Фашизм как инструмент контрреволюционной деятельности белого движения

Jun 13, 2019 14:20

Фашизм как инструмент контрреволюционной деятельности белого движения



Российская империя произвела на свет русских профашистов, цеплявшихся за монархию и православие, пока Октябрьская революция не положила конец их деятельности. Ярким примером может послужить Союз русского народа (черносотенцы) -крупнейшая национально-патриотическая организация, 1905 года образования. Но следует отметить, что для Союза русского народа «русскими» являлись в равной мере все три восточнославянских племени (великороссы, малороссы и белорусы) [2]. Движущей силой СРН был Владимир Митрофанович Пуришкевич, его сподвижники - Марков и Шульгин. В дальнейшем, в эмиграции, они пели дифирамбы национал-социализму и фашизму, но эти политические идеологии не были самоцелью, это было всего лишь средством покончить с коммунизмом и обеспечить реставрацию Романовых.

Европа вызвала русский фашизм к жизни, но не дала ему возможности развиваться в цельное политическое движение. Италия дала образец для подражания, но русская "коммуна" в ней была мала и не могла послужить основой фашистского движения. Во Франции и Югославии возникли полуфашистские группы солидаристов, которые выступали за отрицание марксистского тезиса, за объединение русских, целью которых должна была стать антисоветская национальная революция. Солидаристы остались разобщенными и маломощными даже в масштабах эмиграции. Основную массу русских правых влекла Германия, но после 1933 года она относилась к ним как к людям второго сорта.

Не Европа, как выяснялось, а Дальний Восток и Соединенные Штаты были той средой, где русский фашизм мог проявить себя с наибольшей силой [8, с. 52].

Российский человек-эмигрант, покидая свою страну, получал физическую безопасность, но терял духовные корни. Он находил мало понимания в другой стране, на него смотрели как на экзотическое существо; он подвергался экономической эксплуатации; испытывал материальные трудности, с которыми боролся изяществом, юмором, находчивостью; был в унизительной зависимости от других. Общая беда порождала замкнутые колонии, но и в них не было единства, там бушевала вражда взглядов, не было единого мнения о престолонаследии. В результате - падение духа, как следствие - процесс ассимиляции на новой родине; но некоторых, все же, не покидала мечта о контрреволюции. Именно из этих людей и возникли русские фашисты.

Было бы неправильно отождествлять всех русских эмигрантов с германским фашизмом. В 1920-е годы внимание эмигрантов привлекал фашизм, воплощаемый Бенито Муссолини. Это объяснялось следующими факторами:

1) В 1920-е годы за границей выросло новое поколение русских, которое сильно отличалось от своих родителей. Детство их прошло в революции и войне;

2) они ненавидели большевизм, но не ностальгировали, в отличие от своих родителей, по дореволюционной стране;

3) разделяли некоторые идеи социалистического учения, но социалистов считали теоретиками;

4) жаждали действия, искали чего-либо динамичного, искали противоядия большевизму;

5) Муссолини был полон энергии, привлекательности и воодушевления, итальянский фашизм - источник жизненной силы.



Но почему все же «фашизм»? Советская пропаганда объявила фашизм главным врагом коммунизма. «Фашизм» стал боевым кличем для тех, кто выступал против сложившегося режима в СССР [8, с. 96].

Цели европейского фашизма заключались в дисциплинировании личности и централизации экономики; русские ставили цель освободить личность и децентрализовать экономику. Так же, отличительной особенностью русского фашизма был глубоко религиозный характер.

В 1924 г. в Сербии была образована одна из первых организаций русских фашистов - Национальная Организация Русских фашистов (НОРФ), -основателями являлись эмигранты белого движения - профессор Д.П. Рузский и генерал П. В. Черский. В 1927 году организация издала свою программу, которая «исходила из общих положений итальянского фашизма, но. соответственно русским условиям, намечала путь революционной борьбы с большевизмом и будущий ход восстановления освобожденной от коммунистов России» [9].

Все же, расцвет русского фашизма можно было наблюдать на Дальнем Востоке и США в 1920- 1930 гг. Идеологическим лидером на Дальнем Востоке, а в частности Харбине (Маньчжоу-Го), стал Константин Родзаевский.

