В коллекции Государственного исторического музея в Москве есть множество интереснейших предметов одежды с необычной судьбой. Например, халат последнего Бухарского эмира
Сейида Мира Мухаммеда Алим-хана из тюркского рода Мангыт. На верхней фотографии С. М. Прокудина-Горского это он в 1911 годy, правда, в другом халате.
Необычный халат для своей коллекции Исторический музей купил в 1961 году, и владелец халата В.С. Фриновский-Мартынов рассказал, что он происходит из гардероба эмира бухарского, а сам владелец был этим халатом награжден Реввоенсоветом 1-й армии Туркестанского фронта, в рядах которого он участвовал в установлении советской власти в Бухаре.
Я так понимаю, что одеждой в то время награждать было очень даже принято. Помните красные революционные штаны из фильма "Офицеры"? Ну вот там штаны, здесь халат...
У халата традиционный узбекский покрой, он сшит из прямых полотнищ ткани без разреза на плечах, имеет чуть раскошенные полы и широкие суживающиеся к низу рукава, а края ворота, бортов, подола и низа рукавов обшиты узорной плетеной тесьмой
Xалат. Бухара. Начало XX в. Парча, шелк; ручное ткачество
Легенда, что владельцем халата являлся эмир Бухары подтверждается тем, что халат сшит из шелковой ткани на подкладке из полосатого шелка местной выработки.
Дело в том, что в Бухаре шелк издавна считался святыней, а люди, соприкасавшиеся с шелком, обязаны был строго соблюдать нормы поведения в обществе и быту, заветы ислама, например, но не только. Поскольку большинство людей этому не следовало (то есть люди не святые) , то им запрещалось носить шелковую одежду, или ношение такой одежды ограничивалось
По обычаю мужчины носили одежду из полушелковой ткани, смесовую с хлопком. Так как шелк был в иерархии выше других материалов, одежду из него нельзя было надевать на голое тело. И только высшее лицо могло носить роскошный наряд из парчи на шелковой подкладке.
Самым интересным на халате был очень нетипичный для Средней Азии рисунок, он был скорее французский чем местный . На красном фоне шелком вышиты золотые и серебряные изогнутые кружевные ленты и цветочные гирлянды
Сотрудники музея изучили узоры и установили, что халат был сшит из российской шелковой ткани производства
фирмы Сапожниковых - одной из старейших и известнейших текстильных мануфактур в России.
Мануфактура была основана в 1837 г. в Москве Григорием Сапожниковым, а его наследники в 1911 г. создали торгово-промышленное "Товарищество А. и В. Сапожниковых".
Мануфактура Сапожниковых выпускала лучшие в России шелковые и парчовые ткани. Изделия этой фирмы получали золотые медали, Гран-при и почетные дипломы на многих всероссийских и международных промышленных выставках. Фирма Сапожниковых славилась своими точными повторениями французских шелковых тканей XVIII в., в том числе тканей художника-декоратора Филиппа де Лассаля.
Кстати, сейчас бывшая мануфактура Сапожниковых сущестсвует под названием Королёвская шёлковая фабрика "Передовая текстильщица" и выпускает среди прочего ткани для парашютов и бронежилетов.
Tо, что русская парча попала в Бухару, абсолютно неудивительно. Торговые связи России со Средней Азией укреплялись всю вторую половину XIX в., а российские текстильные предприятия активно закупали в Средней Азии сырье и поставляли обратно набивные и шелковые ткани.
В Бухаре существовало собственное кустарное шелкоткачество, но не было фабрик и промышленных мощностей.
Полосатая подкладка на халате тем не менее была сделана из местного шелка. А русская парча, видимо, понравилась эмиру яркостью цвета и необычностью узора.