Рослин Александр. Портрет Великой княгини Марии Федоровны. Около 1777 г.
В Музее костюма ГМЗ "Павловск" сейчас проходит выставка "Тобой был так украшен свет!", посвященная гардеробу императрицы Марии Федоровны (сохранилось целых 15 платьев)
Обнаружив в интернете в статьях об этой выставке совсем посторонние портреты, я на всякий случай напомню, что было две русские императрицы по имени Мария Федоровна - жена Павла I (1759 - 1828) и жена Александра III (1847 - 1928). Так вот эта выставка посвящена жене Павла и знакомит с сохранившимися платьями ее гардероба.
Императрица Мария Фёдоровна, жена императора Павла I и мать самодержцев Александра I и Николая I, слыла большой модницей. Свой высокий статус она подтверждала не только делом - а она патронировала многие учебные заведения России и воспитательные дома, - но и нарядами, причёсками, осанкой. Об этом писали современники царицы, в этом можно убедиться и сейчас: в Павловске, любимой загородной резиденции Марии Фёдоровны, на выставке ее костюмов.
Платья в наследство
Кроме вещей из Павловска, здесь представлены платья императрицы из Эрмитажа и Гатчинского музея. А Музеи Кремля прислали изображения сохранившихся элементов коронационного наряда Марии Фёдоровны - корсета, шлейфа и туфель: исторические ткани могли не пережить переезда из Москвы в Петербург.
То самое коронационное платье.
Известно, что у императрицы было множество платьев - сотни, если не тысячи. Но в экспозиции их только 14 (15-е коронационное сейчас проходит реставрацию). Тем не менее это - её полный сохранившийся гардероб.
"В то время платья были очень дорогими, их шили из роскошных тканей, каждое было настоящим произведением искусства, - рассказала директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева. - Ценные платья завещали, передавали по наследству, даруя им вторую жизнь".
Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Джордж Доу 1820-е гг.
Платья в подарок получали не только приближённые фрейлины. По традиции, богато расшитые наряды передавали церквям и монастырям - там из них шили облачения священников, алтарные покровы, пологи. Кстати, так же происходило во всей Европе. Вот и англичане недавно обнаружили ткань с наряда королевы Елизаветы I в крошечной деревенской церквушке в графстве Хартфордшир. По договору с церковью драгоценный материал поместили на выставку в музей. Посетители могут убедиться, что декор ткани полностью соответствует платью, в котором королева-девственница изображена на одном из самых известных своих портретов.
"В нашей стране - с учётом революционных бурь - такие находки вряд ли возможны", - вздохнула Вера Дементьева.
Так что на выставке в Павловске - только те платья, которые так и остались нарядами Марии Фёдоровны. Показывают публике их редко: ткани очень нежные, им требуются особые условия хранения.
Бальное платье 1827 год. После смерти Марии Федоровны на этом платье нашли приколотую записку, гласящую, что это ее любимое платье. Наряд сшит из желтого шелкового атласа с муаровым узором. Завышенная линия талии. Рукава короткие и пышные, "фонариком", покрыты желтым тюлем и лентами из атласа. Юбка сильно расширяется книзу и завершается шлейфом. Форму юбки внизу поддерживают три валика. Подол обшит оборкой из кружева блонды и тюля
Весь день в нарядах
София Мария Доротея Августа Луиза, принцесса Вюртембергская должна была стать герцогиней Гессенской. Но когда свадьба с принцем Людвигом была на носу, на прелестную девушку пал выбор русской императрицы Екатерины II: она решила, что её рано овдовевшему сыну Павлу именно такая вторая жена и нужна. Помолвку с Людвигом расторгли, а Павла отправили в Берлин знакомиться с невестой.
По свидетельствам современников, юная София, получившая в России имя Мария Фёдоровна, целыми днями ходила в пышных нарядах: "То, что утомляет других женщин, ей нипочём, - писал церемониймейстер двора Павла I граф Фёдор Головкин. - Даже во время беременности она не снимает с себя парадного платья, и между обедом и балом, когда другие женщины надевают капот, она, неизменно затянутая в корсет, занимается перепиской, вышиванием и иногда работает даже с медальером Лампрехтом".
Портрет Великой княгини Марии Федоровны. И. Пульман, 1782 - 1787 гг., с оригинала П. Батони, 1782 г.