26 мая 1931 г. в Харбине состоялся первый съезд русских фашистов, и была организована Российская фашистская партия (РФП). Председателем партии стал Владимир Косьмин, царский генерал; но всем заведовал Центральный комитет, в состав которого входили лидеры РФО (Е. Корблев, А. Покровский, Б. Румянцев, М. Матковский и др.); Родзаевский стал Генеральным секретарем. Одним из первых, кто вступил в ряды партии - Арсений Иванович Несмелое - поэт, писатель, публицист, в дальнейшем активный деятель партии.

Личность Родзаевского произвела на него неизгладимое впечатление. Под влиянием русского фашизма Несмелое пишет лучшие произведения. Правая печать именовала Несмелова «создателем настоящего нового стиля национальной поэзии - поэзии патриотической, волевой и борьбистской». Его произведения постоянно декларировались на официальных мероприятиях и праздничных концертах, проводимых организациями РФП.

Лозунг партии таков: «Бог, нация, труд». Программа партии заключалась в следующем: провозглашалась неминуемая гибель советского режима; враждебные силы угрожают СССР с запада и востока; борьба с масонством, которое является еврейским орудием постепенного завоевания мира главным образом не еврейскими руками; ориентация на все слои общества; классовая борьба отвергалась, призыв к сотрудничеству; интернационализм - орудие евреев и капиталистов.

Фашисты выступали за национализм; предлагалось распустить колхозы, на смену которых должна была прийти частная собственность, но размер ее ограничивался; призывали к возвращению к Богу и духовным ценностям; укрепление семьи как основы нации; уважение прав русских, но евреи - «не желаемые» гости; повышение уровня благосостояния, результатом которого будет желание соседей войти в состав (Финляндия, Латвия, Польша, Персия и т.д.) -как следствие, образование великой евразийской империи. Пропагандировалось создание национально-трудового государства. Под российской нацией они понимали духовное единение всех русских людей на основе создания общности исторической судьбы, общей национальной культуры, традиций и т.д. В российскую нацию, таким образом, ими включались не только великороссы, белорусы и малороссы, но и другие народы России: грузины, армяне, татары и т.д.

Но необходимо отметить тот факт, что в образовании партии было заинтересованно и правительство Маньчжурии, и Япония. Им было выгодно объединить всех эмигрантов с целью легкого управления как единицей для антисоветской деятельности. Например, для Токуму кикан (орган японской разведки) РФП нужна для шпионажа и диверсий в СССР; для Кемпеи (японская военная жандармерия) РФП - орудие для рэкета (наркотики, проституция, вымогательство).

В 1931-1932 гг. Маньчжурия была покорена Японией, это открывало новые перспективы для РФП. Во-первых, сотрудничество с Японией сулило денежные «дотации». Во-вторых, ее покровительство давало преимущественное право на власть в случае войны с СССР. В связи с этим, идеи Родзаевского заключались в том, чтобы готовить освобождение России, помогая японцем. Но «вождь» не видел вовсе никакого противоречия в своих задумках, по факту; с одной стороны - проявление патриотизма (как освободитель), с другой - сотрудничество с врагами.



Итак, у русских фашистов в Харбине появились покровители, в результате чего, у РФП образовались дополнительные возможности для пополнения своих рядов путем пропаганды (выпуск журнала «Нация», газеты «Наш путь»).

В 1934 г. Родзаевский, в противовес «Азбуке коммунизма», пишет «Азбуку фашизма» - доктрину партии, в которой помещены 100 вопросов и 100 ответов о фашизме. В заключительных параграфах «Азбуки» упоминается о символике, форме, песнях и приветствиях, принятых в РФП. Эмблема партии - белый двуглавый орел, наложенный на черную свастику на желтом фоне.

«Слава России!» - официальное устное и письменное партийное приветствие.

Еврейский вопрос был один из ключевых в идеологии РФП. Антисемитизм процветал: по мнению русских фашистов - Октябрьская революция -дело рук евреев; евреи - состоятельны, богаты; «еврейский большевизм»; «еврейский капитализм». В 52 пункте «Азбуке» говорилось, что полноправными членами российской нации считаются только те народы, которые вошли в состав России с собственными землями, а так как еврейская земля находится за пределами России - в Палестине, то евреи никакими правами, предоставленными отдельным народам России, не пользуются. Российские фашисты считали евреев главнейшими виновниками разрушения российской нации, поэтому будут терпеть их на территории России только как нежелательных иностранцев [7].

