Барановские платки. Расцвет.

Apr 03, 2019 01:00



"Российский триумф" - выставка ситца Троицко-Александровской мануфактуры братьев Барановых из Государственного музея-заповедника "Александровская слобода"

В продолжение  Барановские платки. Начало.

В первой части рассказывалось, как Федор Николаевич Баранов наладил в России в 1830-е годы производство красных (ализариновых или красноземельных) вытравных ситцев.

Дело отца 1838 году перенял сын Иван, который за 10 лет самостоятельного управления после смерти отца, крепко подвинул производство и крашение текстиля. Унаследовав от отца красильную фабрику, он сам построил несколько новых, в частности, в 1846 году вместе с купцом С. И. Зубовым он построил большую фабрику для набивки ситцев в Карабанове - знаменитую Троицко-Александровскую бумагопрядильню, на которой производилось крашение кумача, набивка платков и изготовление рубашечных ситцев, окрашенных в красный "адрианопольский" (пунцовый) цвет.


Один из первых образцов тканей ситца выпущенных на Троицко-Александровской мануфактуре XIX век. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Один из первых образцов тканей ситца выпущенных на Троицко-Александровской мануфактуре XIX век. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0



Один из первых образцов тканей ситца выпущенных на Троицко-Александровской мануфактуре XIX век. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

При этом именно Иван Федорович Баранов известен тем, что произвел настоящий прорыв в технологии окрашивания тканей в красный цвет, а также смог наладить в России выращивание собственной марены в промышленных масштабах.

Надо отметить, что в России, исторически имевшей давние торговые связи с Восточным Средиземноморьем, конечно же знали о способах получения красного цвета и даже закупали марену в Турции и Бухаре. Кроме того, в России росла и собственная марена, например, дикая астраханская, однако никто не занимался ее промышленным выращиванием.

В свое время российское правительство озаботилось этим вопросом и пыталось наладить культурное разведения марены в России для локализации производства, в частности еще в 1787 году были выписаны семена марены из Анатолии, но все усилия по созданию плантаций окончились неудачей.

Следующая попытка случилась в 1812 году, когда  Императорское вольное экономическое общество назначило золотую медаль и денежную награду за разведение отечественной марены, так как качественный отечественный красный краситель был жизненно необходим бурно развивающимся текстильным мануфактурам. Но тут вмешалась война.

И только Иван Федорович Баранов смог наладить в России выращивание собственной марены, арендовав плантации недалеко от Дербента.

К тому же он придумал новый способ закрепления краски в отваре из отрубей вместо бычьей крови. В результате этих изменений его бизнес получил технологическое преимущество и дела пошли необыкновенно успешно, а мануфактура значительно расширилась.



Фрагмент ситцевого платка.Троицко-Александровская мануфактура XIX век

Современник Баранова - историк, профессор Московского университета С.П. Шевырев свидетельствовал, посетив Александров в 1847 году:

“…И. Ф. Баранов здесь главный двигатель торговли и промышленности несмотря на то, что есть купцы в Александрове и богаче его. Он понял, что Россия в своих торговых замыслах должна иметь в виду Европу и Азию: Европу как образец, с которым не только должно сравняться, но даже его превзойти; Азию, как неисчерпаемый источник для материала, и как средство для сбыта. Крашенье бумаги и ситцы - главное его занятие: промышленность народная, соответствующая потребностям всех классов. Народ наш любит светлые одежды и яркость красок: красный и розовый - его любимые цвета. Промышленник должен применяться к народному вкусу, если хочет успеха и выгоды”.

Яркие платки с красным фоном и многоцветными растительными, геометрическими и восточными "огуречными" мотивами, рассчитанными в том числе на среднеазиатский рынок, занимали одно из основных мест в ассортименте изделий мануфактуры. "Огуречные" мотивы - это на самом деле перец, но в России в старые времена такого южного овоща не знали и обозвали перчиковый узор огурцовым.

Орнаментальные композиции отличались подчёркнутой декоративностью, обобщённостью в решении графически плоскостных форм, характерных для народных набивных тканей XIX века.



Фрагмент ситцевого платка.Троицко-Александровская мануфактура XIX век

Любовь народа к барановской продукции  была очевидна. Ни в городе, ни в деревне не было гостинца желаннее барановского платка. Узорчатые платки удивительным образом подходили и к старинному русскому сарафану, и к городскому “комплекту”, и к восточному халату.

Красный цвет, присутствуя в каждом элементе узора, объединял средник и кайму, фон и орнамент.

Большой популярностью у крестьянок пользовались барановские платки, выполненные в технике вытравной печати, при которой наносимая на ткань краска разрушала цвет фона, образуя на этом месте новый цвет. Таким образом при частичной вытравке вместо красного цвета получался розовый, и это стало самостоятельным выразительным средством. Подобные платки изготавливались вплоть до 1940-х годов.

Платки с клеймом карабановской мануфактуры раскупались по всей России и особенно в азиатских странах. Иван Фёдорович Баранов первый открыл систематические торговые сношения с Хивою, Астрабадом  (русское название иранского города Горган до 1937 года) и другими азиатскими городами и один из первых послал свои товары в Тифлис для заведения там русского торгового дома.


Ситцевый набивной платок.Троицко-Александровская мануфактура XIX век. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0



Фрагмент ситцевого платка. Троицко-Александровская мануфактура XIX век. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

А сейчас очень интересно будет взглянуть на более поздние платки конца XIX века, значительно более яркие и красочные.

