Малоизвестные факты из истории утраченного древнего промысла
Сейчас для многих удивительно, что на протяжении нескольких столетий Россия наряду с Индией была главным поставщиком жемчуга в европейские страны. Иностранцы теряли дар речи, видя обилие жемчуга на русских женщинах. На Руси украшали им все подряд. Сегодня же полюбоваться великолепным русским жемчугом можно лишь в музеях. Что же случилось с нашим жемчугом? Почему он пропал?
Чего только ни украшали на Руси жемчугом - кокошники и сарафаны, подвенечные уборы, седла и оружие. Жемчуга добывали так много, что даже женщины из бедных семей могли позволить себе купить жемчужные бусы.
Кокошник жемчужный. XIX в. Галун, речной и искусственный жемчуг, перламутр, бисер, золотные нити. Золотное шитье и низание.
Пребывавший с 1600 года на русской службе Жак Маржерет записал, что видел в казне по меньшей мере полсотни царских нарядов, расшитых по краям драгоценностями, видел платья, полностью вышитые жемчугом, а также «платья, покрытые жемчужной вышивкой на фут, на полфута, на четыре пальца»! Поразили его и полдюжины царских покрывал, вышитых жемчугом полностью.
«Жемчуг бывал мелкий, средний, крупный; различались зерна гурмыдкие, кафимские, зерно раковинное, зерно не алмазное; жемчуг считался по зернам, половинкам и золотникам». Иоганн Кильбургер
Количество жемчуга в казне легче всего представить по хроникам разгрома: в 1611 году, взяв Кремль, кичливые поляки от безделья стреляли крупными жемчужинами из мушкетов, а во время Соляного бунта 1648 года бунтовщики-грабители жемчуг мерили пригоршнями и продавали желающим полными шапками.
Кокошник, Новгородская губ. Расшит речным жемчугом. Русский музей, СПб.
Серьги из речного жемчуга 18-19 век Руский музей, СПб.
Жемчуг шел на отделку шапок, обуви, каймы, рукавов… список бесконечен. Эти костюмы можно представить по портретам-парсунам XVII века, изображающим царей и цариц. Картины анонимных мастеров вряд ли достоверно изображают своих моделей. Зато богатые наряды выписаны с необыкновенной тщательностью - это наследие иконописной традиции, где «доличному» (всё, кроме лиц и рук) уделялось особое внимание.
Слева: Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты. Портрет царя Алексея Михайловича. Конец 1670 - начало 1680 годов
Справа: Неизвестный художник второй половины XVII века. Школа Оружейной палаты. Портрет царицы Марфы Матвеевны, супруги царя Федора Алексеевича. Не позднее 27 апреля 1682. ГРМ.
Разумеется, без воссоздания драгоценных уборов из крупных круглых жемчужин невозможно представить и историческую живопись второй половины XIX века на тему Руси.
Лучше всего речной жемчуг разглядывать на провинциальных «примитивных» портретах, изображающих купчих и богатых крестьянок XIX века. Как правило, они происходят из Архангельской, Олонецкой, Тверской, Новгородской и Псковской губерний - северных земель, где головные уборы роскошно отделывали речным жемчугом. В основном они написаны анонимными мастерами, хотя сохранилось имя художника-крестьянина - Абрама Клюквина.
Слева: Абрам Клюквин (1777-1867) «Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке» (Портрет торопецкой купчихи в головном платке, затканном золотной нитью). 1850ы. ГИМ.
Справа: Корзухин Алексей Иванович Боярышня.1882 г.Тюменский музей изобразительных искусств
Слева: Абрам Клюквин (1777-1867) Портрет молодой купчихи Первая половина XIX в.
Справа: Неизвестный художник первой половины XIX века. Портрет пожилой купчихи.
Слева: Неизвестный художник Портрет жены купца, Анны Петровны Филатовой 1840-е
Справа: Абрам Клюквин (1777-1867) «Портрет новгородской крестьянки с белым платком в руке» 1830-е
В наш век искусственного жемчуга, который стоит копейки, трудно представить, насколько дорог жемчуг настоящий. Вспомним, например, что Мэри Морстен (будущая миссис Ватсон) могла бы достойно прожить год, продав одну-единственную индийскую жемчужину из ожерелья. А Жак Картье в 1917 году купил здание своего магазина на 5-й авеню в Нью-Йорке, отдав две нитки бус. Часто жемчужное ожерелье было непременной частью приданого, самой дорогой вещью в шкатулке и крайним способом получить деньги в случае острой необходимости.