Для укрепления идеологии и организации было создано женское фашистское движение, детские организации. Так же был создан Особый отдел, возглавляемый А. Болотовым. Формально, целью отдела была охрана руководства партии и партийных собраний. Фактически же - по указанию начальства штурмовики расправлялись с не угодными из числа русских эмигрантов, евреев и прочих.

Расширение границ партии в Харбине, пополнение численности организации, создание дополнительных подразделений, заинтересованность в РФП со стороны правящих кругов - все это наводит на мысль Родзаевского об объединении фашистских ячеек русских эмигрантов по всему миру. Но у него не было никогда лишних денег, он не мог без разрешения японцев свободно передвигаться. Выход из этого положения он нашел в переписке. Уже в 1937 г. насчитывалось 48 представительств, отделов и очагов в 18 странах (Испания, Румыния, Франция, Польша и т.д.).

Источники не сообщают, откуда Константин узнал о коннектикутском «вожде», но в 1933 году пишет ему письмо с приглашением в Харбин, с целью дальнейшего объединения партий.

Анастасий Андреевич Вонсяцкий (коннектикутский «вождь») - русский эмигрант, лидер русских фашистов в Соединенных Штатах Америки.

В конце 1920-х годов Вонсяцкий задумался о политической деятельности. «Политика, по его мнению, - естественное продолжение театра». Именно через политику он сможет реализовать свой талант постановщика, но ко всему еще, через нее может проявить глубокую преданность России. Для Анастасия слово «Россия» - это все, что он потерял в революции: семья, дом, друзья, стиль жизни и т.д. Данная попытка воскресить прошлое ставит перед Вонсяцким вопрос о выборе идеологии. В одном из публичных заявлений он предпочтение отдает фашизму, так как в нем ощущается «молодость», «динамизм», а также, по его мнению, фашизм универсален. Фашизм - это действенный антикоммунизм, фашизм - единственная политическая система, способная покончить с коммунизмом [6].



И в 1933 году Анастасий со своим приятелем, выходцем из России, Донатем Кунле образуют Всероссийскую фашистскую организацию (ВФО). Вождем признавался Вонсяцкий, партийным секретарем назначался Кунле. Лозунг организации: «Слава России!». Организация выпускала газету «Фашист», где «вождь» фантазировал, играл, т.е. всячески выражал свой театральный талант. Основные идеологические позиции своего движения Вонсяцкий выразил в«Основах Русского Фашизма». В частности, он писал:«Сегодняшний фашизм является пореволюционной политической системой, оформляющей собой идеологическое и духовное движение русских народных масс. Под словом«русский»фашизм понимает не только великоросса, малоросса, карпаторосса, но и белорусов, червоннорусов и всех тех«руссов», которые принадлежат к единому русскому народу» [1] .

В принципе, политическая карьера Вонсяцкого строилась на его таланте актера и доверчивости публике. Процесс пополнения численности ВФО был построен на денежных дотациях при вступлении в организацию. Хотя многие агенты организации были вымышленными персонажами, они совершали диверсии на территории СССР, а затем их действия восхвалялись в «Фашисте».

Необходимо отметить тот факт, что все правые организации русской эмиграции, разбросанные по миру, понимали необходимость объединения в условиях советско-германского противостояния. В результате, в 1933 году в Берлине прошла конференция, в которой приняли участие младо-россы (Париж), возглавляемые Александром Львовичем Казем-Беком; Российское национал-социалистическое движение (Германия) - лидер Павел Бермондт-Авалов и ВФО. Но явных результатов на ней не было достигнуто.

Осенью того же года Вонсяцкому приходит письмо от Родзаевского с приглашением в Харбин с целью объединения партий. Репортерам Анастасий сообщает, что его путешествие на Дальний Восток осуществляется с целью набора 150 тыс. армии, которая при поддержке японцев будет готовиться к нападению на СССР.

