Платки и шали в России XVIII -XXI вв. в Русском музее. Фото Татьяна Горд, Евгений Елинер
Если почти любого из нас спросить, какие русские платки или шали мы знаем, то наверное практически все назовут павлопосадские набивные и оренбургские пуховые платки. И всё. Про другие платки мы практические ничего не знаем.
А ведь их было очень много очень разных, просто не все фабрики и производства пережили революцию и гражданскую войну в начале ХХ века.
Познакомиться с многообразием традиционных русских платков и шалей можно на выставке "Платки и шали в России XVIII -XXI вв." в Русском музее. Для тех, кто далеко и лично выставку посетить не может, вот очень интересный фильм, где рассказывают много познавательного.
Click to view
В России платок и шаль издавна были важной частью национальной культурной традиции. Платки в жизни русской женщины нужны были на все случаи жизни - и на свадебный обряд, и в храм, и на праздничное гуляние, и на сенокос или жатву.
Слева: Борис Михайлович Кустодиев "Купчиха" 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Справа: Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния. Государственный Русский музей
Платки и шали в России были не только дополнением традиционного костюма, они сами являлись ярко выраженным видом традиционного искусства, с самобытными узорами и разнообразными приемами ручного производства. И в зависимости от доступных тканей и материалов, а также в зависимости от развития текстильной промышленности, новых материалов и технологий русский платок исторически тоже развивался и менялся - от огромного парчового покрывала, окутывавшего всю фигуру женщины, до легкой кружевной или ситцевой косыночки, от золотой нити и коврового плетения к набивным рисункам.
Слева: Шарф. 1830-е. Шерсть, двустороннее ткачество. 257 х 62,5. Деталь. ГРМ.
Справа: Н.М. Жовтис. Платок "Москва". Начало 1960-х. Шелковый комбинат "Красная Роза", Москва. Атлас, механическая печать 66 х 65. ГРМ.
Русский музей обладает одним из лучших в России собраний платков и шалей - шелковых и парчовых, шерстяных и ситцевых набивных, вышитых, кружевных, вязаных. "Колокольцовские" шали крепостных мануфактур России начала XIX века, оренбургские пуховые платки-паутинки, вологодские кружевные косынки, нижегородские, каргопольские золотошвейные платки - уникальные явления национальной культуры. Собрание Русского музея ценно также наличием платков и шалей, изготовленных на предприятиях, изделия которых практически не встречаются в других собраниях страны, а также большим количеством предметов, имеющих фабричные клейма.
Платки и шали в России XVIII -XXI вв. в Русском музее. Фото Татьяна Горд, Евгений Елинер
Платки и шали в России XVIII -XXI вв. в Русском музее. Фото Татьяна Горд, Евгений Елинер
Кстати, некоторые из традиционных платков, которые производились до революции, начали в последнее время возрождать, например, знаменитые "барановские платки с огурцами". Я об этом еще напишу.