Дело в том, что в Новое время жемчуг все дорожал и дорожал - например, за первую половину XVII века он утроился в цене, а по стоимости оборота на рубеже XIX-XX веков он даже стоял на первом месте среди драгоценностей. Так, пара серег-жечужин, которые в 1821 году купил великий князь Николай Павлович (будущий император), стоила 29 тысяч рублей - колоссальная по тем временам сумма.
Слева: Жан-Марк Натье Портрет Екатерины I (1684-1727) 1717 Государственный Эрмитаж
Справа: Виргилиус Эриксен Портрет Великой княгини Екатерины Алексеевны (Екатерины II). До 1762 года
Дамы носили на шее состояние, а мода на нити жемчуга, элегантные сами по себе, практически не менялась, хотя можно было играть с их длиной и количеством рядов. Иногда, впрочем, ожерелье дополнялось фермуаром - крупной застежкой с драгоценным камнем. Популярности украшения способствовала и любовь к жемчугу скромной вдовы из Виндзора по имени Виктория.
«Самое распространенное драгоценное украшение сезона - жемчуг в виде отдельных ниток или колье. Дамы высшего общества носят жемчужные нитки в неотделанном виде. Нитка обматывается свободно вокруг талии, образует род кушака со свободно связанными концами, конец нитки делается в форме английской булавки, украшенной квадратными бриллиантами».
Журнал «Ювелир», 1912, № 9
Жемчуг на шее, в ушах, в волосах можно увидеть на огромном количестве женских портретов XVIII-XIX веков.
Слева: Неизвестный художник первой четверти XIX века Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны (супруга Александра I)
В центре: Кристина Робертсон Портрет императрицы Александры Фёдоровны (супруга Николая I) 1840-е гг, Эрмитаж
Справа: Франц Винтерхальтер портрет императрицы Марии Александровны (супруга Александра II и мать Александра III) 1857 год Эрмитаж
Со второй половины XIX века своим блеском начинают ослеплять и портреты императриц. Если на портретах Александры Федоровны (жены Николая I) и Марии Александровны жемчуга просто много, то их преемницы Мария Федоровна и Александра Федоровна (жена Николая II) практически закованы в него, как в броню. Драгоценности покрывают их тела, как оклад - иконы.
Теперь это позволяла мода, вдобавок монархии требовалось поражать богатством и величием. Да и сами императрицы обожали украшения.
Жена Николая I жемчуга обожала: она изображена в жемчужных кордильерах - длинных бусах, которые крепились к предплечьям, соединяя обе руки. Мария Александровна предпочитала вплетать нити в волосы. Шею Марии Федоровны обхватывает тугой ошейник чокер - подобные ожерелья ввела в моду ее сестра Александра, королева английская (по слухам, чтобы скрыть небольшой шрам).
Слева: Иван Николаевич Крамской. Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе. (Мария Федоровна - супруга Александра III, мать императора Николая II). 1880-е годы Эрмитаж
Справа: Неизвестный художник Портрет императрицы Александры Фёдоровны (супруга императора Николая II) 1907 Музей Hillwood, США
Oсобенно любила жемчуг супруга Николая II. Мы помним о семейной традиции подарков Ники и Алекс - яйца Фаберже на Пасху; была и другая традиция - жемчуг «от Болина» каждый апрель (в годовщину помолвки и на тезоименитство императрицы). На покупки в ювелирной фирме «Карл Эдуард Болин» последний император тратил огромные суммы - как-то за 8 лет вышло полмиллиона рублей.
Красовался жемчуг не только на парадных одеждах царских особ и священнослужителей, но и на окладах икон.
«На образах богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Наиболее уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными камнями. Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе» (барон Гакстгаузен).
Икона Казанской Божией Матери в жемчужной ризе
Митра 1626 г.
История жемчужного промысла на Руси - где и как добывали жемчуг
Жемчуг имеет органическое происхождение. Образуется он внутри двустворчатых раковин моллюсков. При случайном попадании инородного тела (типа песчинки) внутрь раковины на нем начинают откладываться слои арагонита, таким образом и растет жемчужина. Но процесс этот очень длительный.