Встреча лидеров произошла в Токио, где «вожди», несмотря на противоречия, пришли к консенсусу и объявили о слиянии партий, об образовании новой - Всероссийской фашистской партии (ВФП). В Харбине речь Анастасия получила оглушительный успех, но в Шанхае - разочарование, эффект от речи равен нулю. Посещение Шанхая было бы вовсе бесполезным, если бы не знакомство с Константином Стекловым, который воодушевился коннектикутским «вождем» и в дальнейшем стал его последователем на Дальнем Востоке.

Но союз «вождей» был не долог и уже в 1934 г. произошел раскол ВФП, главной причиной которого послужили различные позиции в политических вопросах, а также отсутствие единой программы партии. К. Родзаевский в вопросе о Национальной Революции придерживался мнения, что она должна быть построена на «иностранных штыках» [8, с. 197]; Вонсяцкий же был убежден, что революция должна зародиться в недрах СССР, путем привлечения широких масс через пропаганду. Следующий спорный вопрос -судьба аристократии в фашистской России. Вонсяцкий стойко выступал против империи, говоря «нет» титулам и привилегиям (хотя сам присвоил себе титул графа по приезду в США); Родзаевский же, учитывая силу монархических идей в русской диаспоре, старался придать такой вид программе, чтобы ее поддерживали и монархисты. 66 пункт «Азбуки фашизма»: Российские фашисты не предрешают ту или иную форму правления, считая, что это не имеет существенного значения для жизни государства, т.к. важна социальная сущность, социальная природа государственного строя, а не форма. Во главе России после Национальной Революции К. Родзаевский видел харизматического лидера типа Муссолини (будучи скромным, он просто не назвал своей фамилии); Вонсяцкий же этот пост прочил, естественно, себе. Разногласия вызывал вопрос о взаимоотношениях партии с Японией. К. Родзаевский был в непосредственной зависимости от Японии, Вонсяцкий - сравнительно свободен, не опасался вмешательства со стороны государства, выступал за прагматический, органический союз с Японией, а в частности с японскими офицерами.

Раскол партии был на руку К. Родзаевскому. Большое количество «соратников» со всего света, не пожелав иметь дело с Коннектикутом, поддержали Харбин. Дальневосточные фашисты сохранили за собой название - ВФП. После третьего съезда партии Константин был уверен в прочности своего положения и уже мог не обращать внимания на ругань «Фашиста». Вонсяцкому давали характеристику как хвастуну, не годному ни на что, кроме разговоров.

Но коннектикутский «вождь» все же имел два преимущества: деньги и воображение, благодаря которым он мог быть если не реальным, то хотя бы бутафорским вождем [8, с. 203].

В дальнейшем работа ВФП строилась на нескольких уровнях: пропаганда (через издания, радио, школы, осуществлялась постоянная связь с отделениями); административный орган - Бюро по делам российских эмигрантов (БРЭМ -единый орган, объединяющий все организации, с целью контроля над ними); организация по набору, подготовке и засылке в СССР шпионов и диверсантов; «маньчжурская мафия» - участвовала по поручению определенных лиц в делах с наркотиками, проституцией и вымогательством.

ВФП объявила о фашистской 3х-летке, по которой к 1 мая 1938 г. коммунистическая партия должна была прекратить свое существование. Победа над коммунистами должна была осуществиться в пять этапов:

1) Усиление фашистской пропаганды;

2) объединение всех русских эмигрантов в Маньчжоу-Гоу под эгидой ВФП;

3) тесное сотрудничество с Италией и Германией;

4) упрочнение связей с Японией;

5) проникновение на территорию СССР и установление контакта с «антисталинскими элементами».

На руку сыграл и провал второй пятилетки (1932-1937 гг.) или «безбожной», пятилетки.

В результате осуществления этих пяти пунктов ВФП должна была получить ведущую роль в стихийной Российской Национальной Революции.

Надо заметить, что в 4-х направлениях партия добилась немалых успехов, но пятый пункт никак не подавался. Причиной было японское вето, те. японцам нужна была информация, а не мятеж, в результате чего фашистам запретили запускать пропагандистские и диверсионные группы, те. нужна была только разведка. Такая ситуация сохранялась до 1936 года. А уже в сентябре был создан боевой отряд, задачей которого было организовать беспорядки 7 ноября в Чите. До указанного места из всего отряда добрались несколько человек. В назначенный день они затесались в толпу демонстрантов и неожиданно вынули листовки, где обличались преступления Сталина. Поставленная задача была выполнена успешно.