Мария Фёдоровна пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья. Во время европейского Гран-тура, который великокняжеская чета совершила в 1781-1782 годах, российская принцесса ни в чём не уступала в пышности нарядов принимавшей их королеве Франции Марии-Антуанетте. Версальский двор надолго запомнил небольшую птичку из драгоценных камней, прикреплённую пружинкой к причёске Марии Фёдоровны, - во время ходьбы она раскачивалась и хлопала крыльями по бутону розы.
Платье кавалерственной дамы Ордена Святой Екатерины Большого Креста, 1790-е гг. Единственное из сохранившихся в российских музеях орденских женских платьев. Хотя когда-то их было много: каждый год 24 ноября все кавалериссы ордена собирались в Зимнем дворце именно в таких нарядах - начальницу Ордена отличала лишь зеленая мантия с горностаями. Корсаж из серебряного глазета на двенадцати пластинках китового уса со шнуровкой на спине. Отделка из зеленого бархата с вышивкой блёстками по краям. Вырез и рукава обшиты кружевными воланами. Юбка из серебряного глазета с отделкой зеленым бархатом, как и бархатный шлейф, украшена вышитым орнаментом из золоченой нити, канителью и блестками. Подлинное кружево не сохранилось: так как оно было очень дорогим, его постоянно перешивали с одного платья на другое. При реставрации его заменила имитация, выполненная в начале ХХ века.
Наряды великая княгиня заказывала у лучших модельеров Европы. Например, во Франции она сшила несколько платьев у Роз Бертен, личной модистки королевы, а по возвращении в Россию продолжала пользоваться её услугами. Кроме того, Марию Фёдоровну обшивали прибывшие из-за границы портные - Иоганн Петерсон, Иоганн Геттингер, Иоганн Ральф, мадам Дауни, мадам Дювердир. Императрица прожила в России 50 лет, так что сегодня по её гардеробу можно проследить, как менялась мода от рококо до классицизма, ампира и романтизма.
В мастерской Роз Бертен была создана и кукла "Большая Пандора" (из ГМЗ "Гатчина") в костюме Начальницы Ордена Святой Великомученицы Екатерины. Само орденское платье для Марии Федоровны (из ГМЗ "Павловск") по этому образцу было изготовлено в России.
Отметим, что сейчас "Пандоры" - большая музейная редкость. В XVIII столетии они играли роль глянцевых журналов и модных показов. Куклы, облаченные в новое платье, создавались в Париже и рассылались по всей Европе. Стоили они очень дорого, заказать "Пандору" как эталонную модель могли лишь самые состоятельные дамы.
"Все эти платья уникальные, - уверен замдиректора Павловского музея по научной работе Ринат Гафифуллин. - По традиции лишь коронационные платья передавали в Оружейную палату, поэтому они сохранились, а гражданские после смерти императриц отдавали церквям. Сохранились частично гардеробы жён Александра III и Николая II, потому что случилась революция. Но если говорить о XVIII-XIX веках, то существует только гражданский гардероб Марии Фёдоровны. Свои лучшие платья она завещала женским учебным заведениям, которые патронировала, - в первую очередь Екатерининскому и Смольнинскому институтам, и после 1917 года они оказались в музеях. Несколько платьев остались у её сына Константина Павловича, несколько разошлись по фрейлинам, камердинерам".
Кстати, военным костюмам самодержцев повезло больше: мужские мундиры было принято раздавать гвардейским полкам, в которых они состояли. Сохранились и военные платья Екатерины II, многие из них хранятся в Павловске. Но её бальных, придворных, визитных нарядов не осталось совсем.
Революция в гардеробе
Начало жизни Марии Фёдоровны в России пришлось на эпоху рококо, и в гардеробе молодой жены цесаревича преобладали платья фасона «а-ля франсе», которые состояли из распашной робы, корсета и пышной юбки, которую поддерживали фижмы - каркас из овальных обручей. Главная особенность силуэта - очень тонкая талия, стянутая лифом, и огромная юбка, окружность подола которой могла достигать четырёх метров. И неимоверное количество кружев, рюшек, воланов, лент, вышивки. Вдобавок костюмы и причёски украшали цветами - чаще искусственными, так как свежие не выдерживали многочасовых церемоний.
