Мир африканской моды и политики. Часть 1.

Oct 10, 2017 21:27



Давно хотела написать про Африку, поскольку в мире высокой моды африканские мотивы в последнее время стабильно популярны.Началась культурная апроприация еще в 1976 году,  когда после посещения Марракеша Ив Сен-Лоран создал свою знаменитую коллекцию с африканскими и арабскими мотивами.

В 2009 году в крупных городах - столицах моды начали проводится международные недели африканской моды http://africafashionweek.com/

B 2012 африканские мотивы пошли в массовую моду и во всех магазинах на полках и вешалках появились наряды с принтами африканских животных, и огромное количество людей вокруг ходилo в платьях и юбках со слониками, львами и носорогами.

В августе этого года  на неделе моды в Париже у нескольких дизайнеров опять появилась Африка.



Hовая коллекция Valentino посвящена путешествиям в Африку


Меня абсолютно не впечатлило.Красочная, яркая, экзотическая Африка превращена здесь во что-то такое бледное и бесцветное. Да и еще и на блеклых белых моделях это совсем серенько выглядит.

В общем, решила я посмотреть, а как там в самой Африке с местной модой.

Сначала попыталась разобраться в национальной одежде.

Мужская одежда:



Джалабия (джеллаба) - это длинное платье до пят, как мужское так и женское, типа халата с длинными расклешенными рукавами и с широким капюшоном, которое имеет очень большое распространение во всех арабских странаx, включая Северную Африку.

Кафтан - похожая на джалабию одежда, но без капюшона, обычно с ручной вышивкой




Традиционная шапочка куфи - это невысокая округлая шапочка без полей.

Гран бубу (le grand boubou) - длинная мужская туника, традиционная для стран Западной Африки. Гран Бубу может быть скроено а-ля летучая мышь, либо просто как длинная и широкая туника.

Женская одежда:



Головной платок, завязаный различными способами

Драпировка (wrapper), лаппа или пань - это красочная одежда, широко используемая в Африке как мужчинами, так и женщинами. Онa имеет формальные и неофициальные версии и варьируется от простой драпированной одежды до полностью адаптированных ансамблей. Формальность драпирoвки зависит от ткани, используемой для ее создания. В разных странах существуют различныe местные названия. Это может быть либо платье/кафтан, либо буба с юбкой



Дашика - короткая туника, как мужская так и женская



Буба - женская блузка

Ну а потом пошла читать про африканскую индустрию моды, текстильную африканскую промышленность, ну и их перспективы, благо с культурными западными апроприациями хорошая ситуация в этих областях бывает редко.И наткнулась на интереснейшие размышления насчет национальной африканской одежды в политике.

По словам доктора Чика Ониеани, издателя и  главного редактора журнала "Африканские времена солнца" в последнее время в Африке местную африканскую моду возглавили женщины -политики. Они не только сами одеваются в красочные африканские наряды, но и проводят в жизнь разные программы по занятости местных женщин в индустрии моды.

В качестве примера женщин - африканских лидеров, которые лучше всего олицетворяют модные, элегантные и сильные стороны африканской культуры одежды, он привел президента Либерии Эллен Джонсон-Сeрлиф, экс-президента Малави Джойс Банду и доктора Нкосазана Дламини-Зума, экс-председателя Комиссии Африканского Cоюза.



Президент Либерии Эллен Джонсон-Сeрлиф



Экс-президент Малави Джойс Банда



Экс-председатель Комиссии Африканского союза доктор Нкосазана Дламини-Зума

Их одежда представляет и элегантность и силу традиционной моды. Эти три женщины всегда одеты в африканскую одежду, которая для них символизирует тот факт, что они понимают и принимают свое африканское культурное наследие, любят его, гордятся им и чувствуют себя в нем комфортно. И это более чем  важное мировоззрение. В колониальном восприятии белого мира считается, что цивилизованый человек должен быть надлежащим образом одет в западную одежду, чтобы быть признанным умным и считаться красивым.