К 1939 г. у К. Родзаевского все больше и больше накапливается сомнений по-поводу будущего фашистского движения. Национальная Революция, назначенная на 1 мая 1938 года, так и не состоялась, потому что сказывалась общая усталость «вождя». Константин понимал, что уничтожить коммунистический режим поможет лишь удар извне (со стороны Германии в союзе с Японией). Необходимость германо-японского союза понимали, но многие из партии выступали против яркого нацизма. На данном аспекте имели место быть расхождения К. Родзаевского с Матковским на последнем съезде партии 2123 января 1939 г.

Матковский, вместе с оппозицией, считал, что Гитлер - враг России и всех славян, успех РФС возможен только в том случае, если прекратятся все отношения с нацистами и уберут свастику с эмблемы. Матковский закончил свое выступление призывом к тому, чтобы «соратники» подумали об «обновлении руководства».

23 августа 1939 года - Договор о ненападении (пакт Молотова - Риббентропа). Мир был потрясен невиданным дипломатическим поворотом.

Как это отразилось на русских фашистах? Численность партии резко сократилась. Те, кто делал ставку на Гитлера как на непримиримого антикоммуниста - постиг сокрушительный удар. К. Родзаевский, несмотря на пакт, был уверен, что война между Германией и СССР - близка, и даже выиграна. Но в июне 1941 года русскую диаспору постиг наиболее сильный шок - вторжение Гитлера в СССР.

Некоторые русские эмигранты разрывались между ненавистью к Сталину и русским патриотизмом, сочувствуя защитникам родины. Другие же, в частности, фашисты и монархисты, приняли Гитлера за освободителя, видя в данном действии предвестие Национальной Революции.

Естественно, война ослабила единство русско-фашистских партий, мечта о Национальной Революции уходила все дальше и дальше. Было понимание того, что Российский Фашистский Союз не станет серьезной политической силой. Отношение к Гитлеру поменялось кардинально, это связано с поступлением информации об отношении нацистской армии к пленным. Несмотря на это, ненависть к Сталину осталась. Но все русские эмигранты, к какой бы партии и к какому общественному объединению они не относились, понимали, что с их родиной случилась беда. Многие из соратников задались вопросом, можно ли защищать родину, не помогая Сталину. Уже к 1944 году около 90 % русских эмигрантов были настроены просоветски. Это обуславливалось победами СССР, терпимостью Сталина к церкви, восстановлением знаков отличия в Красной армии, в 1943 г. распустили Коминтерн (как отказ от Мировой революции).

Но К. Родзаевский для себя все уяснил: хоть с нацистами, лишь бы против большевиков; Гитлер несет смерть, но он единственная надежда; у русских фашистов выбора нет - поддержка той силы, которая против коммунистов. Но, несмотря на преданность Родзаевского фашизму, интереса у немцев он с РФС не вызывал вовсе. Даже существовал запрет на перевод национал-социалистической литературы на русский язык, так как немцы не желали, чтобы русские эмигранты перенимали их догматику, символику.

1 июля 1943г. произошла ликвидация РФС. Множились советские победы, партия не получала от Японии никаких дотаций, так как полностью соблюдала пакт 1941г. о нейтралитете, в Харбине принимались меры против антисоветских организаций, численность резко сокращалась. К 1943 году движение русских фашистов перестало существовать.

Чем ближе была победа СССР, тем более подавленным становился Родзаевский. Все ждали прихода Красной армии в Харбин. Особенно те, кто был связан с японским правительством, с антисоветской деятельностью - ожидали НКВД. У Константина были свои планы, с НКВД он вовсе не хотел встречаться, со своими оставшимися последователями (всего 4 человека) на специальном поезде для коллаборационистов, организованным маньчжурским правительством, он уезжает в Китай. А уже 18 августа 1945 года русская армия оказалась в Харбине.

