В 2017 году на выставке «Мода - народу», посвященной советскому конструктивизму 1920-х гг., выставили сохранившийся эскиз костюма к одному из первых (если не первому) отечественному научно-фантастическому фильму - «Аэлите» Якова Протазанова. Фильм не самый известный, хотя повесть А. Толстого вошла в классику прошлого века, более того, долгие годы на нем стояло клеймо «идеологической невыдержанности». Но обо всем по порядку.
Фильм снимался во времена НЭПа, частным киноателье «Межрабпом-Русь». Рассчитывая на его успех и прокат заграницей, ателье закупило новую технику, в газетах писали, что в картине было занято около 3000 человек, а расходы чуть ли не достигали 2 млн рублей. Рекламная кампания началась за полгода: в феврале 1924 года в «Кино-газете» появился интригующий модуль «Анта… Одэли… Ута…».
Премьера фильма в Москве состоялась 30 сентября 1924 г, картина продержалась в прокате 10 недель, рекордно много для того времени. В провинции результат был хуже - 1-2 недели, из-за неудачной стратегии показа (фильм был разделен на 2 части, зрители только в зале узнавали, что увидят только первую, а вторую часть показывали через неделю). «Аэлиту» не допустили к прокату за рубежом, хотя в итоге она нелегально «просочилась» на Запад. Картину довольно жестко критиковали, в том числе за желание Протазанова усидеть на двух стульях, сделав фильм, интересный и советскому и западному зрителю.
Досталось и костюмам фильма: «Много хорошего в работе А.А.Экстер (костюмы). Мужские безукоризненны, но дамские… слишком напоминают «Ателье мод» с Петровки». Марсианские костюмы называли «нелепыми, неудобоносимыми», писали: «Экстер населила Марс не то римскими легионерами, не то современными водолазами», «сама Аэлита поблекла под бременем костюма».
Эскизы Экстер были опубликованы в анонсе «Аэлиты» в «Пролеткульт», №2, 1924. В этой же статье было указано, что костюмы изготавливаются в Мастерской Надежды Ламановой, известного модельера начала XX века.
Изначально над костюмами работал Исаак Рабинович, художник по костюмам МХАТа, затем пригласили Александру Экстер, одну из «амазонок авангарда», художника Камерного театра Александра Таирова. Она работала и над модной одеждой, ее модели можно увидеть в единственном номере журнала «Ателье» (1923 г.), а их реконструкцию - как раз на выставке в Москве. Для журнала же она написала любопытную статью о значении в конструировании одежды таких факторов, как фигура человека, его вид деятельности, ткань и ее цвет. Кажется, банально? Вспомните, что еще в начале века женщины играли в теннис в корсете, блузе с воротником под горло и длинным рукавом и длинной юбке с нижними юбками, а конструктивисты 1920-х предложили почти современные короткие шорты и комбинезоны из хлопка и эластичных тканей.
Александра Экстер
Так что укор в излишней модности земных нарядов в общем-то неслучаен, Экстер и, правда, одела своих героинь модно. Но не пойдет же красавица Наташа (Валентина Куинджи) на нелегальный бал в скромных обносках? Другие наряды героини тоже хороши: платье с интересным принтом, светлый пуловер с черной отделкой и полосатая прямая юбка.
Психоделический принт на платье Наташи - тогда это было в новинку.
То же платье с белым воротничком. Быть можно верной женой и носить модные платья. Увы, с советской идеологией этот тезис не сочетался.
Кожаная шляпка клош и пальто с поясом - Наташа и революцинерка и модница
Наташа на нелегальном балу. Не Ростова, но и мода тогда была совсем другой. После сжимающих тело корсетов и облегающих платьев эпохи модерн, 1920-ые и ар-деко одели женщин в объемные одежды, скрывающие тело.
В журнале Ателье, о котором мы уже упоминали, была похожая модель Экстер с поясом-кушаком, драпировкой на талии и шлейфом.
Модные туфельки.
Еще один модный наряд Наташи.
Художественные интересы самой Экстер лежали в области изучения колористики, ритмизации цвета, взаимовлияния цветов. Ее театральные костюмы и картины поражают буйством красок. Но как эти наработки реализовать в оттенках серого для черно-белого кино? Здесь на помощь Экстер в создании марсианских костюмов пришла эстетика конструктивизма, его геометризм. В ней же Виктором Симовым были созданы и декорации Марса, что давало стилистическое единство марсианским сценам.
