О крестецкой вышивке, или как российский предприниматель народный промысел спас

May 16, 2019 01:00

Это русский народный промысел, зародившийся в 1860-х годах в деревне Старое Рахино Новгородской губернии.  Крестецкой вышивкой украшали как предметы одежды, так и занавески, скатерти и полотенца.

Про технику вышивания у моего френда  id77 был хороший пост Русские народные промыслы. Крестецкая вышивка

Ну а я напишу больше про историю.

В 1860-е годы недорогие и изящные изделия с крестецкой вышивкой пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах. А в 1882 году скатерти и занавески с этой вышивкой впервые выставили в Москве, после чего надомный промысел местных крестьянок начал выходить за пределы волости, а вышивка стала пользоваться все большей популярностью в крупных городах.

Всемирная известность пришла к белоснежным узорам в 1911 году на 1-ой показательной выставке художественных промыслов России в Санкт-Петербурге, организованной графиней Шуваловой и князем Михаилом Федоровичем.



16-летняя старорахинская строчильщица Раечка Тихонова демонстрирует на выставке художественных промыслов новые приёмы строчки. 1911 год.

В том же году на международной выставке в Турин, Италия,  работы мастеров ручной вышивки были награждены Первой медалью.

В 1917 году ремесленники, занимавшиеся изготовлением изделий с вышивкой,  объединились в Крестецкое кустарное кредитное товарищество, а в 1929 году в поселке Крестцы было создано снабженческо-сбытовое кооперативное товарищество "Художественная строчка", которое послужило основой будущей фабрики.

В 1931 году началась продажа продукции артели за рубеж. Первым и основным покупателем становится компания "Спиро" из Великобритании. Столовое и постельное белье также поставлялось во Францию, Бельгию, Голландию и Швецию.

После войны производство восстановили, и в 1956 году были предприняты первые попытки выполнения крестецкой строчки машинным способом. В  1960 году кооперативное товарищество "Художественная строчка" была переименованo в фабрику "Крестецкая строчка".

image Click to view





Цех ручной вышивки с применением швейных машин. 1970-е гг.

Изделия фабрики ежегодно выставлялись на советских и международных выставках, получили множество наград и дипломов. Были созданы изделия, признанные  достоянием России, которые пополнили фонды лучших музеев страны. Полотна с крестецкими узорами хранятся в Эрмитаже, Русском музее, Этнографическом музее Петербурга...

На фабрике в советское время трудилось 700 человек. Помимо скатертей и салфеток там еще и шили платья и костюмы для звезд советской эстрады - Софии Ротару, Эдиты Пьехи, Светланы Дружининой и т.д. На постельном белье от "Крестецкой строчки" почивала королева - был такой эксклюзивный заказ для Елизаветы II.

Потом случился перестройка и, как и для большинства предприятий легкой промышленности в России это было началом конца, фабрика "Крестецкая строчка"  начала хиреть и загибаться.

Владельцы менялись чуть ли не ежегодно,  но никому не удавалось найти покупателей на уникальные кружева.  Потом здание начало разваливаться, а вместо кружев "Крестецкая строчка" перебивалась случайными заказами, даже спецодежду для ЛУКОЙЛа шила...

Спасение пришло в 2015 году, когда убыточную фабрику купил питерский предприниматель Антон Георгиев, владелец продуктового бренда "Медовый дом". К этому времени  промысел был практически мертв: на фабрике осталось всего две мастерицы, владеющие уникальной техникой, а весь штат составлял 7 человек, да и само здание почти развалилось.



Георгиевы на фоне символичных развалин (съемки для "Собака.ru")

Антон Георгиев узнал о фабрике в 1995-х, когда к его отцу в гости приехали шведы и попросили свозить их на Крестецкую фабрику, чтобы купить скатерти, салфетки и другой текстиль для их гостиничного бизнеса. Уже тогда начинался постепенный закат уникального промысла, так как государство перестало обеспечивать фабрику заказами, ведь с началом перестройки стране стало просто не до кружев и вышивки



Восстановленное здание фабрики.