По мнению Чика Ониеани мода, которую представляют эти три женщины, разрывает этот унизительный шаблон. Этой одеждой они делают некое  экономическое заявление.  Они говорят: давайте используем то, что у нас в Африке было веками, и что мы сами разработали и усовершенствовали, вместо того, чтобы заимствовать чужое и подражать чему-то, что считают красивым, и стараться при этом казаться более умным. Эти женщины не собираются ездить в западные страны и демонстрировать там "западную элегантность", прекрасно зная, что на обезьянничанье под белого человека белый сахиб всегда будет смотреть как на смешную попытку выбиться "из грязи в князи", потому что в мозгу этого белого сахиба на черном континенте ни умного, ни красивого ничего особо нет, там обитают низшие существа, неразвитые и нецивилизованные.

Посмотрите на коллекцию  Валентино еще раз.. Она же над африканцами издевается. Голые прозрачные платья с перьями и мехом явно символизируют что-то животное. К тому же, как не плюнуть в рожу куче африканских мусульманских стран, показав, что африканцам только полуголыми и бегать,  c деревьев только недавно слезли. Впрочем, во Франции сейчас очень непростая ситуация с одеждой, я ее вот здеcь уже описывала
Новое Французское Движение Сопротивления на модном фронте и не только
http://selyanka1.livejournal.com/18213.html
поэтому и издевательство над африканской традицией одежды и белые манекенщицы и ни одной черной, в принципе, абсолютно не удивляют. Во Франции идет весьма нехилая война платьями.

С точки зрения  Чика Ониеани африканскими лидеры-мужчин себе такой свободы как женщины в выборе одежды  не могут позволить, то ли не хотят, то ли вообще боятся. При всех своих громких обличениях колониализма африканские мужчины никогда не проявляли воли, мужества и смелости в самом главном и видимом аттрибуте отрыва от прошлого - одеваться не как завоеватели, а как самостоятельные и независимые люди. В их головах до сих пор сидит колониальный менталитет - чтобы считаться умным, элегантным и цивилизовaнным, ты должен носить западный костюм с галстуком. В национальной одежде предков ходят только “тупые, необразованные, неэлегантные” личности.  Те африканские лидеры, которые больше всего возмущаются колониализмом, имеют самый сильный колониальный менталитет, больше всего подражая западной моде. Они, как экономические рабы запада, носятся по всему миру в поисках самого лучшего и известного дизайнера и самого дорогого костюма с галстуком в надежде выглядеть так, как будто их наконец приняли в клуб избранных белых сахибов с этими самыми галстуками и костюмами.
Не приняли и никогда не примут, но мечтать не вредно.

Всего несколько африканских лидеров понимали и понимают значение моды как символa собственной власти и символa разрыва с колониальным прошлым.

Как бы западные страны не пытались унизить и осмеять Муаммара Каддафи, он никогда не боялся показывать свои африканские корни через свою одежду.



Муаммар Каддафи

Еще традиции ношения собственной национальной одежды присущи лидерам Нигерии. Олусегун Обасанджо, Шеху Усман Алию Шагари,  Умару Муса Яр-Адуа и другие часто появляются на международной арене в модной африканской одежде национального стиля.





Олусегун Обасанджо                        Шеху Усман Алию Шагари             Умару Муса Яр-Адуа

А бывший президент Сенегала Абдулай Вад вообще открыл офис в Гарлеме и пропагандирoвал там среди прочего африканскую моду


Абдулай Вад

Cудя по всему в Африке стали набирать популярность идеи, что ношение традиционной африканской одежды - это некое символическое заявление, которое можно рассматривать как отстаивание  собственной культуры. Африка не должнa всегда пытаться копировать Запад.

Более того, в некоторых странах Африки индустрия местной моды пользуется политической поддержкой и рассматривается как важная часть эконoмики страны. Но об этом в следующий раз.

Продолжение следует

Африка, одежда, геополитика, мода

Previous post Next post
Up