Оба платья Аэлиты (Юлия Солнцева) очень узкие, она не может в них быстро двигаться или бегать, да и сложные головные уборы заставляют ее стоять прямо: она королева и суетливые движения ей должны быть чужды. Диски на платье, головной убор вызывают как космические ассоциации, так и сравнение с омутом, которым Аэлита станет для инженера Лося (Николай Церетелли). Три круга на лифе у современного зрителя вызывают нездоровые ассоциации с трехгрудой женщиной из «Вспомнить все» (2012).
Эскиз костюма марсианской принцессы Аэлиты
Аэлита. Надменная и холодная (пока не увидела инженера Лося в межпланетный телескоп).
Эскизы образа Аэлиты, первый - возможно,не атрибутирован достоверно
Аэлита и Гор
Платье Аэлиты и, правда, не слишком удобное, впрочем, и сама жизнь на Марсе в бетонных конструкциях не кажется удобной.
Такое платье, кажется, более подходит концу XX веку, нежели к его началу. В коллекциях Rei Kawakubo, Yohji Yamamoto или Junya Watanabe оно смотрелось бы органично.
Alexander McQueen, весна 1999, Yohji Yamamoto весна 2017, Chalayan весна 2009, Comme des Garçons весна 2017, Junya Watanabe весна 2017
Аэлита и инженер Лось. Сразу понятно, кто свой, а кто чужой в этих декорациях.
Костюм «управляющего энергией» Гора (Юрий Завадский) из прямоугольной туники с молнией на груди делают маскулинным детали из прозрачного пластика (доспехи: «шлем», «наплечники», «нагрудник» и «юбка»).
Эскиз костюма марсианина Гора
Платье-реконструкция костюма марсианина Гора А. Экстер и Н. Ламановой для фильма Я. Протазанова «Аэлита» из фондов МО «Музей Москвы» на выставке, посвященной Надежде Ламановой
Если в Земных сценах актеры играют почти естественно (делаем скидку на немое кино), то игра актеров-марсиан - нечто среднее между пантомимой мимов и пластикой роботов.
В костюмах других марсианских персонажей Экстер активно использует круги, прямоугольники, волну, ломаные линии, треугольники, делая наряд более интересным за счет контрастных и нестандартных материалов: пластик, металл, картон. Ее надсмотрщики и охранники - практически современное sci fi представление о роботах. В общем неудивительно, что «Аэлиту» часто предвестницей «Метрополиса» Фрица Ланга (1927), да и американской фантастики 1930-х.
Эскиз костюма Ихошки
Красноармеец Гусев (Николай Баталов) и Ихошка (Александра Перегонец). Наша научная фантастика не боялась стереотипов, пусть и без медведей, зато с гармонью. Костюм Ихошки с металлическим каркасом вокруг шаровар напоминает и клетку, и кринолин, и ромб. Костюм смотрится особенно эффектно, когда Ихошка комично приседает.
Возможно, один из эскизов костюма Тускуба.
Эскиз костюма Тускуба
Гор и Тускуб
Эскизы костюмов охраны, разные версии
Эскизы костюмов охраны, разные версии
Совет Старших. Обратите внимание на конструктивистские декорации Симова, которые замечательно сочетаются с геометрией Экстер.
Астроном (Иосиф Толчанов), его странный головной убор напоминает сказочного звездочета, а прозрачный пластик и геометрия наряда отсылает к научной фантастике об инопланетянах.
Эскизы А.Экстер: звездочет, Ихошка, Старшие
Рабочие и надсмотрщики. Гармошка на бедрах смотрится забавно, но коробки на голове и у тех, и у других выглядят пугающе.
Одна из самых сильных сцен в фильме - рабочих замораживают в холодильнике, пока они не нужны.
Самый большой недостаток фильма сейчас - то, что его не реставрировали. Эффект до и после можно увидеть, посмотрев все тот же «Метрополис». «Аэлита» же дает нам возможность увидеть 1920-е из 1920-х: как мужчины надевали валенки на ботинки, а огромный бушлат - на приталенное зимнее пальто с меховым воротником , как женщины прятали руки в муфты и ходили на нелегальные балы в открытых платьях (наш ответ Гетсби!), коллекционеры антиквариата проронят слезинку над резными шкафами и стульями.
Нам встречалось мнение, что в нашей кинофантастике две вершины: «Аэлита» и «Солярис». И, наверное, это сравнение неслучайно: оба фильма больше не про фантастику, а про нас, землян, про нашу человеческую душу.
Отсюда