Надо отметить тот факт, что как только стала намечаться победа советской армии в войне, началась пропаганда, направленная на русских эмигрантов. Суть ее была в следующем: русский человек - тот человек, который любит родину, а доказать любовь надо делом, т.е. необходимо взять гражданство и вернуться в Россию; все русские должны взяться за руки и восстановить Россию из руин; России необходимы талантливые и самоотверженные люди.

Под воздействием этой пропаганды Константин приходит совершенно к неожиданному умозаключению: «Сталинизм это как раз то самое, что мы ошибочно называем российским фашизмом: это - наш российский фашизм, очищенный от крайностей, иллюзий и заблуждений» [8, с. 376].

Свои мысли он кладет в основу работы « Неделя, перековавшая душу». Осознав преемственность, лежащую в основе российской истории, ему открылось единое начало, связывающее царский и советский периоды - традиция великих завоеваний. Сталин - новый Иван Калита, собиратель московских земель. Российский фашизм, советский коммунизм имеют общие цели. Соратники РФС не понимали, что их истинным вождем являлся Сталин. 30 августа 1946 года Константин был казнен в подвалах Лубянки.

[Родзаевскому вменялась в вину активная антисоветская деятельность после бегства из СССР, в частности, создание «Русской фашистской организации» и руководство ею, проведение антисоветской пропаганды среди белогвардейцев, находившихся на территории Маньчжурии, составление листовок, брошюр и книг антисоветского содержания и т. п., включая активную деятельность на международной арене с созданием аналогичных организаций и групп в Маньчжурии, Китае, а также в Европе и США. Кроме этого, согласно приговору, он был причастен к подготовке нападения на СССР совместно с рядом японских генералов, организации и личном участии в ряде провокаций, проводимых японской разведкой, как повод для оккупации Маньчжурии; организовывал и готовил из числа членов РФС шпионов и террористов, используемых против СССР, был связан также с германской разведкой и использовал получаемые от немцев средства на антисоветскую работу.

Все подсудимые признали свою вину. Тридцатого августа 1946 года в 5 часов Ульрих начал и в 5 часов 30 минут закончил зачитывать приговор. Родзаевский был приговорён к смертной казни и расстрелян в этот же день в подвалах Лубянки].

Почему же русские фашисты потерпели неудачу? Почему их идеи не воплотились? По сути, у русских фашистов не было принципиальных отличий от их современников. Но все же - в отличие от нацистов и итальянских fascisti, у русских не оказалось необходимых для успеха внешних условий. Им противостояла не окостенелая монархия и не республика, а государство, оберегаемое органами безопасности и крупнейшей в мире регулярной армией. Кроме того, существуя в условиях мировой диаспоры, русские фашисты не имели своего собственного, географически компактного поля деятельности. Отсутствие опоры поставило их в зависимость от чужих правительств. Когда им стало ясно, что невозможно свергнуть советский режим без помощи немцев или японцев, перед ними встала неразрешимая моральная дилемма: при всем своем патриотизме, они уповают на завоевание отечества иностранными державами. Их патриотизм произрастал из потаенных мечтаний, замешанных на идеализации прошлого и самообмане.

Добрынина Мария Владимировна - кандидат политических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов Национального исследовательского университета. Московский институт электронной техники.

Литература:

1.Вонся цкий АЛ. Основы русс кого фашизма. Шанхай: 1939. 24 с.

2. Ильин ИЛ. О фашизме. 1948 г. Париж, 1956. 684 с.

3. Кожинов В.В. «Черносотенцы» и революция. Москва, 1995. 256 с.

4. Кожинов В. В. Рос сия. Век ХХ-й. Москва, 2008. 1040 c.

5. Кожинов В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. Москва, 1997. 112 c.

6. Окороков А.В. Фашизм и русская эмиграция. Москва, 2001. 593 c.

7. Родзаевский КВ. Завещание русского фашиста. Москва, 2001. 512 c.

8. Стефан Дж. Русские фашисты: трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945. Москва, 1992. 441 c.

9. «Тезисы русского фашиста» // Газета «Наш путь».4 декабря 1927. № 28.

https://vk.com/@-97220602-fashizm-kak-instrument-kontrrevolucionnoi-deyatelnosti-belog

https://aloban75.livejournal.com/4380143.html

Previous post Next post
Up