталось и сейчас там живут около 200 американских военнослужащи "Космических Войск".
Ну, слава Богу, атомные ледоколы американцы строить не собираются, так что не все так страшно. С другой стороны - это в Европе к экологии относятся серьезно и искренне (иногда с перебором), в США же пока за жопу не возьмут. А 50 000 спившихся эскимосов поймут, что что то пошло не так, только когда у тюленей третий плавник вырастет. И то не факт. На Аляске вон постоянная борьба идет.
В общем, в этой истории только одно хорошо - нас, вот реально, это пока никак не касается, кроме как стимулирует более быстрое повторное освоение Арктики.