В принципе, жемчужины могут производить в своих раковинах все двустворчатые моллюски, но у некоторых они появляются чаще и достаточно высокого качества. Таких моллюсков называют жемчужницами, самая известная и распространенная из них - пресноводная жемчужница маргаритана.
Первые упоминания о жемчуге на Руси датируются Х веком, но своего расцвета этот промысел достиг в XVI-XVII веках. За жемчугом ходили почти так же, как на рыбалку. Особенно много пресноводных раковин-жемчужниц находили в чистых северных реках, в которых обитали лососёвые рыбы, в особенности в Архангельской губернии, по берегам Белого моря. Именно там обильно водилась европейская жемчужница.
Дело в том, что личинки жемчужниц прикрепляются к жабрам именно этих рыб и некоторое время там развиваются. А затем крошечные моллюски отваливаются от них и падают на дно, где уже и проводят практически в неподвижном состоянии всю оставшуюся жизнь.
Река Онега в Архангельской области
Колонии в реках были так обильны, что все попытки государства хоть как-то взять добычу под контроль, давать на нее лицензии, были безуспешны - например, указ Петра I с запретом ловли от 1721 года пришлось отменить через десять лет.
Именно благодаря обилию жемчуга в северных реках народный костюм северных губерний России особенно наряден: позволить отделку речным жемчугом в этом регионе могли себе очень многие.
Пресноводные раковины-жемчужницы
В некоторых реках и озерах чаще встречался белый жемчуг, а в некоторых - черный.
Жемчуг по праву считался тогда исконно русским украшением. Ценился он очень высоко и за его красивый цвет, и за форму жемчужин, особенно «скатный жемчуг», идеально круглой формы и очень гладкий - «на блюдечке не стоит на месте».
К жемчугу на Руси всегда относились с большим почтением. Считалось, что на промысел надо отправляться только будучи чистым и душой и телом. Поэтому для успешной его добычи предварительно обязательно ходили в баню и на исповедь к священнику. Иначе жемчуг в руки не дастся.
Основной промысел обычно приходился на июль-август. К этому времени и вода прогревалась и ее уровень в реках снижался.
Ловец жемчуга
«В летнее время, когда вода в реках бывает низка, делают малый из бревен плот, в середине коего вырубливают небольшую дыру, над оною ложатся, покрывая голову, и, опускаясь вдоль по реке, смотрят в дыру, где дно песчанно или иловато. Увидев на дне песчаную раковину, вытаскивают ее сделанными для сего деревянными клещами. Наловив таким образом множество раковин, все без различия раскрывают, не заботясь о том, есть ли там жемчуг или нет, созрел ли он или не созрел, и таким образом умерщвляют жемчужную матку. Часто находят они между несколькими сотнями раковин едва одну жемчужину настоящей цены, такою вредною ловлей ныне жемчужные раковины если не совсем, то по крайней мере приметным образом истреблены. Если бы ловля жемчуга производилась здесь в большой осторожностью, то думаю, что в наших водах и теперь бы находился прекрасный и драгоценный жемчуг в большом количестве».
На мелководье же просто ходили по воде, прощупывая дно ногами.
Ловля жемчуга в р. Кемь, нач. XXв
«Промышленники, увидя зерно, от мяса его отрывают и кладут себе в рот, в коем держат часа два и сие называется «замариванием» После этого жемчуг в мокрой тряпке держат за пазухой, пока он окончательно не затвердеет».
Столетиями речной жемчуг промышляли самыми примитивными способами, но к концу XIX века этому пришел конец - не только из-за хищнической добычи, но и из-за изменения экологии (заболоченность берегов, сплавление лесов, замутнение воды минеральными взвесями). Падение было резким - в 1860 году его экспортировали из России на 182 тысячи рублей, а спустя десять лет - всего на 1,5 тысячи.
Хищническая добыча жемчуга нанесла большой урон популяциям жемчужниц, в некоторых реках они исчезли полностью. Постепенно промысел жемчуга стал затухать, а к началу XX века практически полностью прекратился.
К счастью, реки, в которых водятся жемчужницы, еще в России остались. Меры по их возрождению предпринимаются, и шанс их спасти и возродить русский жемчуг ещё есть.
источник 1 источник 2