31 мая 2012 года с Олегом и Игорем Кондратьевыми
http://gregorkon.wordpress.com/ отправились в большое путешествие по Сергиевскому району Самарской области.
Выехали из города мы ближе к полудню и всю дорогу до поворота на Суходол и Светлодольск ехали под дождём.
Первым пунктом нашего плана было посещение
села Павловка, особый интерес в котором представляет заброшенная деревянная церковь Михаила Архангела. Надо же такому случиться: как только мы подъехали к храму, дождь прекратился и стало тепло. Капли воды в траве быстро высохли, через некоторое время тучи рассеялись и выглянуло солнце. Погода была замечательной.
Главное богатсво церкви - фрески удивительной красоты с поразительной проработкой деталей. Внутреннеее убранство всё расписано в совершенной живописной технике, к сожалению, уносимой временем, дождями, снегами и морозами. Сведений о том, как шло строительство, как создавались фрески нет. Пока остаётся вопрос - кто строил храм, на чьи средства шло его возведение и, конечно, происхождение богатой росписи и её автор.
1. Величавую церковь хорошо видно с дороги при подъезде к селу
2. Ровная травяная дорога позволяет очень близко подъехать к церкви
3. В 1866 году стараниями прихожан в селе Павловка была построена деревянная церковь с такой же колокольней, прикладбищенская, на каменном фундаменте. Не отапливаемая, со сторожкой. В 1885 году епископом Самарским и Ставропольским Серафимом был освещен престол во имя Архистратига Божия Михаила по высочайшему утвержденному определению священного Синода «притча при церкви, как имеющая 700 душ мужская пола, положено быть священнику, диакону и псаломщику, но состояли священник и псаломщик». А на место диакона был прислан учитель. Жизнь в селе кипела. 100 лет назад оно насчитывало 171 двор, 537 мужчин, 519 женщин. (
http://samaralit.ru/?p=12612).
В прошлом году в селе проживало 38 человек - всё, что осталось от некогда большого села.
4. На колокольне сохранился крест:
5. Очень интересно, каким он был тогда, когда проходили службы и когда был целым фасад
6.
7. Колокольня
8. Эти врата без замка. Мы осторожно их открыли и заглянули внутрь
9. Алтарная часть храма вся во фресках
10. Ангел возвещает Захарии о рождении Иоанна Предтечи
11. Фрагменты фрески
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22. Св. Григорий Богослов
23.
24.
25. Там, где хоть как как-то сохранилась крыша над росписью, фрески сохранились достаточно хорошо
26.
27.
28. Трафаретная техника при изображении узоров применялась по всему храму
29. Остатки пола
30. Алтарь
31. Роспись в храмовой части
32.
33. Крыша здесь отсутствует. О ней напоминают лишь громадные тяжеленные балки
34. Открытое небо и колокольня - это всё видно из храмовой части церкви
35. Утрата перекрытий неизбежно привела и к утрате росписи, жаль видеть такое состояние до невозможности...
36.
37.
38. Упавшие балки поросли мхами, лишайниками и грибами
39. Вид из храма на алтарь
40. Храм
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47. Церковные заросли
48.
49. Строилось на века
50.
51.
52. Олег и Игорь Кондратьевы
53. Колокольня
54.
55. Каменное основание церкви
56. Притвор с росписью потолка ликами пророков
57. Притвор
58.
59.
60.
61. Лики пророков на потолке притвора:
62. Св. Вмч. Исцелитель Пантелеимон и Св. Победоносец Георгий
63.
64.
65.
66. Остатки чего-то кирпичного
67.
68.
69. Вид из притвора в храм
70. Колокольня
71.
72. Вид на село Павловка
73.
74.
75.
76.
77. От папаерти не осталось и следа, а ворота хорошо сохранили кованные детали
78.
79. Следы каких-то химикатов
80.
81.
82. Около ста пятидесяти лет назад в селе Павловка построили местные жители кладбищенский храм и освятили его во имя Архангела Михаила. Много дворов было тогда в Павловке. Говорят, что были они боголюбивы и богобоязненны. Но в тридцатые годы нашелся среди них один то ли Ванька, то ли Васька по прозвищу Сыч - точно уж никто не помнит, как его звали. Так вот этот местный бандюга Сыч как-то темной холодной ночью, не боясь ни Бога, ни людей, вломился с топором в дом священника. Думал, там живут богато и сытно, но отыскал только мешок дробленки. За этот мешок были зверски убиты священник и его жена. У злодея все-таки дрогнула рука, и дочку священника он только ранил. После всех пережитых ужасов она давала показания на следствии в надежде, что виновного накажут, а ей помогут. Но суд был не очень строг к Сычу, ведь он убил священника, что по тем богоборческим временам большим преступлением не считалось. А вместо помощи дочь священника чуть не лишилась дома, его хотели отнять, а местный храм разрушить. Но жители Павловки, хоть и боялись властей, но всем селом вышли защищать свой храм. Они и просили, и требовали, чтобы возле кладбища церковь не уничтожали. Приехавшая ревизия-комиссия не стала воевать с местными жителями и уничтожать святыню на глазах разъяренных сельчан, его потом просто тихонечко закрыли - и все. Храм перестал действовать и начал постепенно, с каждым днем, c каждым годом разрушаться. Но в этот пустой и недействующий храм стали приходить и молиться люди. Во все время его закрытия кто-то обязательно приоткрывал двери церкви Михаила Архангела и оставался в ней наедине с Богом. Храм жил, несмотря ни на что… («Так храм оставленный - все храм…» Ольги Кругловой из газеты «Благовест»).
83.
84. Возможно, это остатки церковной сторожки
85.
86.
87.
88. Дорога от храма в село
89.
90. Заброшенная церковь, оставленный дом
Состояние храма и внутренней росписи вызывает очень большое сожаление. Время не стоит на месте, унося в прошлое образцовую храмовую живопись.
А мы поехали далее по своему маршруту - сначала в село Нероновку, затем в Сургут и Суходол на поиски старинной железнодорожной станции «Серные воды».
31 мая 2012 года