"Русское" придворное платье, 1790-е годы. Фасон придумала Екатерина II. Платье состоит из верхнего распашного платья и юбки на фижмах. К плечам пришиты ложные рукава. Ткань - белый шерстяной креп. Украшено вышивкой из серебряной нити, блёстками, аппликацией из серебряной фольги и искусственным жемчугом.
Правда, с 1782 года французским платьям пришлось уступить пальму первенства "русским" нарядам. Так распорядилась императрица Екатерина II, решив, что необходимо следовать своим традициям, а не подражать Западу. Одной из главных примет «русского» костюма стали откидные рукава - элемент, заимствованный из боярской одежды допетровского времени. Такие придворные парадные платья использовались при дворе аж до самой революции 1917 года. Разумеется, было оно и в гардеробе Марии Фёдоровны. К счастью, оно сохранилось; сейчас им владеет Гатчинский музей, который предоставил наряд для выставки в Павловске.
Придворное платье, 1800-1801 гг. В нем императрица была в ночь убийства Павла I. Сшито из атласа цвета морской волны. Отделка из бархата песочного цвета с рельефным узором. Короткий лиф, плотно облегающий грудь и плечи, высокая линия талии - юбка начинается под грудью. Покрой асимметричен: полы лифа и разрез юбки смещены в противоположных направлениях. Платье оторочено черной бархатной тесьмой
"На левой стороне груди этого платья нашит маленький мальтийский крестик, - показала хранитель фонда тканей Наталья Вершинина. - Хотя вообще-то в мальтийские рыцари женщин не принимали, а членам Ордена даже запрещалось жениться. Но Павел смотрел на эти правила широко, по-русски".
В конце XVIII века на смену рококо в моду пришёл классицизм, подчёркивающий природные линии тела. Пышные юбки на фижмах уступили место ниспадающим, с длинным шлейфом. А вскоре вместо отдельных лифа и юбок модницы стали носить цельные платья, напоминающие свободные древнегреческие туники. Шили их из дорогих "статусных" тканей - шёлка, бархата, атласа. Кстати, некоторые фасоны из гардероба Марии Фёдоровны, выглядят вполне современно и сегодня.
Например, зелёное придворное платье вполне подошло бы и для нынешних празднеств. Его асимметричный покрой привлекает внимание модельеров и сейчас.
"Это французская мода времён Директории, до прихода к власти Наполеона, - рассказала Вершинина. - Тогда всё было по-новому, и в одежде тоже. Это был очень кроткий период, всё быстро закончилось. Так что подобных платьев сохранилось мало".
Но ценно платье не только этим. Именно в нём Мария Фёдоровна была в последний раз в статусе жены - она надевала его в тот вечер, когда убили Павла I. А утром она проснулась уже вдовой.
Придворное платье 1826-1828 гг. Сшито из голубого шелка. Завышенная линия талии, круглое декольте, короткие рукава фонариком, покрытые петлями из тюля и расшитые мишурой. Юбка книзу расширяется, укреплена валиком. Вышивка по подолу выполнена серебряной нитью, мишурой и битью с изображением ромашек и колокольчиков. Края рукавов и декольте обшиты узким кружевом блонды. Пояс из голубого атласа с бантом на застежке.
В начале XIX века в моду вошли платья из тонких тканей, напоминающие античные хитоны и туники. Силуэт 1820-х годов более четкий: высокая ампирная линия сочеталась с расширенной к низу юбкой в форме колокола. Нередко линию талии подчеркивал широкий пояс с застежкой на спине, украшенный бантом.
Платье с выставки без описания
Как правило, для каждого платья Марии Федоровны был свой комплект аксессуаров - головной убор, боа, перчатки, веер. Сохранилось далеко не все. На выставке, в частности, представлены шляпа с пером страуса и расписной веер из слоновой кости, которые полагались к парадному платью из белого муара с золотым шитьем.
Мемориальные вещи соседствуют с живописными полотнами и миниатюрами, на которых изображена Мария Федоровна в платьях, скроенных подобно тем, что представлены на экспозиции.
Слева: Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен "Большой парадный портрет императрицы Марии Фёдоровны". 1799 г. ГМЗ Петергоф.
Справа: Джордж Доу "Портрет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны" Не позднее 1825 г. Русский музей
отсюда и
отсюда