Когда Георгиев в 2015 году купил то, что осталось от когда-то знаменитой фабрики, мало кто вообще понимал, что он делает - расходы колоссальные, прибыль непонятно какая и когда, конкуренция вроде как с дешевым китайским ширпотребом, по крайней мере в эпоху глобализма считается, что все в мире шьется именно там. Короче, сплошная головная боль и трата времени и денег не пойми на что.



Восстановленное мозаичное панно "Вышивальщица" 1920-х годов

Но предприниматель заявил: "Когда я увидел, что фабрика продается, сразу решил, что это шанс испытать себя и спасти промысел. Никто не верил, что мы поднимем предприятие и сделаем его успешным. Я хочу на примере "Крестецкой строчки" показать всем остальным народным промыслам нашей страны, что при правильном подходе они могут развиваться как прибыльный бизнес".



Восстановленные интерьеры фабрики

И еще в одном интервью на вопрос журналиста, почему он решил взяться за возрождение "Крестецкой строчки" Антон Георгиев ответил следующее:  "Это интересный и очень важный проект, даже не только для меня лично, но и для Новгородской области, и вообще для нашей страны. Потому что это старинный народный художественный промысел, он последний, который остался в Новгородской области, единственное предприятие НХП. Были заводы фарфоровые, они же все закрылись. У "Крестецкой строчки" есть история. Наши коллекции хранятся и в Русском музее, в Этнографическом музее, во многих других. Поднять это предприятие на новый уровень, сохранить этот промысел очень приятно и важно для меня."



Восстановленные интерьеры фабрики

Он инвестировал в фабрику 100 млн рублей и за два года смог возродить производство. Персонал фабрики увеличился до 70 человек

image Click to view



Самым важным было, конечно же, наладить сбыт, чем Антон Георгиев немедленно и занялся.



Платье из коллекции Ольги Вильшенко с вышивкой от "Крестецкой строчки"

Сначала изделия фабрики включили в подарочный фонд президента Путина, затем продукцией заинтересовались РЖД и магазины Императорского фарфорового завода.

Предприниматель связался с известными дизайнерами Ульяной Сергеенко и Ольгой Вильшенко, для кутюрных коллекций которых на фабрике были изготовлены кружева.




Коллекция Ulyana Sergeenko с вышивкой “Крестецкой строчки”

В этом месяце в Санкт-Петербурге открываются собственные магазины фабрики под брендом "Крестецкая строчка", там будут представлены текстиль, одежда и детские вещи с уникальной ручной вышивкой. Для широкого спроса в продаже будет относительно недорогое постельное бельё и скатерти, скатерть стоимостью порядка 12 тыс. рублей.



Коллекция Ulyana Sergeenko с вышивкой “Крестецкой строчки”

Ответственной за проект Антон Георгиев назначил свою супругу Александру, которая училась на дизайнера костюма в Университете промышленных технологий и дизайна в Петербурге, так что во всем этом разбирается лучше него.




Товары из магазина фабрики

В планах Георгиевых уже в 2019 году произвести продукции на 200 млн рублей, создать 230 рабочих мест и вывести на рынок более 250 продуктов, включая коллекцию одежды, а в дальнейшем - освоить зарубежные рынки и развить фабрику как объект туризма.



Товары из магазина фабрики

Именно для этих целей ремонт помещений делается таким образом, чтобы фабрика была и объектом туристического показа. Кирпич для этого очищается пескоструем, покрывается лаком, чтобы придать исторический вид зданию, в стиле "лофт". Кроме того возрождается музей, коллекция которого была распродана прошлыми владельцами.




Товары из магазина фабрики



Товары из магазина фабрики




Товары из магазина фабрики

Вот такая вот история о замечательном народном промысле и не менее замечательном человеке, который этот промысел в прямом смысле спас.
Побольше бы таких предпринимателей!

Россия, этномода, легкая промышленность

Previous post Next post
Up