Олег Янковский
"…В кино, как в жизни…" - эта известная цитата отражает суть подхода профессионалов от мира кино к созданию кинокартины. Одна из составляющих отличного фильма - это атмосфера, его правдоподобие, то, насколько зритель поверит в реальность происходящего на экране. А создание такой атмосферы невозможно без внимания к деталям. Это факт.
И, если говорить о костюмах, о моде в кино, то на примере такого одиозного и яркого предмета мужского гардероба, как белый костюм, хочется рассмотреть, насколько точно перенесена его смысловая ассоциация из жизни на экран. А именно - сочетание белого костюма с черной рубашкой (или иным предметом гардероба черного цвета).
Почему именно такое сочетание? Ну, наверное, потому что в жизни это одно из самых ярких и легко считываемых сочетаний и его довольно просто будет проследить в кино, ведь там это тоже один из часто повторяющихся образов, что обеспечивает нам статистику и облегчает это маленькое исследование.
Что означает это сочетание? Сам пиджак, или иными словами, верхний слой одежды, символизирует защиту от внешних факторов или ответ на требования внешней среды, это как панцирь броненосца или раковина улитки. А внутренний слой одежды - рубашка, футболка, то что под пиджаком, именно вследствие этой ассоциации воспринимается как личность, суть человека. Поэтому, когда пиджак более темный, а рубашка светлая, то это считывается как естественный ход вещей: твердый верх защищает нежную сущность. Такое сочетание не настораживает, оно без подвоха.
А теперь представьте белый пиджак и черную рубашку. Белый цвет в психологии означает легкость, чистоту, открытость, дружелюбность, расположение, честность, мудрость. Черный же - авторитет, закрытость (наглухо), тяжесть, максимальную дистанцию, загадку. Что мы получаем в итоге? Темную загадочную закрытую личность в белых одеждах. И тут два варианта прочтения, которые зависят от деталей.
Первое - это личность-загадка в эффектном белом пиджаке, который должен притягивать все взгляды. И второе - классический волк в овечьей шкуре! Так в жизни. А как в кино?
ОТПУСК ЗА СВОЙ СЧЕТ (1981)
художники по костюмам Светлана Титова, Дьёрдьи Видак.
Миклош Калочаи в фильме "Отпуск за свой счет".
У главной героини был трудный выбор между Калочаи и Игорем Костолевским.
Милая романтичная комедия (это точно комедия?) про то, как опасно крутить командировочные романы с юными наивными девицами. Однажды эта девица может вырасти у тебя на пороге с чемоданом в руках и верой в глазах в твою порядочность. Ну, речь не о том, а о костюме. И здесь главный герой нашего мини-исследования появляется на Ласло (на минуточку секс-символ Венгрии и СССР Миклош Калочаи), скромном парне, который за время фильма постепенно влюбляется в эту самую юную деву. И появляется этот костюм на нем в самый ответственный момент - во время праздничного вечера. И цель у него одна - поразить Катеньку. Но что-то пошло не так, и наш принц оказался поражен сам до такой степени, что перепутал рядом сидящую даму со стулом.
Но это уже мелочи, ведь принцем, по сути он быть не перестал и, в конечном итоге, история закончилась хэппи-эндом).
ЧАРОДЕИ (1982)
художник по костюмам Владимир Соковнин.
Александр Абдулов - второй выход в белом костюме в "Чародеях"
Помните момент, где Ваня (Александр Абдулов) хотел предстать в зале перед Аленой и она бы его вспомнила? Надо было появиться так, чтобы она точно не проглядела такого жениха, перед этим забыв его начисто. Фактически, задача стояла влюбить ее в себя заново.
С детства все мы помним веселую песенку "главное, чтобы костюмчик сидел":
"… чтоб от восторга дыша еле-еле,
гости на этот костюмчик глядели,
чтобы невеста, сомлев от пошива,
вдруг поняла, что она поспешила!"
"ЧАРОДЕИ"
Александр Абдулов и Александра Яковлева, "Чародеи"
Достиг ли Ваня своей цели? Ну, тут как сказать. Но Алёна явно проявила интерес к "загадочному принцу". А уж волшебный поцелуй сделал свое дело.
Александр Абдулов и Александра Яковлева, "Чародеи"
РЕЦЕПТ ЕЁ МОЛОДОСТИ (1983)
Художник по костюмам: Наталья Иванова
.