Дело в том, что после 1871 года наступила эпоха химических красителей, а печать стала осуществляться машинным способом.
В красный цвет ткани стали окрашиваться сначала гарансином (химически обработанным краппом), который сменил марену, и закрепляться хлебным уксусом, который сменил бычью кровь и отвар из отрубей, а затем были изобретены анилиновые красители, в первую очередь ализарин, и в начале XX века гераксин был практически полностью вытеснен из производства.

Так вот ализариновое крашение - это анилиновые краски. Разница просто огромная.


Платок ситцевый набивной. Ализариновое крашение. Троицко-Александровская мануфактура Вторая половина XIX века. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0



Фрагмент ситцевого набивного платка. Ализариновое крашение. Троицко-Александровская мануфактура Вторая половина XIX века. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0



Платок ситцевый набивной. Ализариновое крашение. Троицко-Александровская мануфактура Вторая половина XIX века. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0



Фрагмент ситцевого набивного платка. Ализариновое крашение. Троицко-Александровская мануфактура Вторая половина XIX века. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0



Ситец отрезной набивной с характерным полосатым рисунком. Ализариновое крашение. Троицко-Александровская мануфактура Вторая половина XIX века. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Для тканей Троицко-Александровской мануфактуры очень характерны рисунки с динамичной разбежкой полосатого орнамента, как дань восточным тканям. На мануфактуре обязательно учитывалось психологическое восприятие тканей в полоску. Четко рассчитано соотношение ширины полос. Черные, преимущественно узкие, чтобы не допустить их преобладания над сочными красными, которые несли на себе основные мотивы орнамента.

Далее более поздние образцы тканей стали получать дополнительный синий цвет и заполнение более крупными деталями узора.



Платок ситцевый набивной. Ализариновое крашение. Троицко-Александровская мануфактура Вторая половина XIX века. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Дело И. Ф. Баранова продолжили его сыновья. Самым известным из них  был купец 1-й гильдии Асаф Иванович Баранов (1834-1906), который, выйдя в 1874 году из семейного дела и отделившись от братьев, основал собственную фабрику "Соколовская мануфактура Асафа Баранова" в Соколово (Струнино)


Асаф Иванович Баранов (1834-1906)

Асаф Иванович был не только талантливым предпринимателем, но и грамотным инженером-химиком. Баранов был широко известен в научных технических кругах, а правительство наградило его званием инженера-технолога с соответствующим этому званию значком. Фабрику свою он построил и оборудовал по последнему слову техники.  Она  имела свой газовый завод, станцию очистки, электростанцию, a химический завод производил анилиновые краски для тканей.

На мануфактуре Асафа Баранова был выработан метод изготовления хлопчатобумажных тканей на чистой технологии с применением анилиновых красителей, родниковой воды, деревянных труб и вытравной техники крашения. На фабрике был широкий ассортимент выпускаемых тканей, включая, например, хлопчатобумажный плис и полубархат.

В 1886 году фабрика Асафа Баранова была удостоена специальной награды Персидского шаха.



Платки Товарищества Соколовской мануфактуры А. Баранова. Владимирская губерния, Александровский уезд, с. Струнино,
слева - начало XX в., справа - после 1880 г

Ткани, созданные на этой мануфактуре, отличались рисунками от тканей остальных барановских фабрик.  В платках, созданных на Соколовской фабрике, прослеживается стилевое влияние историзма и модерна.

Оно выражается в использовании рисунков мебельных тканей с изображением пышных вазонов, плодов и цветов, перевитых шнуров с тяжёлыми кистями, кружевных лент, а также прихотливо изогнутых фантазийных фигур, характерных растительных форм насыщенного колорита, напоминающих перевивающиеся водоросли, листья чертополоха.


Платок Товарищества  Соколовской мануфактуры Асафа Баранова. Владимирская губ., Александровский уезд, с. Струнино.  После 1880 г. Ткань хлопчатобумажная, печать механическая Размеры, см.: 76×76

Барановские ткани и платки всех трех барановских мануфактур пользовались большим спросом и многократно отмечались наградами на различных ярмарках и выставках как в России, так и за рубежом.

"Товарищество Барановых" было удостоено медалей на  международных выставках в  Лондоне (1862), Москве (1865), Париже (1867), Вене (1873), Париже (1878)

На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве эти ткани были отмечены Дипломом.

Несколько раз мануфактура подтверждала свое право ставить на  изделиях Государственный герб (1870, 1882, 1896), что расценивалось как наивысшая награда.

Карабановские ситцы были удостоены высшей награды - Почетного диплома в Амстердаме в 1883г., в  Антверпене - в  1885г., а в 1886г. - редкой награды - Ордена Льва и  Солнца персидского шаха.
Рисунок “Смородиновый лист” в 1889 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже.

Фрагмент набивной ситцевой ткани "смородиновый лист". Троицко-Александровская мануфактура. Ализариновое крашение. Вторая половина XIX века.Ткань удостоена награды Гран-при на всемирной выставке в Париже в 1889 году.

После Октябрьской революции барановский бренд прекратил свое существование, фабрики были национализированы и продолжили работу под другими названиями.

А сейчас этот бренд и рисунки тканей стали возрождать. Но об этом в слeдующий раз.
Продолжение Барановские платки. Возрождение

Россия, этномода, бренд, легкая промышленность

Previous post Next post
Up