Александр Абдулов и Людмила Гурченко "Рецепт ее молодости"
Спасибо
mihailgurevitch за наводку!
СИЦИЛИАНСКАЯ ЗАЩИТА (1980)
художник по костюмам Валентина Жук.
Александр Абдулов в финале "Сицилианской защиты".
Как важен контекст, также важны и детали. Буквально, каждая деталь. Нарочито модные солнцезащитные очки вкупе с пачкой заграничных Мальборо рисуют нам образ человека, ориентированного на заграницу, модника и франта, утонченного эстета. И снова белый костюм.
Но как интересно это работает, если у Абдулова из "Чародеев" белый костюм с жилеткой вместе с его открытым взглядом, полным надежды и любви, ассоциируется почти с костюмом жениха - элегантного и эффектного, то у этого Абдулова он рассказывает историю человека-фарцовщика, как минимум. А по факту, как оказалось, барыгу по-крупному, с целой историей хищений из музея с попыткой продать на запад коллекционный богемский хрусталь.
ГЕНИЙ (1992)
художник по костюмам Ирина Каверзина.
Александр Абдулов, Гений, конечно, но с очками кота Базилио немного промахнулся.
Старый фильм с неподражаемым дуэтом и противостоянием двух "злодеев" - легкого и живого, как ртуть, Александра Абдулова в роли предприимчивого мошенника и тяжелого вязкого Смоктуновского в роли теневого короля преступного мира. Здесь интересна метаморфоза, которая происходит с костюмами Абдулова. В самом начале фильма он появляется в классическом варианте черно-белого костюма, но с футболкой. Глухой ворот задает очень закрытый тон, который только усиливается при помощи очков.
Таким образом мы видим очень закрытый персонаж, дистанцировавшийся от внешнего мира, но готовый действовать (закатанные рукава пиджака). Очки он снимает только когда говорит по телефону с близким человеком, тем самым раскрываясь и проявляя человечность.
Александр Абдулов,"Гений"
А дальше происходит интересное. Нам обозначили характер персонажа, но дальше мы этот костюм не увидим. Напротив, чем плотнее он начинает сходиться в своем конфликте с персонажем истинного злодея - Принца (Смоктуновский), тем легче и открытее выглядят его образы. Словно масштаб его махинаций меркнет по сравнению с тем беспределом, что творит его противник. Серый цвет может выглядеть почти белым, если его поместить рядом с черным, не так ли? Так и здесь. Противостояние высвечивает его положительные стороны и нивелирует отрицательные моменты. Персонаж Принца же, напротив, словно наливается силой зла и достигает ее апогея в финальной сцене. Именно там он появляется в белоснежном пиджаке, застегнутой наглухо черной рубашке и, чтобы подчеркнуть ее черноту еще больше, он выбирает узкий галстук белого цвета. На фоне этого образа, первый образ Абдулова уже кажется какой-то ерундой и несущественным пустяком по сравнению с масштабом злодейства данной личности.
Иннокентий Смоктуновский, тоже "Гений"
ОЛИГАРХ (2002)
художник по костюмам Алина Будникова
.
Владимир Машков верхом на слоне (голосом Найка Борзова)
Платон Маковский (Владимир Машков) - фигура неординарная, яркая. По сюжету, незаметный младший научный сотрудник проходит путь от самых низов до вершины финансового Олимпа, став богатейшим человеком страны. Фильму надо отдать должное, Платона не старались выкрасить в однозначно белые или черные тона, режиссер показал всю сложность его натуры, поступков и решений. Его сложно вписать в какие-то рамки, этот человек ― горнило самых разных, порой противоречивых моральных качеств, не знающий полутонов и живущий и проявляющийся так же ярко, в бешеном ритме лихих 90-х. И это находит отражение в его костюме, который он надевает на вечеринку по случаю своего дня рождения.
Появление на слоне, как индийский раджа, приветствуя своих гостей - это ли не эффектное появление? А сложенный по-особому платок в кармане, который под определенным углом видится как морда зебры - это ли не яркая деталь, выделяющая его из общего ряда? Футболка здесь не является предметом демократичной расслабленности, нет. Она, скорее, создает такой же контраст по отношению к застегнутым наглухо рубашкам и галстукам гостей, что сама по себе является заявлением.
Владимир Машков, "Олигарх"
Итак, таинственный эксцентричный принц прорисован здесь достаточно ярко и костюм отлично поддерживает эту историю.
Отсюда